Мероприятие собрало более 1000 участников и спикеров со всего континента, среди которых представители телеком-отрасли и бизнеса, сообщает inbusiness.kz.
Главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин вспомнил, что во время пандемии Казахстан стал уникальным примером, когда практически на год все школьники страны ушли на удаленное обучение. В тот момент на плечи операторов сотовой связи легла большая ответственность.
“Миллионы потребителей единовременно начали подключаться к Сети из дома, тогда как раньше это были офисы и торговые центры (…). В этот момент возник спрос на качественный Интернет. Парадигма отрасли изменилась, и операторы больше не могут выбирать покрытие исходя из рентабельности, мы должны сделать его везде. Мы превратились в жизненно необходимый продукт”, – сказал Евгений Настрадин.
Председатель правления ОЮЛ “Международная ассоциация кабельных операторов “Азия” Антон Шин считает, что без необходимой инфраструктуры телефон будет лишь прибором. При этом операторы связи должны понимать, что они важная, но всего лишь составная часть большой и сложной инфраструктуры, которую представляет из себя телекоммуникационная отрасль, а это магистральные и международные операторы связи, сервисы хранения данных и т. д.
“Телеком-рынок, условно, состоит из двух больших составных частей: это мобильный оператор и большое количество проводных или кабельных операторов. Кроме "Казахтелекома" и Beeline, это все местные, мелкие операторы, каждый из которых обслуживает свой город, область. Но они также имеют большое значение”, – сказал Антон Шин.
Эксперт отметил, что не согласен с логикой штрафования операторов за плохую связь. Он предложил изменить механизм штрафования. Например, если оператора оштрафовали за плохую связь в определенной локации, то штраф не должен быть фискальным инструментом. Антон Шин предложил обозначить период времени, например, год, в течение которого этот штраф находится на специальном счете, который не списывается в доход госбюджета. И если через год компания объявит, что исправила качество связи в локации, то эти деньги могут быть ей возвращены в разных формах.
“Это либо прямой перевод денег, либо организуется некий фонд, из которого деньги могут быть израсходованы только на строительство инфраструктуры. Мы получим такой механизм стимулирования. На сегодняшний день это не очень хорошо работает, потому что есть только механизм карательный, а механизма стимулирования нет. Это притом, что при нормальном ходе строительных и планировочных работ встречается куча проблем, которые не всегда зависят от позиции компании”, – отметил он.
Операторы поделились с аудиторией тем, как взаимодействуют с регулятором, для того чтобы качественный Интернет был не только в городе, но и в селах. Программа “250+”, которая реализована в Казахстане, стала хорошей практикой для всех стран на глобальном уровне, и это не может не радовать. В 2020 году МЦРИАП совместно с министерством финансов предложило использовать выплаты за радиочастоты, которые операторы платят государству, на широкополосное мобильное покрытие в селах с населением в 250 жителей. Важность этого проекта в том, что финансировать этот проект самостоятельно операторы не смогут из-за низкой рентабельности – миллиарды тенге инвестиций никогда не окупятся. В результате с 2021 года в рамках проекта мобильным Интернетом обеспечено более 1,5 тыс. населенных пунктов.
Развернулась оживленная дискуссия и относительно развития 5G в Казахстане и последствий этого развития.
“5G – это высокие скорости, Интернет вещей, минимальная задержка передачи сигнала и супербыстрое соединение – 15 мл/сек. Это время, за которое сигнал сетчатки глаза попадает в мозг. В этом теоретическая способность 5G. Это нужно для беспилотных автомобилей или дистанционного проведения операций. Но пока в мире нет ни одного успешного кейса (…). Кроме того, сотни миллионов долларов за частоты – это не последняя инвестиция. Дальше нужно столько же, чтобы развернуть инфраструктуру под эти частоты. Вопрос – на кого лягут эти затраты?” – сказал Евгений Настрадин.