С 2018 года берет свое начало праздник, отмечаемый в стране, Национальный день домбры, без которой невозможно представить историю и культуру казахского народа, сообщает inbusiness.kz
Без домбры, являющейся самым, пожалуй, главным символом музыки, не обходилось ни одно событие в жизни человека и всего народа, музыка, которая порой заменяла тысячи слов, донося до слушателей мелодию души.
История неразрывно связана с этим двухструнным щипковым музыкальным инструментом. Мелодии домбры неизменно сопровождали все важные события в радости в горе. Мастерству исполнения кюев кюйши учились с самого детства и передавали по наследству как самую дорогую реликвию семьи.
История домбры насчитывает несколько тысяч лет. Об этом, в частности, говорят наскальные рисунки, найденные в Алматинской области около 40 лет назад, где на изображениях древнего художника эпохи неолита, помимо других событий того времени, запечатлен музыкант той эпохи с инструментом, очень похожим на домбру.
Есть и данные археологов, которые говорят об использовании сакскими племенами кочевников двухструнных музыкальных инструментов, сильно напоминающих домбру. А 15 лет назад, в 2008 году, в одной из пещер на Монголо-Алтайской возвышенности была обнаружена домбра возрастом более полутора тысяч лет.
Домбра — это инструмент, который часто изготавливался под заказ кюйши, отражая именного его манеру исполнения. Как рассказал экскурсовод музея музыкальных инструментов имени Ыхласа Данияр Жанкабаев, несмотря на кажущуюся простоту, домбра с древних времен отражает глубокую философию Великой степи.
"Издревле к домбре относились с особым пиететом. Хранить дома домбру – это обычай, которой сохранился до нашего времени. Для того, чтобы сохранить ее звучание от злых языков и от сглаза, на гриф домбры вешают пучок перьев филина. Хранили домбру всегда на одном из самых почетных мест в юрте, и при этом домбра обязательно должна была звучать, ведь, по поверьям, если на инструменте никто не играл, то это лишало домбру звука.
Просторы Великой степи наложили свой отпечаток на развитие и конструкцию этого музыкального инструмента. В разных регионах использовались разные сорта дерева для изготовления корпуса домбры, где-то использовался карагач, где-то ель, а где-то и древесина плодовых деревьев. Так, домбра Абая Кунанбаева, представленная в одном из залов нашего музея, изготовлена из древесины ели", – поделился частичкой истории домбры Данияр Жанкабаев.
В музее представлены, пожалуй, все разновидности домбры, которые изготавливались казахскими мастерами, начиная от традиционных каплевидных двухструнных инструментов и заканчивая непривычными двухгрифовыми, трех- и четырехструнными. Есть и двусторонняя домбра, каждая сторона которой звучит по-разному, что позволяло кюйши расширить возможности. Есть домбра, корпус которой – шпанак – имеет форму ягоды, есть домбра, форма которой копирует плод абрикоса. Есть оркестровые инструменты альт-домбра и бас-домбра. Целый зал экспозиции посвящен мемориальным инструментам, которые принадлежали самым великим представителям казахской культуры. Здесь выставлены домбры Абая Кунанбаева, Курмангазы Сагырбайулы, Жамбыл Жабайулы, Акан-Серы, Нургисы Тлендиева и других известных сынов и дочерей казахского народа.
Каждый кюйши искал в своей домбре неповторимость. Так, Ахмет Жубанов, выдающийся казахский музыковед, композитор и дирижер, искал новое звучание в своем инструменте, меняя толщину деки – какпака и добавляя в нее несвойственные домбре эфы, извилистые f-образные отверстия, как на классических скрипках или виолончелях, через которые звуковые волны проходят быстрее.
Домбра для казахов – это не просто инструмент, это – целый мир, это – душа. И неудивительно, что поиграть на струнах этой души, услышать невероятные звуки домбры хотят люди со всего мира. История покорения голосом домбры искушенной европейской публики началась около ста лет назад, с того момента, когда ее звуки очаровали гостей со сцены на этнографическом концерте в рамках Всемирной выставки декоративного искусства в Париже. Амре Кашаубаев стал первым певцом, который ознакомил Европу с песенным искусством казахского народа и с завораживающим голосом домбры.
Являясь символом культуры и самым популярным народным инструментом, неудивительно, что домбре посвящены множество народных произведений, легенд, сказаний. Кроме того, одной из легенд о домбре посвящен вышедший в 1968 году на киностудии "Казахфильм" замечательный мультфильм "Ақсақ құлан", который трудами режиссера Амена Хайдарова и композитора Нургисы Тлендиева стал настоящим произведением искусства.
Конечно, запечатлена домбра и в памятниках. Каменная домбра стала одним из элементов композиции в честь Суюнбая, установленной у Казахской государственной филармонии имени Жамбыла.
Для самого Жамбыла домбра была источником вдохновения его творчества. Образ акына невозможно представить без домбры и поэтому в бронзе он не мог бы, наверное, быть запечатлен по-другому.
Отмечать Национальный день домбры будут концертами и флешмобами по всей стране. В Алматы праздничные мероприятия пройдут в центре города. В 18:00 перед Казахским театром оперы и балета имени Абая пройдут концерт и шествие "Ән-Домбыра", в котором 70 артистов театра традиционного искусства "Алатау" исполнят известные народные произведения и пройдут по улице Панфилова до улицы Жибек Жолы, где концерт народных инструментов будет продолжен для жителей и гостей города.
Но главным событием дня станет концерт "Аңыз Домбыра", который начнется в 20:00 на площади Абая.
Отметим, сегодня президент Касым-Жомарт Токаев опубликовал на своей странице в Twitter поздравление с Национальным днем домбры.