В этом году "Атамекен" впервые проведет выборы кандидатов в члены регионального совета Алматинской палаты предпринимателей. После Алматы в НПП планируют тиражировать этот опыт в региональных палатах по всей республике.
О предстоящей конкуренции между бизнесменами inbusiness.kz поговорил с председателем регионального совета Алматинской палаты предпринимателей Юрием Тлеумуратовым.
– Утверждать, что будет ажиотаж, высокая конкуренция, что много кандидатов станут претендовать на одно место, не могу – мы еще не объявили о предстоящих выборах и заявки пока не собираем, но могу предположить, что желающих будет много.
– Почему? Ведь это нагрузка, которая никак не оплачивается.
– Здесь определенную роль играет имидж Национальной палаты предпринимателей, как реального защитника бизнеса, проводника интересов предпринимателей. "Атамекен", наверное, сейчас самая известная общественная организация. Могу привести такую статистику – за шесть лет существования регионального совета Алматинской палаты членами совета было не более 50 человек. То есть за шесть лет полтора человека на место – это очень хороший показатель.
– Много работы в регсовете?
– Нагрузка, конечно, есть. На следующей неделе состоится съезд НПП, от нашего совета 11 человек летит в Нур-Султан, в том числе и я, как член президиума, и это все не оплачивается, все за свой счет.
Понятно, что это заседание, к которому нужно готовиться. Но, с другой стороны, у нас все члены регсовета – представители реального бизнеса либо отраслевых бизнес-ассоциаций. К примеру, Рашида Шайкенова – президент Казахстанской туристской ассоциации, она все проблемы отрасли отлично знает, и ей не нужно много часов работать над каким-то анализом. В совете она просто как "рупор" от турбизнеса.
– То есть регсовету нужны социально активные бизнесмены, которые готовы тратить свое время и деньги, чтобы решать проблемы отрасли, в которой работают?
– Пожалуй, бизнесмены – это самая активная часть населения. Самая активная и, наверное, самая социально ответственная. Это я говорю, опираясь на свой опыт работы в НПП.
Когда формировали первый региональный совет, не было опыта, не было имени у НПП, ничего не было – одна только идея была. Пригласили известных бизнесменов, рьяных поборников прав предпринимателей, которые к тому же не чураются общественной работы, и сформировали региональный совет. Несколько лет совет работал и не обновлялся. Но долго так продолжаться не могло, все равно кто-то уходил, к примеру, переходил на госслужбу, как Мухит Азирбаев. И три года назад мы пошли в сторону праймериза.
– Почему праймериз не устраивает? Были недовольные? Обвиняли в постановочности?
– Нет, ничего подобного. Игорь Проценко зашел к нам в регсовет через праймериз. Я сам присутствовал на праймеризе и видел, какие серьезные вопросы обсуждались, какая острая дискуссия была между двумя вице-президентами Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Потом было голосование, и Проценко победил. Также через праймериз к нам зашел Куаныш Керимкулов – все было демократично, честно, открыто.
– Почему теперь решили провести выборы?
– Хотим еще более справедливую, честную систему. Практика показывает, что все, кто пришел в регсовет через праймериз, очень активные в работе, потому что это их осознанный выбор, подкрепленный мандатами предпринимателей.
Но теперь член регсовета должен будет получить поддержку не только своей ассоциации, а всей отрасли. Ведь не все предприниматели входят в ассоциацию, у нас есть ассоциации, которые включают в себя всего 1-2% компаний из отрасли. Пусть будет конкуренция. Пусть на одну позицию заявки подадут пять человек, и путем голосования выберем самого достойного.
– Как будет все организовано?
– Скорее всего, за кандидатов от торговли голосовать будут предприниматели, занимающиеся торговлей, за машиностроителя – машиностроители. Хотя возможно, что голосование будет проходить по общему списку. Этот вопрос еще обсуждается.
Сам же алгоритм выборов приблизительно будет таким: 1 ноября начинаем собирать заявки. На сайте НПП уже можно ознакомиться с перечнем необходимых документов для кандидатов, бюрократия, конечно, но от нее никуда не денешься. Три недели будем собирать заявки и работать над формированием списка кандидатов.
– Предприниматели, которые не состоят в ассоциациях, как узнают, что в НПП начались выборы?
– У нас есть большая база данных алматинских предпринимателей. Будем делать SMS-рассылку, писать на электронную почту, в WhatsApp.
– То есть попытаетесь максимально охватить все городское бизнес-сообщество?
– А если этого не сделать, какой смысл тогда устраивать выборы? Наша задача – это максимальный охват предпринимателей. Сейчас за членами регсовета стоят две-три тысячи бизнесменов. За новым регсоветом, надеюсь, будут стоять 50-60 тысяч.
– Будете размещать анкеты кандидатов на сайте НПП? И там же будет проходить само голосование?
– Да, но сначала все заявки пройдут наш внутренний отбор, по тем критериям, которые уже сейчас описаны на сайте. Затем также на сайте разместим анкеты кандидатов и их программы. Люди должны знать, за кого голосуют, какие успехи и достижения у предпринимателя, какие планы. И опять сделаем SMS, WhatsApp, E-mail рассылки. Возможно, до выборов проведем дебаты между кандидатами.
Всего будет два потока рассылок. Первый – что планируются выборы, выдвигайте кандидатуры. Второй поток будет призывать к голосованию за кандидатов. Само голосование будет как онлайн, так и офлайн. Для тех, кто не в ладу с современными технологиями, сделаем несколько избирательных пунктов с урнами. Скорее всего, онлайн-голосование будет длиться пять рабочих дней, а офлайн будет в субботу.
– Как будете контролировать, чтобы не было мошенничества, накрутки голосов?
– Проверить 50-60 тысяч голосовавших не так сложно. Мы привлекаем достаточно серьезное количество волонтеров и будем проверять по ИНН индивидуальных предпринимателей, а по БИН – юридических лиц.
– Кто будет иметь право голосовать? Допустим, сотрудники имеют право голосовать за своего начальника?
– Голосовать будут только предприниматели. Сотрудник за начальника голосовать не будет. Если сотрудники будут голосовать, то победит только крупный бизнес.
– По результатам голосования должен определиться только один кандидат от отрасли?
– Понятно, региональный совет не резиновый, раздувать его мы не можем. НПП нам устанавливает квоту – 30 человек. Мы хотим, чтобы эти 30 человек максимально представляли разные отрасли. К примеру, от торговли будет пять человек, представляющих разные сегменты, такие как торгово-развлекательные центры, торговые сети, рынки, магазины у дома и пр. То же самое для промышленности – для Алматы характерны переработка продуктов питания, производство напитков, мебельная, легкая и другая промышленность. Потом транспорт и складирование. Связь, ИТ, туризм тоже приоритеты.
– В Алматы больше всего предпринимателей работают в торговле, значит, им больше всего и мест в регсовете?
– В Алматы 80% экономики города делают торговля и услуги, но мы не хотели бы, чтобы регсовет состоял на 80% из представителей торговли и услуг. Конечно, если посмотреть на туризм, то его вклад в экономику города мизерный, но это все равно приоритетная отрасль, и мы планируем ее развивать. У торговли и услуг в регсовете будет не 80% мест, а примерно 30-40%.
– Хотите регсовет обновить на 100%?
– Часть членов нашего регионального совета будут баллотироваться, это я точно знаю. Я думаю, что часть членов регионального совета пройдут по результатам голосования.
– Когда закончатся выборы?
– Где-то в середине декабря.
– Юрий Джумабаевич, будете выставлять свою кандидатуру?
– Нет.
– Почему же?
– Я с коллегами инициировал этот процесс и буду участвовать в избирательной комиссии. А член избирательной комиссии не имеет права баллотироваться. Да и потом, считаю, что хватит, пусть придут новые люди, с новыми взглядами. А у меня есть бизнес и дел хватает…
Катерина Клеменкова