Каирбек Сулейменов: От преступности можно было захлебнуться

Саяжан Каукенова Саяжан Каукенова
8858

Один из первых глав МВД Казахстана в интервью телеканалу abctv.kz в программе "25 лет независимости" рассказал о периоде лихих 90-х на пути становления независимого государства.

Каирбек Сулейменов: От преступности можно было захлебнуться

- Каирбек Шошанович, известно, что в своей карьере Вы прошли большой путь от следователя до министра внутренних дел. Скажите, где было сложнее – в самом начале пути или на её вершине?

- Я хочу сказать, что начальный период моей деятельности проходил еще при Советском Союзе, когда был комсомол, партия. Тогда был относительный порядок и правопорядок, и работать в органах внутренних дел было гораздо легче. Трудным бы я назвал ранний период своей деятельности. Это связано с тем, что нужно было постигать азы следственно-оперативной работы. Что касается трудностей, когда я уже достиг чего-то был первым заместителем министра внутренних дел, а позже и министром внутренних дел - то это трудности совершенно иного характера. Этот период совпал с распадом Советского Cоюза, и как следствие была разруха, проблемы экономического плана, небывалый рост преступности. Всё это потребовало большого и сильного эмоционально-психологического напряжения. Конечно, этот период был гораздо сложнее.

- В продолжение Вашего ответа задаю такой вопрос: на заре нашей независимости Вы были государственным советником, министром внутренних дел. Что Вы можете сказать о времени становлении нашего государства?

- В первые годы после приобретения независимости президент ставил задачу перед правоохранительными органами обеспечить приемлемый уровень правопорядка. Это было необходимо для того, чтобы можно было совершить исторические экономические реформы, построить основы экономической платформы государства, построить государство в целом, потому, как в условиях правового беспредела, всплеска высочайшего уровня организованной преступности можно было захлебнуться. В этой связи благодаря последовательной политике главы государства и правильно построенной системы всей нашей хозяйственной структуры, вооруженных сил, правительства, удалось не допустить хаоса, как это было в соседних республиках.  Правопорядок и правовой фундамент были обеспечены, соответственно, можно было эффективно осуществлять реформы. Вот такая историческая политическая задача стояла. А сложности были связаны с тем, что сразу после развала Советского Союза появилась организованная преступность, заказные убийства, похищения людей, наркотрафик. Я не хочу сказать, что организованная преступность реально угрожала устрою государства, но очень существенно влияла на ту социальную среду, которая у нас в тот момент формировалась. Конечно, серьезным фактором для роста преступности была безработица. После распада СССР была разруха, предприятия встали, денег не было, советские деньги перестали у нас котироваться. Нам надо было решать исторические задачи, создавать денежно –кредитную систему.

- Безусловно, в тот момент появились новые вызовы, в том числе, к тому, что вы перечислили, появилась и коррупция. В вашу бытность министром внутренних дел Вы провели памятную для всех акцию - проехались на камазе от Астаны до Шымкента через все посты, чтобы самому воочию увидеть масштабы коррупции. Каков был результат акции? Почему на Ваш взгляд мы до сих пор не искоренили это явление?

- Коррупция – это объективный процесс и он имеет место во всех государствах. Речь можно вести лишь о том, что везде разный уровень. Дело в том, что акция, которую я провел, во-первых, это не было пиар акцией, и во-вторых, если говорить откровенно, то я ничему не удивился. Если бы я удивился, и для меня это было бы открытием, то встал бы вполне очевидный вопрос: "А зачем нам такой министр внутренних дел, который вообще не владеет ситуацией и чему-то удивляется?". Эта акция была проведена не для того, чтобы показать, что я такой вот патриот, неординарный человек, что министр взял, да и проехал, мне нужны какие-то лавры, абсолютно нет! Эта акция была предложением президента, чтобы показать, что власть озабочена ситуацией, в курсе и намерена принимать решительные меры. Для меня личным желанием было встряхнуть личный состав, не напугать, а именно встряхнуть. По результатам её проведения я уволил полтора десятка человек. Я не хочу сказать, что акция подобного рода – это панацея. Борьба с коррупцией требует системного подхода, и начинать нужно со школьной скамьи. Самое главное – нужно добиться такого уровня благосостояния наших граждан и такого уровня заработной платы наших чиновников и работников госсектора, чтобы они работали честно и не заботились о создании материального ресурса на будущее. Иначе говоря, нужно вселить в чиновников уверенность в завтрашнем дне. Здесь главное- экономический подход. Что касается юридических аспектов, то у нас в Казахстане имеется достаточно эффективная и солидная законодательная база. А в целом, я хочу сказать, что одними карательными мерами проблему не решить.

- Вы сейчас являетесь председателем совета по противодействию коррупции и теневой экономики при Национальной палате предпринимателей "Атамекен" и как к руководителю данного совета у меня к Вам вопрос… В начале этого года в рейтинге Transparency international Казахстан занял 123 место по уровню коррупции. Скажите, какая работа проводится в этом направлении?

- В 2013 году Казахстан занимал 140 место, в 2014-126, а в 2015 году занял 123. Прогресс есть, но дело не в том, какое место мы займем. Самое главное, чтобы процесс противодействия коррупции был глобальным, последовательным и эффективным. Моя главная функция не состоит в противодействии коррупции, этим занимаются уполномоченные органы, партия "Нур Отан", а функция и задача нашего совета – защищать бизнес от коррупционеров. Я представляю НПП "Атамекен". Наш совет состоит из депутатов мажилиса, сената, знаковых людей. Мы намерены решать системные вопросы. За 6 месяцев работы на этом посту мы провели четыре заседания совета, на каждом из которых мы рассматривали вопросы коррупции в какой-то отдельной отрасли с точки зрения предпринимателей. Мы стараемся сделать так, чтобы голос предпринимателей был услышан, стараемся выявить системные проблемы, недостатки в законодательстве, деятельности правительства, предлагаем корректировать нормативно-правовые акты правительства, приказы министров с тем, чтобы содействовать, я не говорю искоренению, а уменьшению административного давления на бизнес и снять административные барьеры.

- Ваши пожелания в канун Дня Независимости?

- Я хотел бы пожелать нашим предпринимателям, да и всему населению успехов творческих и производственных, здоровья. А как бывший сотрудник правоохранительных органов пожелал бы нам спокойной жизни.

- Спасибо за интересную беседу! Всего доброго!

- Спасибо, и вам.

Руслан Мелекша, программа "25 лет независимости",

Саяжан Каукенова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться