Меры для дальнейшего развития отрасли машиностроения рассмотрены на заседании правительства под председательством премьер-министра РК Алихана Смаилова, передает inbusiness.kz со ссылкой на primeminister.kz.
Как сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, на сегодняшний день доля машиностроения в структуре экономики Казахстана занимает 1,5%, а в обрабатывающей промышленности – 13%. В отрасли в настоящее время действует порядка 3,8 тыс. предприятий, число занятых составляет более 118 тыс. человек.
В целом машиностроение является одной из самых динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности: если за последние 5 лет средний темп роста обрабатывающей промышленности составлял 4,5%, то машиностроение показало рост в 17,6%.
По словам министра, в рамках дальнейшего укрепления отрасли большой акцент уделяется новым проектам. Так, до 2028 года запланирована реализация 151 проекта на 1,7 трлн тенге с созданием более 24 тыс. новых рабочих мест. Среди них предприятия в сферах железнодорожного, сельскохозяйственного, электротехнического, нефтегазового, горнометаллургического машиностроения, а также автомобилестроения. В частности, в 2023 году ожидается запуск 29 проектов на 217 млрд тенге с созданием 3,5 тыс. рабочих мест.
Министр энергетики Алмасадам Саткалиев доложил, что в целях увеличения доли казахстанского содержания в товарах на крупных нефтегазовых проектах был создан Международный центр развития нефтегазового машиностроения. В рамках его работы определено 7 товарных групп востребованной продукции на сумму порядка 400 млн долларов, которую в перспективе смогут поставлять отечественные производители (заводы). Для этого на крупных нефтегазовых проектах внедрены механизмы поддержки местных товаропроизводителей, среди которых "Ранний тендер", "Пробный заказ" и "Контракт в обмен на инвестиции".
На заседании также выступил заместитель председателя правления Союза машиностроителей Казахстана Ерканат Маканов.
Премьер-министр подчеркнул, что за прошедшие 5 лет доля машиностроительной отрасли в экономике Казахстана увеличилась в 1,5 раза, а объем производства вырос в 3 раза и превысил 3 трлн тенге. Только за прошлый год в отрасль было привлечено свыше 470 млн долларов иностранных инвестиций. Вместе с тем имеется большой потенциал для ее дальнейшего развития.
"Имеются значительные возможности для экспорта нашей продукции. К примеру, общий объем импорта машиностроительной продукции стран Евразийского экономического союза за 2021 год составил 141 млрд долларов. Мы можем увеличить свою долю на этом рынке", — сказал Алихан Смаилов.
Как отметил глава правительства, актуальным вопросом является высокий уровень износа оборудования. В среднем данный показатель в машиностроении составляет порядка 40%. Состояние основных фондов требует значительной модернизации и реконструкции.
В этой связи Алихан Смаилов отметил необходимость обеспечить доступное финансирование, в первую очередь для малого и среднего бизнеса. В том числе по линии Фонда развития промышленности.
По мнению премьер-министра, большой потенциал развития имеется и в нефтегазовом машиностроении. Сейчас объем производства в этом секторе составляет порядка 160 млн долларов. В то же время объем импорта превышает 1,6 млрд долларов.
"Разница, как видим, десятикратная. Ее нужно сокращать. Для содействия в создании новых отечественных производств в 2020 году совместно с крупными недропользователями был открыт Международный центр нефтегазового машиностроения. С учетом имеющегося потенциала и высокой заинтересованности местных производителей работу в этом направлении необходимо активизировать", — подчеркнул Алихан Смаилов.
Глава правительства также остановился на сельскохозяйственном машиностроении. По его словам, в настоящий момент износ парка сельхозтехники страны составляет порядка 76%. За прошлый год отечественными предприятиями было произведено свыше 15 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. Однако этого недостаточно.
"Аграриям нужна новая техника! Поэтому темпы производства необходимо наращивать. Для этого у нас есть все необходимые инструменты и возможности", — сказал премьер-министр.
Вместе с тем была обозначена важность развития промышленной кооперации. Сегодня в республике успешно работают совместные предприятия с такими крупными мировыми лидерами машиностроения, как General Motors, Alstom, General Electric, Daewoo Bus, Hyundai и другие.
Ярким примером промышленной кооперации является запущенный в 2020 году завод по производству техники и автобусов в городе Сарани Карагандинской области. Его мощность – 1200 транспортных средств в год. В предприятие инвестировано 11,9 млрд тенге, а на его площадке после выхода на полную мощность будет трудиться порядка 1000 человек.
"Эту работу надо продолжать", — подчеркнул Алихан Смаилов.
Он напомнил, что для дальнейшего развития машиностроительной отрасли по поручению главы государства ведется разработка соответствующего пятилетнего Комплексного плана. Его реализация позволит повысить производство в сфере машиностроения более чем в 2 раза, увеличить объем экспорта почти в 3 раза, инвестиций в основной капитал – в 1,5 раза, а также удвоить производительность труда.
"Благодаря поддержке государства отечественные предприятия смогут внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны путем создания постоянных рабочих мест, открытия новых и модернизации действующих производств", — сказал премьер-министр.
В заключение глава правительства поручил в кратчайшие сроки согласовать Комплексный план развития машиностроения, повысить эффективность Международного центра нефтегазового машиностроения, а также проработать вопрос снижения ставки инвестиционного субсидирования с 25% до 15% на импортную сельхозтехнику, аналоги которой производятся в Казахстане.
Читайте по теме:
В Казахстане за год в машиностроение инвестировали рекордную сумму – около 500 млн долларов
До 2028 года в РК намерены реализовать 151 проект в машиностроении на 1,7 трлн тенге
Машиностроение в Казахстане собираются развивать по-новому