Тема космомониторинга, который теперь под вопросом из-за спутников, чьи полеты вынужденно продлили, обсуждалась на Atameken Business в программе "Время говорить". Довольно здравую позицию высказал экономист Ануар Нуртазин, поставивший под сомнение необходимость подготовки новых спутников, когда многие страны просто покупают космические снимки, что обходится значительно дешевле. Ответ вице-министра МЦРИАП Малика Олжабаева был неубедительным.
Екатерина Смышляева, депутат мажилиса парламента РК:
– То, о чем мы сегодня говорим, те проекты, о которых мы говорим, это на сегодняшний день для нас дело чести, потому что космомониторинг за эти несколько лет ворвался в нашу жизнь, в наши информационные системы. Космомориторинг – это большой раздел цифровой правды, который позволяет нам независимо от людей, от каких-то там проверяющих институтов, в общем-то, видеть реальную картину того, что происходит с нашими ресурсами.
Данил Москаленко:
– В первую очередь, это земли.
Екатерина Смышляева, депутат мажилиса парламента РК:
– Это земли, это водные ресурсы, это лес. Сегодня технологии космомониторинга не только являются контрольно-надзорными, они еще используются в точечном земледелии, они используются для прогнозирования. Те группировки, о которых мы говорим, для сборки таких спутников был построен специальный испытательный комплекс, который сегодня располагается в нашей столице, у которого есть испытательные камеры, есть специалисты, есть инженеры, которые готовы сегодня собирать казахстанские спутники. Поэтому мы тут с двух позиций подходим. Первая позиция связана с тем, что все-таки это очень важно для дела. А второй момент – это еще и развитие нашей космической отрасли. Поэтому важно ставить такие проекты в приоритет.
Данил Москаленко:
– Но они сейчас зависли. Почему? Какую вы проблему обозначили?
Екатерина Смышляева, депутат мажилиса парламента РК:
– Мы обозначили проблему, что любой спутник – у него есть срок эксплуатации, и на сегодняшний день наши спутники, спутники дистанционного зондирования Земли, они свой срок службы уже выработали. И очень важно их своевременно заменить. Но мы должны понимать, что спутник – это не сотовый телефон. Это серьезный технологический проект, который реализуется, собирается в течение достаточно длительного времени. Например, спутники связи до четырех лет собираются...
Данил Москаленко:
– Так у нас отставание уже несколько лет. Вы упустили этот момент, что ли? (Обращается к вице-министру МЦРИАП. – Прим. ред.) Почему у нас не идет все своевременно? Почему у нас депутаты вынуждены к этому подключаться?
Малик Олжабаев, вице-министр МЦРИАП РК:
– На самом деле нам эта ситуация известна, мы строим свои прогнозы из тех реалий, которые сегодня складываются. Есть такая практика, что спутники летают и за пределами своего срока расчетного активного существования, то есть фактически у нас сейчас речь идет про два спутника, данные которых мы используем для проведения космического мониторинга. Это спутник "Казгеосат-1"и "Казгеосат-2". Запущены оба спутника были в 2014 году, срок активного расчетного существования у нас завершился в конце 2021 года. Первое продление мы сделали до конца 2023 года. Мы прогнозируем, что окончательно максимальное продление будет до 2026 года. Соответственно, мы сейчас проводим предпроектные работы по замещению этих спутников.
Данил Москаленко:
– Вы отстаете от графика? Да или нет?
Малик Олжабаев, вице-министр МЦРИАП РК:
– Если говорить о 2026 годе, у нас в этом году будут завершены работы по ТЭО, что мы и планируем сделать – начать работы по производству спутника, то мы как раз успеваем к 2026 году обеспечить запуск спутников для того, чтобы заместить действующие.
Данил Москаленко:
– Я немного не понял. Получается, что проблемы никакой нет, что ли?
Екатерина Смышляева, депутат мажилиса парламента РК:
– Видите, что срок продления для технического аппарата – это большие риски. Их продлевали еще не раз. И каждое продление – это большой риск. Падение качества соответственно. Притом современные модели, о которых сейчас идет речь, у них совершенно другая точность. Ну это все равно, что ездить на старой машине, а это аппараты, которые находятся вне Земли, представьте себе, какими техническими характеристиками они должны обладать, чтобы стабильно работать. Поэтому сегодня это вынужденное продление.
Данил Москаленко:
– Ну, вы согласны с тем, что говорит господин вице-министр? Я озаботился этим вопросом, потому что польза для фермеров есть, хоть они и критиковали космомониторинг, говорили, что где-то там поля засеяны, а спутник показывает, что на самом деле нет. То есть вроде потом это решили. Все довольны. Теперь выясняется, что у нас все ставится под вопрос, потому что новые спутники не запускаются.
Екатерина Смышляева, депутат мажилиса парламента РК:
– Данил, я еще раз говорю. Здесь можно, условно говоря, залатать дыры, а можно развиваться.
Данил Москаленко:
– Господин Нуртазин, риски Вы здесь какие-то видите?
Ануар Нуртазин, экономист:
– Коллеги говорят, что спутники доживают, на самом деле доживают не только спутники, но и большинство простых казахстанцев. В том числе малый и средний бизнес в первую очередь, к которым все-таки и относятся фермерские хозяйства, большинство фермерских хозяйств. Если же возвращаться к спутникам, как я понимаю, они запускались семь лет назад, когда у нас была эйфория от высоких цен на нефть, и, соответственно, у нас были определенные социальные ожидания. Однако сегодня у нас, по результатам того же января, предположительно, будут социальные взрывы, в том числе и со стороны экономической целесообразности. То есть хотелось бы, чтобы люди из высоких кабинетов вернулись на нашу грешную землю. На ту землю, где ходим мы, простые предприниматели.
Малик Олжабаев, вице-министр МЦРИАП РК:
– Я хотел бы прокомментировать, этот вопрос постоянно возникает.
Данил Москаленко:
– Вот, кстати, телезритель пишет: все страны покупают снимки, это обходится в сотни раз дешевле.
Малик Олжабаев, вице-министр МЦРИАП РК:
– На самом деле здесь вопрос о целесообразности постоянно возникает. То, что сейчас спикер говорил о прямых экономических эффектах, здесь больше роль играют косвенные экономические эффекты, потому что благодаря таким технологиям выявляются перспективные земли. Одна из важных задач, о которой часто говорили, – выявление неиспользуемых земель.
Полную версию программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке.
На снимке: Большое Алматинское озеро из космоса. Данные АО "НК "Қазақстан Ғарыш Сапары""
Читайте по теме:
Казахстан может остаться без космомониторинга
Около 30 стихийных свалок выявлено с помощью спутника в Алматы
Космомониторинг земель: добро или зло?