Сегодня во Дворце школьников проходит седьмой по счету международный форум по обеспечению качества образования с участием иностранных экспертов, представителей вузов России, Турции, стран Центральной Азии, а также министерства науки и высшего образования, НПП "Атамекен" (Астана) и других заинтересованных органов., передает inbusiness.kz.
Форум проходит с целью создания международной диалоговой площадки для обсуждения и обмена лучшей практикой в сфере образования в условиях трансформации.
Организатором форума выступило Независимое агентство аккредитации и рейтинга (IAAR ) – ведущее международное аккредитационное агентство в сфере аккредитации высшего, технического и профессионального образования, основанное в 2011 году.
В настоящее время технические навыки специалистов устаревают за 2-5 лет, быстрее, чем весь процесс обучения в вузах. Цифровизация и постепенная замена человеческих ресурсов новейшими технологиями привели к тому, что выпускники рискуют остаться не у дел. Годы учебы в вузах могут стать напрасной тратой времени и сил, если не обновлять свою квалификацию на практике.
В ходе форума эксперты поделились мнением о современных методиках образования, к чему необходимо стремиться и как не остаться "за бортом".
Например, сильным драйвером сейчас все больше становится онлайн-образование.
"К 2025 году доля рынка онлайн-образования составит 280 млрд долларов. Сегодня вузы Центральной Азии вырабатывают новую политику согласно вызовам рынка. Необходима адаптация образовательных программ под нужды работодателей", – отметила Алина Жумагулова, гендиректор IAAR.
Она уточнила, что в дальнейшем каждый обучающийся сможет самостоятельно составить свое расписание и перечень осваиваемых программ, регулируя темп их прохождения. Сотрудничество работодателей и вузов, развитие центров карьеры позволяет студентам погружаться в смежные области.
"За последние годы казахстанская система образования имеет преимущество, в отличие от других стран. Мы давно перешли на независимую систему оценки обеспечения качества образования. Мы интегрируемся в европейское сообщество. Главным фактором в качестве образования является команда преподавателей, методологов, которые работают над собой и над улучшением программ", – подчеркнул вице-министр науки и высшего образования Дархан Ахмед-Заки.
По словам Стефана Лауика, президента Европейского реестра по обеспечению качества высшего образования (EQAR), Казахстан является важным мостом для создания других контактов по расширению пространства высшего образования из Европы в Азию.
"Учитывая географическое положение вашей страны и опыт в сфере образования, я рад сказать, что вместе мы открываем разнообразие систем и действия. Мы также связываем север и юг. Рассматривая различные системы образования в разных странах, мы сталкиваемся с культурным аспектом. Мы обеспечиваем разнообразие взглядов, опыта, различных практик и инклюзивность в образовании. Казахстан является большой и открытой страной, особенно в сфере обеспечения качества образования", – подчеркнул эксперт.
Он также сообщил, что в международный цифровой реестр включены 136 казахстанских вузов и уже имеется более 5 тыс. отчетов по оценке качества программ, которые они представляют.
Как утверждает Рахман Алшанов, президент Ассоциации вузов РК, в стране порядка 20 тыс. выпускников вузов сидят без работы.
"Несоответствие рынка труда запросам вузов – целая трагедия. С дипломом о высшем образовании выпускник не идет работать просто рабочим, не для этого он учился. Получив диплом, выпускник должен получить еще пару квалификаций как минимум. Рынок труда постоянно меняется, вузы должны ориентироваться, иметь базу. Сегодня человеку нужно уметь учиться и моментально перестраиваться. 25% экономики Казахстана занимают иностранные компании, которые предпочитают более квалифицированных сотрудников", – отметил он.
При этом Алшанов подчеркнул роль агентства IAAR, а именно его выход на европейский уровень и признание во всем мире. Аккредитация вузов в IAAR дает возможность повысить имидж и узнаваемость учебных заведений в мировом пространстве, расширить интернационализацию, привлечь большое количество иностранных студентов в вузы страны.
Так, впервые Туркменистан отправил 2 тыс. студентов в вузы, аккредитованные в агентстве, добавил он.
Между тем потребность кадров не с высшим образованием только в столице составляет порядка 21,7 тыс. человек. Об этом в ходе опроса, проведенного НПП "Атамекен" города Астаны, заявили 3,4 тыс. предприятий. В городе присутствует нехватка кадров с профессионально-техническим образованием.
Бейсен Жолболдиев, директор столичного филиала "Атамекен", предложил организаторам к следующему форуму пригласить и представителей колледжей для обмена опытом по вопросам подготовки кадров, на что те ответили, что примут это во внимание.
Читайте по теме:
Сколько стоит учиться в вузе в новом учебном году в Казахстане?