Кабмин "выкатил" правила по дебюрократизации на 89 листах

3468

Поручение президента оптимизировать госаппарат столкнулось с постановлением правительства, описывающим текущие процессы.  

Кабмин "выкатил" правила по дебюрократизации на 89 листах

В апреле этого года Токаев подписал Указ о мерах по дебюрократизации деятельности госаппарата. Как отмечалось на сайте Акорды, "ключевыми принципами дебюрократизации определены приоритет сущности над формой, цифровизация по умолчанию, управленческая ответственность, непрерывное совершенствование, оптимальность регламентации", передает inbusiness.kz.

В частности, указом предусмотрен комплекс системных и прикладных мер, реализация которых обеспечит ускорение принятия решений в госаппарате, повышение самостоятельности и персональной ответственности первых руководителей госорганов, сокращение документооборота и отчетности.

2 июня в нормативно-правовой базе "Адилет" опубликовано  постановление правительства "О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата". Что представляет собой данный документ? В первую очередь, он имеет внушительный объем. Если переводить в страницы в Word, он занимает 89 страниц шрифтом Times New Roman 14.

В Указе президента было сказано, "для ускорения реализации возложенных задач государственные органы будут наделены правом принятия нормативных правовых актов без избыточной конкретизации своих функций на законодательном уровне". Но, если ознакомиться с постановлением по дебюрократизации госаппарата, то можно убедиться, что оно охватывает только работу Кабмина.

В частности, постановление содержит 8 глав. Регламент Правительства Республики Казахстан: Общие положения; заседания правительства и совещания, проводимые у премьер-министра и его заместителей; работа с проектами актов президента, правительства и премьер-министра; законотворческая деятельность правительства; работа со входящей и исходящей корреспонденцией; контроль исполнения поручений; проектное управление; отдельные вопросы деятельности Правительства.

Складывается впечатление, что, в целом, описан действующий процесс работы кабмина. К примеру, в параграфе, определяющим порядок подготовки и проведения заседаний правительства, сказано "заседания проводятся, как правило, еженедельно, но не реже одного раза в месяц и созываются руководителем канцелярии по поручению премьер-министра либо президента. На заседаниях председательствует премьер-министр, а в его отсутствие – заместитель премьер-министра по указанию премьер-министра. Заседания являются открытыми и ведутся на государственном и русском языках". В настоящее время так и происходят заседания правительства. Во многих местах постановления по дебюрократизации не сказано ничего нового.

Президент в Указе обозначил цифровизацию по умолчанию. Смотрим параграф по внесение проектов постановлений правительства и проектов распоряжений премьер-министра в канцелярию. К примеру, вносимые госорганами в Канцелярию проекты, подготовленные на государственном и русском языках, должны содержать 13 видов различных документов. Если говорить о сроках, то их прописали в следующем виде: срочный – с пометками: "весьма срочно" – в течение 3 трех рабочих дней, "срочно", "ускорить" – до 10 рабочих дней; краткосрочный – от 10 рабочих дней до 1 месяца; среднесрочный – от 1 до 6 месяцев; долгосрочный – от 6 месяцев.

В указе сказано, что цифровизация по умолчанию, однако в документе ни разу не сказано, что кабмин самостоятельно вытаскивает данные из электронных систем, ничего не сказано о работе других госорганов, министерств, акиматов. Непонятно, будет документ для других госорганов или в правительстве считают, что госаппарат ограничивается стенами здания правительства. В целом, резюмируя, можно отметить, что в данном постановлении ни о какой дебюрократизации речи не идет.

Вместо послесловия. В конце мая на платформе E-otinish я отправила журналистский запрос в Минэнерго. Как полагается, через 7 рабочих дней пришел ответ. Он был очень лаконичный: адресуемый вопрос относится к компетенции Минфина. Что мешало ответить пораньше, учитывая, что исполнителя назначают в день отправления запроса, мне непонятно. Самое главное, что такие моменты не пропишешь в мерах по дебюрократизации.

Майра Медеубаева