/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Как бизнесу пережить последствия чрезвычайного положения

Как бизнесу пережить последствия чрезвычайного положения

Эксперты подготовили ряд рекомендаций.  

15:00 16 Март 2020 1834

Как бизнесу пережить последствия чрезвычайного положения

Автор:

Майра Медеубаева

С сегодняшнего дня в Казахстане введен режим чрезвычайного положения. Предварительно он продлится с 16 марта по 15 апреля 2020 г. Введение указа, по всей видимости, повлечет неисполнение обязательств по различным договорам, дефолты, расторжения договоров, санкции, убытки и судебные/арбитражные разбирательства в РК и, возможно, за рубежом. Партнеры юридической фирмы GRATA Алмат Даумов и Бахыт Тукулов рассмотрели пути снижения для казахстанских предпринимателей возможных отрицательных правовых последствий введения режима ЧП и мировой эпидемии в целом.

Исполнение договоров в условиях эпидемии и режима ЧП

Последствия для тех, кого прямо затрагивает указ о ведении ЧП. Режим ЧП может в первую очередь ударить по деятельности торгово-развлекательных центров, арендаторов торговых площадей, организаций, деятельность которых связана со сферой развлечений, организаций в области образования и обучения. Ограничение на въезд и выезд из Казахстана может серьезным образом отразиться на компаниях, которые привлекают иностранную рабочую силу для своей деятельности, например нефтегазовая отрасль, строительство, сервис, консалтинг и многие другие.

Введение режима ЧП представляет собой обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор). В соответствии с частью 1 п. 2 ст. 359 Гражданского кодекса РК, предприниматель несет ответственность за нарушение договора, если не докажет, что наступили обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), и при условии, что исполнение договора оказалось невозможным в результате таких обстоятельств. Предприниматель обязан доказать причинно-следственную связь между наступлением обстоятельств форс-мажора и невозможностью исполнить обязательство. Вполне возможно, что контрагент может не согласиться со ссылкой на форс-мажор, и его наступление придется доказывать в суде. В связи с чем на раннем этапе следует собирать доказательства.

Следует учитывать, что договор может устанавливать более высокие критерии для наступления обстоятельств форс-мажора или вовсе исключать те или иные обстоятельства. В связи с чем следует внимательно изучить договор.

Введение режима ЧП, как правило, облегчает доказывание наступления обстоятельств непреодолимой силы для организаций, деятельность которых непосредственно затронута указом президента. Такие организации могут направить своим партнерам уведомление о невозможности исполнения обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы со ссылкой на указ.

При наступлении обстоятельств форс-мажора исполнение обязательств по договорам продлевается на период действия режима ЧП. Если договор это допускает, стороны могут отказаться от исполнения договора. Договор может предусматривать иные последствия наступления форс-мажора.

Последствия для тех, кого указ о введении ЧП не затрагивает прямо. Деятельность преобладающего большинства организаций в РК, возможно, не будет затронута указом о введении режима ЧП. Но это не означает, что и они не могут попытаться снизить возможные негативные правовые последствия мировой эпидемии.

Если надлежащее исполнение договора оказалось невозможным вследствие мировой эпидемии, можно изучить возможность и попытаться получить справку о наступлении форс-мажора в ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана» (дочерняя компания НПП «Атамекен», которая устанавливает наступления форс-мажора и иных схожих обстоятельств во внешнеторговых отношениях).

Как упоминалось выше, не будет лишним внимательно прочитать договор. Как правило, стандартные договорные формулировки включают эпидемии в перечень форс-мажорных обстоятельств, и это может позволить исключить или минимизировать договорную ответственность. Договор может предусматривать иные обстоятельства в качестве основания для освобождения от ответственности.

Уведомление контрагента

Введения режима ЧП либо получения справки о наступлении форс-мажорных обстоятельств может оказаться недостаточным – необходимо об этом уведомить контрагента (поставщика или покупателя). Договор может содержать условия о том, каким образом сторона должна поступить при наступлении форс-мажора, например, уведомить другую сторону в установленный срок, приложить определенные документы и т. д. Отсутствие уведомления или несвоевременное уведомление может привести к невозможности в будущем ссылаться на обстоятельства форс-мажора.

При этом уведомление следует зафиксировать – направить курьером, указать в почтовой накладной содержимое отправления, убедиться в правильности адреса и в выполнении иных дополнительных требований договора, если такие имеются. Контрагента следует уведомить, даже если договор не содержит такого требования. 

Желательно составить уведомление таким образом, чтобы доказывалось, что именно возникшие обстоятельства (эпидемия, указ о введении ЧП) сделали невозможным надлежащее исполнение договора.

Применимое право

Следует помнить, что в договорах с нерезидентами возможно применение к договору норм иностранного права. В связи с чем, если договор подчинен праву иностранного государства, помимо изучения условий договора в части обстоятельств форс-мажора, может потребоваться консультация иностранного юриста по вопросу о том, наступили ли форс-мажорные обстоятельства по иностранному законодательству, что нужно сделать для доказывания наступления таких событий и т. д.

Возможно, что в соответствии с законодательством иностранного государства, помимо форс-мажора, возможны иные основания освобождения от договорной ответственности, снижения такой ответственности либо пересмотра условий договора.

Если ваш контрагент заявил о наступлении форс-мажора

Возможна ситуация, когда вам могут заявить о невозможности исполнения договора со ссылкой на указ президента о введении режима ЧП или на мировую эпидемию. Как упоминалось выше, одной лишь ссылки на такие обстоятельства недостаточно для освобождения стороны от ответственности, должна быть доказана прямая причинно-следственная связь между исполнением конкретных обязательств по договору и обстоятельствами форс-мажора. Поэтому следует изучить договор. Те или иные обстоятельства форс-мажора могут быть исключены договором. Неисполнение требований договора применительно к обстоятельствам форс-мажора (уведомление, предоставление доказательств и т. д.) может служить основанием для отказа в признании наступления обстоятельств форс-мажора.

Налоговые обязательства

Возникновение обстоятельств непреодолимой силы может служить основанием для получения предпринимателем так называемого «налогового кредита» – отсрочки или рассрочки уплаты налогов.

Отсрочка. Отсрочка подразумевает возможность единовременно уплатить сумму налога позже – в срок до шести месяцев. К примеру, срок исполнения обязательства по уплате корпоративного подоходного налога (КПН) установлен до 10 апреля 2020 г. Соответственно, возможно предоставление отсрочки по уплате КПН до 10 октября 2020 г.

Аналогичным образом обязательство по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) за I квартал 2020 г., как правило, необходимо исполнить до 25 мая. Предоставление отсрочки может позволить оплатить НДС до 25 ноября 2020 г.

Рассрочка. Налоговый кодекс также предусматривает возможность предоставления рассрочки исполнения налогового обязательства на срок до трех лет с уплатой налога равными долями ежемесячно или ежеквартально. Для реализации этих прав налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об изменении срока исполнения налогового обязательства и приложить ряд документов.

Условия предоставления отсрочки или рассрочки

Отсрочка или рассрочка по уплате налогов может быть предоставлена налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

Основанием для предоставления налогоплательщику отсрочки или рассрочки среди прочего является причинение налогоплательщику ущерба в результате непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации социального, природного, техногенного, экологического характера, военные действия и иные обстоятельства непреодолимой силы).

Предоставление «налогового кредита» возможно при условии обеспечения исполнения налогового обязательства залогом или банковской гарантией. НК предусматривает возможность предоставления налоговому органу перечня контрагентов-дебиторов с указанием цен договоров, заключенных с дебиторами, и сроков их исполнения. Можно показать налоговому органу перечень дебиторов и сроки поступления от них денег в будущем (например, после завершения режима ЧП). НК также предусматривает необходимость предоставления документов об имуществе, которое может быть предметом залога, либо банковской гарантии.

Майра Медеубаева

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

WPP и Kantar опубликовали ежегодный рейтинг BrandZ Top 100 Most Valuable Brands (100 самых ценных брендов мира). Несмотря на кризис, вызванный пандемией, общая стоимость главных мировых компаний возросла на 6%, достигая рекордную сумму в пять триллионов долларов. 

03 Июль 2020 11:18 1329

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

2020 год оказался богатым на события. Бесспорно, главным явлением этого года стала вспышка КВИ, которая негативно отразилась на глобальной экономике. Однако, согласно всемирным исследованиям, крупные корпорации не только не пострадали, но и смогли существенно увеличить свою рыночную стоимость. Больше всего свою ценность нарастили технологические бренды и компании, предоставляющие свои услуги онлайн. Так, популярная социальная сеть Instagram выросла на 47%, до 41,5 млрд долларов, стриминговый сервис Netflix поднялся на 34%, до 45,9 млрд долларов, на 30% вырос Microsoft, до 326,6 млрд долларов, а Adobe – на 29%, до 35,9 млрд долларов.

Хорошую динамику показал и лидер рейтинга Amazon. Его рост составил 32%, дойдя до рекордной суммы 415,855 млрд долларов. Такими темпами основатель гиганта Джефф Безос к 2026 году может стать первым триллионером в истории. На втором месте рейтинга разместилась Apple с оценкой в 352,2 млрд долларов, на третьем – Microsoft (326,6 млрд долларов), затем Google с 323,6 млрд долларов, а замыкает первую пятерку Visa с 186,8 млрд долларов.

Впервые в рейтинг попали Pepsi, Lancome, Bank of China, United Health Care, но самым громким новичком стал TikTok. Молодая социальная сеть заняла сразу 79-е место, обогнав всех остальных дебютантов и вдобавок DHL, Adidas, KFC, Shell, Uber и Gillette. Бренд TikTok пополнил список китайских компаний, которые занимают уверенные позиции в мировом рейтинге. Несмотря на калифорнийский офис социальной сети, корни ее находятся в КНДР. Платформа принадлежит технологическому единогорогу из Пекина ByteDance. По состоянию на май 2020 года они оцениваются в 100 млрд долларов. Самую высокую позицию среди китайских брендов продолжает занимать Alibaba. Фирма Джека Ма оценивается в 152,5 млрд долларов. Стоит также отметить электронного производителя Huawei, который занял 45-е место, поднявшись на два места по сравнению с прошлым годом со стоимостью бренда в 29,4 млрд долларов. Из топ-20 самых быстрорастущих компаний пять являются китайскими, а всего в список вошли 17 брендов из Китая. Учитывая значимость страны в качестве покупателя и производителя, неудивительно, что в этом году Kantar начал свое исследование именно оттуда. Всего была проанализирована информация от 3,8 миллиона респондентов из 51 страны.

Стоит также отметить, что не все категории показали одинаково позитивную динамику. Электроэнергетические компании и производители автомобилей зафиксировали падение ценности своих брендов. Исключением стала Tesla с 22%-ным ростом. WPP и Kantar отметили, что главными факторами, которые разделяют бренды на растущие и падающие, стали креативность, инновационность и индекс устойчивости, особое внимание также уделяется социальной ответственности.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Ковид снизил количество посетителей и средние чеки клиентов. К весне следующего года обороты в сфере HoReCa могут сократиться на 40%.

03 Июль 2020 08:12 792

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Фото: Мария Гребенюк

Если волна коронавируса затянется и продолжится в следующем году, то оборот гостинично-ресторанного рынка в Казахстане может сократиться на 40%. Такие неутешительные прогнозы дали предприниматели, участвующие в опросе METRO Казахстан. В исследовании принимали участие партнеры компании, которые представляют HoReCa в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте.

Как сообщили авторы аналитической работы, обороты Ca (кейтеринг) снизились на одну треть, а сегмент HoRe (отели и рестораны) вынуждено частично распустили персонал. Также была пересмотрена концепция работы с учетом требований по соблюдению санитарных норм. Согласно исследованию, в среднем для перезапуска после карантина бизнесу требуются не менее пяти миллионов тенге.

Гости не приходят, чаевые не оставляют

«Сейчас в привычном формате стараются работать 73% из числа опрошенных предприятий. До сих пор не возобновили работу 24% предпринимателей, им невыгодна неполная загрузка. Еще 3% предприятий работают только в формате доставки», – сообщила начальник отдела по развитию HoRe компании оптово-розничной торговли Мадина Избасова.

Около половины опрошенных заявили о сокращении числа посетителей после рестарта до трети. Чуть больше 35% представителей общепита отметили уменьшение почти вдвое. Некоторые представители отрасли, их всего около 8%, заявили, что пандемия никак не повлияла на посещаемость заведений.

«В оценках платежеспособности клиентов мы наблюдаем расхождения. Например, сокращение среднего чека на 10-30% отметили 40% опрошенных. В то же время 35% отмечают, что для них средний чек не изменился. Каждый пятый считает, что средний чек стал ниже вполовину», – констатировала спикер.

Плюс – расход, минус – выручка

Требования по соблюдению бизнесом санитарных норм из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки добавили организациям HoReCa дополнительные расходы, что, безусловно, отразилось на выручке.

Статья трат предпринимателей прибавилась с необходимостью закупа тепловизоров, средств индивидуальной защиты для персонала и дезинфицирующих средств для обработки всех поверхностей.

«Более 90% участников рынка признали, что им пришлось значительно увеличить долю расходов для соблюдения всех предписанных норм, что отразилось на выручке бизнеса. Как показал опрос, у большинства (43%) объем выручки снизился почти вдвое. У 38% респондентов этот показатель упал на 10-30%. Выручка сократилась на критические 60-90% у 6% владельцев общепита. Сохранение уровня выручки на докарантинном уровне отметили 13% собеседников», – показали результаты исследования.

К слову, усиленные требования по обеспечению санитарной безопасности касаются как кухонного персонала, так и людей, задействованных в доставке. Работники должны быть обеспечены масками, перчатками и антисептиками. Введены новые правила мытья посуды и использования одноразовой спецодежды, ограничено число людей в одном помещении.

Сохранить штаты не удалось

Больше трети рестораторов, 35%, сократили от 30% до 40% своего персонала. 22% владельцев бизнеса оптимизировали 10-20% рабочих мест. По данным опроса, в 6% случаев распущено по домам больше половины работников, а 2% предпринимателей сократили штат на 70-80%. Сохранить все рабочие места удалось только трети опрошенных.

Гибкий маркетинг

Для привлечения посетителей заведения стали активнее применять маркетинговые инструменты. Подавляющее большинство используют акции и скидки.

58% опрошенных за время карантина предпринимателей выстроили собственную логистику или стали сотрудничать с сервисами доставки. При этом у 74% респондентов доставка приносит 10-30% всего оборота, а для одной четверти и 30-50% оборота.

«Развилась практика услуги take away, то есть самовывоза готовой еды из ресторанов и кафе. Некоторые рестораны предлагают клиентам самовывоз или доставку полуфабрикатов. Заказчик получает сет из продуктов в готовом к приготовлению виде с сохранением пропорций», – сказала Мадина Избасова

Изменения в меню внесли 33% опрошенных представителей общепита. Это связано как со сменой сезона, так и дефицитом импортных продуктов и их подорожанием.

Прогнозы не радужные, ожидания те же

Оценивая перспективы, предприниматели ожидают снижение оборотов на 30-40% до весны следующего года. Рестораторы уверены, что в ближайшее время в приоритете у казахстанцев будут заведения с низким и средним чеком. Продолжится развитие сферы онлайн-заказов готовой еды. Отмечается растущая популярность заведений с фокусом на правильное питание.

«Неуверенность бизнеса отразилась на характере оптовых закупок. Предприниматели стали закупать товар маленькими партиями, но чаще, так как сейчас им сложно спрогнозировать спрос на услуги», – отметила начальник отдела по развитию HoRe MK.

Участники исследования также озвучили свои ожидания от государства. Большинство из них ждут снижения или отсрочки налоговых выплат и кредитов. Также предприниматели высказались в пользу мер по стабилизации цен на продукты питания.

Справка: Аббревиатурой HoReCa принято называть гостинично-ресторанный бизнес, где Ho (hotel) – гостиничный бизнес, Re (restaurant) – рестораны и кафе, а Ca – кейтеринг, то есть организация удаленного питания.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!