К настоящему времени свои посты сохранили премьер-министр Алихан Смаилов и четыре вице-премьера: Роман Скляр, Алтай Кульгинов, Ерулан Жамаубаев и Серик Жумангарин. На свои должности также переназначены главы МВД и обороны.
Мурат Нуртлеу назначен заместителем премьер-министра – министром иностранных дел Республики Казахстан. Освобожден от должности руководителя администрации президента. На его место пришел экс-глава антикоррупционной службы Олжас Бектенов. О том, какие задачи стоят перед новым составом правительства, в материале inbusiness.kz.
Марат Шибутов, политолог:
"Первая задача нового кабинета министров – это улучшение экономической ситуации в стране, им необходимо добиться роста экономики и при этом снизить инфляцию. Второе – это разобраться с инфраструктурным кризисом, который с энергетического перешел в более широкие рамки.
Третье – не попасть под вторичные санкции. Четвертое – обеспечить дальнейшее функционирование, чтобы все работало.
Если говорить о персоналиях нового правительства, в прошлом году после попытки госпереворота было принято решение делать схему: сильная администрация президента – слабое правительство, если говорить про кадровый потенциал. Потому что надо было разобраться с внутриполитическими проблемами, наладить ситуацию с силовиками и органами, прямо подчиненными президенту. После заговора такие вопросы надо контролировать.
Теперь стоит другая ситуация – надо поднимать экономику, поэтому правительство усиливают, делают его более независимым, более ответственным, способным принимать самостоятельные решения, поэтому для усиления им отправили того же Нуртлеу.
Скляра и Смаилова пока оставили, будут проблемы, должен ведь кто-то за них ответить".
Андрей Чеботарев, политолог (пост из телеграм-канала по согласованию с автором):
"В Казахстане прошли очередные перестановки в верхних эшелонах власти. В частности, экс-руководитель администрации президента РК Мурат Нуртлеу вернулся в родную ему сферу внешней политики страны. С точки зрения должностного статуса это можно считать понижением. Но с точки зрения нового функционала он, наоборот, выигрывает. В статусе вице-премьера Нуртлеу будет курировать деятельность всех центральных госорганов по линии международного сотрудничества. К тому же, учитывая его послужной список, он по-прежнему пользуется высоким доверием у главы государства Касым-Жомарта Токаева. В свою очередь, это обстоятельство позволяет Нуртлеу решать различные вопросы напрямую с президентом, минуя своего непосредственного руководителя, премьер-министра Алихана Смаилова.
Что касается нового руководителя АП Олжаса Бектенова, то в пользу его назначения свидетельствуют следующие основные факторы. Во-первых, в отличие от многих своих предшественников, он, судя по его послужному списку, представляется типичным технократом без каких-либо явных политических амбиций. Во-вторых, в президентской администрации он уже в свое время работал в разных должностях. В связи с этим хорошо знает деятельность данного госоргана. И, в-третьих, учтен опыт работы Бектенова на руководящих позициях в антикоррупционном ведомстве. Поэтому, скорее всего, его нынешнее назначение призвано усилить контрольные функции АП. В том числе по отношению к представителям правящей элиты, которые пока что не определились четко в своих отношениях к официальному политическому курсу и лично к действующему президенту страны.
Сохранение же на своих постах министров обороны и внутренних дел Руслана Жаксылыкова и Марата Ахметжанова, соответственно, можно рассматривать как демонстрацию доверия со стороны главы государства не только к ним, но и ко всему личному составу руководимых ими силовых структур. В свою очередь, такая демонстрация актуальна с учетом как январских событий 2022 года, на волне которых оба министра вступили в свои должности, так и дальнейшего развития ситуации в стране после прошедших парламентских и местных выборов".
Уразгали Сельтеев, политолог (пост из телеграм-канала по согласованию с автором):
"Глава государства сегодня принял два ключевых кадровых решения.
Мурат Нуртлеу теперь вице-премьер и министр иностранных дел по совместительству. Перевод на эту ответственную позицию обусловлен определяющей и нарастающей ролью внешнеполитического блока в госаппарате. Здесь значимый и крайне сложный участок. Это привлечение новых инвестиций, регулирование внешнеэкономической политики, обход санкционных рисков, политическое балансирование между ведущими субъектами системы международных отношений. И в целом координация дипломатической активности президента, сопровождение которой не терпит упущений и ошибок. На посту руководителя АП Нуртлеу зарекомендовал себя как антикризисный менеджер, перенастроив госаппарат под реформаторский курс Токаева после январских событий.
Назначение Олжаса Бектенова руководителем президентской администрации после завершения основных электоральных событий говорит о необходимости усиления других векторов.
В антикоре Бектенову удалось не только наладить работу по выявлению крупных хищений и возврату госденег, но и систематизировать реализацию направления по превенции коррупционных рисков.
Теперь, скорее всего, Бектенов с учетом антикоровского опыта, расширенных полномочий и увеличения политического веса масштабирует контроль за процессами возврата капиталов и активов в государственную собственность, а не в карманы новых нуворишей. Тут главное – не допускать незаконного передела ресурсов и игр по "старым" правилам. Кроме того, важно ужесточить спрос за реализацию президентских поручений в регионах, где акимы если и не саботируют их, то нередко не способны полноценно перевести в практическую плоскость. К тому же без системной очистки госаппарата от случайных элементов и несоответствующих кадров здесь не обойтись".
Читайте также:
Новый кабмин будет активно работать над привлечением инвестиций – Смаилов
Токаев убрал Мурата Нуртлеу с должности главы АП
Руководителем АП стал экс-глава антикора