Компании ранжируются по отношению сумм судебных исков клиентов (как показателя их недовольства качеством услуг) к страховым выплатам. В разрезе видов страхования наибольше иски клиенты подавали при страховании жизни, гражданско-правовой ответственности и туристических услуг.
За 2015 год на 25 страховых компаний из 33, клиенты подали 296 судебных исков на три млрд тенге. Это составляет 3,7% к страховым выплатам (82,8 млрд тенге) или 1,1% от собранных страховых премий (288,3 млрд тенге). Однако лучше в этот процент не попадать.
Рейтинг страховых компаний по отношению сумм судебных исков клиентов к страховым выплатам сложился следующим образом (таблица 1). Наибольший показатель оспариваемых клиентами сумм у Нефтяной страховой компании (НСК - 23%), затем идет Cентрас Иншуранс (16%) и страховая компания "Виктория" (13%). По объемам исков также лидируют НСК (1,16 млрд тенге) и Cентрас Иншуранс (292 млн тенге).
По количеству судебных исков за рассматриваемый период лидируют такие компании, как: АО "СК "Cентрас Иншуранс" (54 иска), АО "СК "НОМАД Иншуранс" (24 иска) и 22 иска пришлось на АО "СК "Amanat insurance". НСК с 17 исками на 5-м месте, а "Виктория" с 8 исками делит 10-е место с Государственной аннуитетной компанией.
Все иски поданы юридическими лицами – товариществами с ограниченной ответственностью, индивидуальными предпринимателями и так далее. 44% исков выиграны клиентами, 37% оставлены без рассмотрения и 19% еще не окончены. Иски поданы как по добровольному страхованию (64%), так и обязательному (36%).
Таблица 1. Суммы судебных исков клиентов к страховым выплатам за 2015 год по различным страховым компаниям |
||||
№ п/п |
Наименование страховой компании |
Процент от выплат |
||
1 |
АО "Нефтяная страховая компания" |
23% |
||
2 |
АО "СК "Cентрас Иншуранс" |
16% |
||
3 |
АО "СК "Виктория" |
13% |
||
4 |
АО "СК "Amanat insurance" |
11% |
||
5 |
АО "ДО АО "Цеснабанк" СК "Цесна-Гарант" |
6% |
||
6 |
АО "СК "НОМАД Иншуранс" |
5% |
||
7 |
АО "СК "Салем" |
5% |
||
8 |
АО "КСЖ "НОМАД LIFE" |
4% |
||
9 |
АО "КСЖ "Государственная аннуитетная компания" |
4% |
||
10 |
АО "СК "Альянс Полис" |
3% |
||
11 |
АО "КК ЗиМС "ИНТЕРТИЧ" |
3% |
||
12 |
АО "ДО АО "БТА Банк" СК "Лондон-Алматы" |
3% |
||
13 |
АО "ДО АО "Нурбанк" СК "Нурполис" |
2% |
||
14 |
АО "СК "Казкоммерц-Полис" |
2% |
||
15 |
АО "СК "АСКО" |
2% |
||
16 |
АО "СК "ТрансОйл" |
1% |
||
17 |
АО "СК "Евразия" |
1% |
||
18 |
АО "СК "Standard" |
1% |
||
19 |
АО "СК "Коммеск-Өмір" |
1% |
||
20 |
АО "КСЖ "Казкоммерц -Life" (ДО АО "Казкоммерцбанк") |
0,4% |
||
21 |
АО "ДСК Народного банка Казахстана "Халык - Казахинстрах" |
0,2% |
||
22 |
АО "СК "Казахмыс" |
0,1% |
||
23 |
АО "СК "Kompetenz" |
0,1% |
||
24 |
АО "КСЖ "Grandes" |
0,1% |
||
25 |
АО "ДСК Народного банка Казахстана "Халык-Life" |
0,05% |
||
Источник: Улагат Консалтинг Групп, ulagat-m.kz |
||||
В свою очередь, по восьми страховым компаниям судебных исков со стороны клиентов не было. Компании проранжированы по сумме страховых выплат за 2015 год, так как чем больше компания, тем больше клиентов (как правило), а значит, вероятность судебных исков (таблица 2).
Таблица 2. Страховые компании в отношении которых в 2015 году судебные иски не подавались |
|
№ п/п |
Наименование страховой компании |
1 |
АО Компания по Страхованию Жизни "Европейская Страховая Компания" |
2 |
АО "Kaspi Страхование" |
3 |
АО "КСЖ "Азия-Life" |
4 |
АО "Экспортно-кредитная страховая корпорация "КазЭкспортГарант" |
5 |
АО "Зерновая страховая компания" |
6 |
АО "Медицинская страховая компания "Архимедес - Казахстан" |
7 |
АО " СК "Trust Insurance" |
8 |
АО "Чартис Казахстан Страховая Компания" |
Источник: Улагат Консалтинг Групп, ulagat-m.kz |
С точки зрения видов страхования, наибольшие объемы судебных исков пришлись на такие виды, как страхование жизни (в т.ч. медицинское) – 1,25 млрд тенге, страхование ГПО – 500 млн тенге и туристские услуги – 400 млн тенге (таблица 3). По количеству же исков лидируют Туристические услуги (138 исков), Прочие (39 исков) и Страхование жизни (22 иска). "Лидерство" таких видов как Страхование жизни и Туристических услуг отражает системные проблемы отраслей, связанные с заниженными тарифами и сложностью с адекватной оценкой уровней рисков.
Таблица 3. Сумма исков по видам страхования за 2015 г., млн тенге |
|||
№ п/п |
Виды страхования |
Сумма исков |
Средний размер иска |
1 |
Страхование жизни |
1251 |
56,9 |
2 |
Страхование ГПО (кроме владельца транспортного средства) |
521 |
3,1 |
3 |
Туристские услуги |
403 |
43,5 |
4 |
Страхование от несчастных случаев |
255 |
2,0 |
5 |
Страхование имущества |
247 |
5,3 |
6 |
Прочее |
194 |
15,4 |
7 |
Страхование автомобильного транспорта |
61 |
2,9 |
8 |
Страхование транспортного средства |
60 |
84,9 |
9 |
Страхование груза |
27 |
2,9 |
10 |
Страхование ГПО владельца транспортного средства |
24 |
4,0 |
Всего |
3 043 |
10,3 |
|
Источник: Улагат Консалтинг Групп, ulagat-m.kz |
В целом, судебные иски к страховой компании со стороны клиентов – это показатель уровня бизнес-процессов и политики страховой компании к своим клиентам. Страховая компания может не платить, даже если у нее хорошие показатели в традиционных рейтингах финансовой устойчивости.
Почему страховая компания допускает возникновение ситуации, при которой клиенты вынуждены или считают возможным обращаться в суд? Значит, есть "дыры" в договорах или в их исполнении, в том числе и по причине внутрикорпоративной коррупции. Также причина может быть еще банальнее – у компании просто нет денег (ошиблись на уровне актуарных расчетов и/или при текущем планировании ликвидности), и она оттягивает выплаты до следующего месяца, квартала или года. В любом случае страховой бизнес построен на доверии, и поэтому для индустрии страхования будет лучше, если судебных исков со стороны добросовестных клиентов станет меньше или вообще в них не возникнет необходимости.
Марат Каирленов, экономист