Развязать руки институту общественных советов (ОС) обещает Министерство информации и общественного развития. Соответствующий законопроект ведомство готовит внести на предстоящей парламентской сессии. Выборность членов ОС, в случае если поправки будут одобрены, станет прерогативой представителей гражданского сектора, а не госорганов. Отчетность относительно реакции госорганов на замечания ОС должна будет предоставляться в течение месяца. Инициируется возможность привлечения советами на договорной основе экспертов, а также организационные расходы, за счет бюджетных средств. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщила председатель Комитета по делам гражданского общества Министерства информации и общественного развития Алия Галимова.
"Мы планируем добавить новые механизмы, которые будут влиять на повышение самостоятельности ОС. В частности, органом, который будет определять выборность ОС является рабочая группа, которая будет представлена представителями гражданского общества. То есть если сегодня по действующему законодательству руководителем рабочей группы, который отвечает за выборность членов ОС, является руководитель госоргана, то потом будет представляться представителем гражданского общества", – пояснила Алия Галимова.
Отдать ОС намерены и возможность выбирать для экспертизы нормативно-правовые акты, а также рассмотрение обращений граждан. Предложить МИОР собирается и заслушивание ОС руководителей правоохранительных органов на регулярной основе. Кроме того, инициируется отчетность госорганов об исполнении рекомендаций общественных советов, а также финансовом обеспечении для привлечения экспертов и мероприятий организационного характера.
Глава комитета не сомневается в эффективности ОС и в нынешнем виде. Результатом работы так называемой диалоговой площадки между властью и обществом стало рассмотрение советами 10 тысяч нормативно-правовых документов в течение трех лет.
"Это очень большая объемная работа, свыше 500 слушаний проведено по тем или иным вопросам. В целом, как институт общественного контроля, ОС показали свою эффективность и значимость", – отметила она.
По каждой десятой норме из рассмотренных НПА вынесены замечания и рекомендации, которые гососорганы обязаны принять во внимание, дать аргументированный ответ по принятию той или иной поправки либо отказу от нее.
Однако у представителей гражданского общества однозначной оценки степени эффективности общественных советов нет. Вице-президент Гражданского альянса Казахстана Гамал Тузельбаев констатирует, что доверием институт общественных советов не пользуется. У общества имеется мнение, что состав советов формируют аффилированные с властью лица. Согласиться с этим утверждением или опровергнуть его в альянсе также не берутся, так как ясного понимания ситуации нет. ГАК намерен проводить социологическое исследование текущего состояния развития общественных советов.
"Мы будем это проверять. Второй вопрос, который нам предстоит исследовать, – это отсутствие взаимодействия общественных советов друг с другом, вследствие чего их влияние на принятие решений не имеет системности", – отметил Гамал Тузельбаев.
Также будут исследоваться вопросы результативности структуры. Так как пока вопросы сбора общественного мнения, оперативной реакции на острые кризисные ситуации и участия в их урегулировании ОС решают с оглядкой на акиматы, министерства или агентства.
"Государственные органы не заинтересованы в инициативах ОС. Фактически деятельность общественных советов определяется рамками плана работ ОС. Важно понять, насколько ОС обеспечен доступ к информации государственных органов и органов местного управления, где и каким образом ОС черпают необходимую информацию, процедуры ее получения, не влияют ли сроки ее получения на актуальность вопроса. Необходимо рассмотреть практику приема ОС гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов. Обращаются ли в ОС граждане? Почему известные общественные инициативы протекают без участия общественных советов?" – задается представитель гражданского сектора.
По данным Гражданского альянса Казахстана, в республике сегодня действует 231 общественный совет. Из них на республиканском уровне – 15, в областях и городах республиканского значения – 17, в районах и городах – 199. В структуре задействовано 3570 человек. Согласно законодательству, 2/3 института общественных советов должны представлять представители гражданского сектора, государственные служащие – 1/3.
Карина Алимова