– В послании президент отметил, что на монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике "Тариф в обмен на инвестиции", а показатели износа сетей и мощностей сократить минимум на 15%. Президент подчеркнул, что тариф будет предоставляться в обмен на вложения в инфраструктуру и участие в системе государственного мониторинга для обеспечения прозрачности. Можете рассказать, как это будет работать?
– Да, как известно, износ электрических сетей составляет 57%, тепловых и водопроводных сетей – порядка 50%. Программа "Тариф в обмен на инвестиции" предусматривает привлечение инвестиций в отрасль за счет собственников имущества, увеличение уровня заработной платы работников в сфере естественных монополий, дальнейшее регулирование путем стимулирования внедрения передовых инноваций в сферу естественных монополий. Эти меры позволят достичь цели по сокращению износа сетей на 15%, снизить потери и улучшить качество регулируемых услуг. При этом будет сохранен баланс между ограничением прибыли монополистов и обеспечением инвестиций в инфраструктуру. В целях постепенного отказа от перекрестного субсидирования тарифов будет выработан комплекс мер по поэтапному выравниванию тарифов между группами потребителей.
– Будет ли создан единый регулятор в сфере электро- и теплоэнергетики и какова позиция КРЕМ по этому вопросу?
– На сегодняшний день министерство энергетики ведет политику по увеличению рентабельности. Определение нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию по методу доходности на инвестированный капитал (RAB-регулирование). Данное регулирование основано на уровне износа оборудования на станциях. Деятельность энергопроизводящих организаций осуществляется в рамках концепции "Тариф в обмен на инвестиции".
В целом действующий механизм разграничения обязанностей между министерством энергетики и министерством национальной экономики предусматривает совместное утверждение инвестиционных программ. То есть субъект для того, чтобы модернизировать или провести ремонтные работы, обращается в два министерства или местные исполнительные органы. Минэнерго согласовывает инвестиционную программу с технической точки зрения, МНЭ – с экономической стороны. Далее согласованная программа предоставляется субъекту для ее дальнейшей реализации. Впоследствии, после получения доходной части, осуществляется контроль за целевым использованием средств потребителей. Он также обеспечивается двумя госорганами.
– Будет создан единый регулятор?
– Министерство энергетики предлагает данную норму, но на сегодняшний день этот вопрос прорабатывается. Есть конфликт интересов в той части, что минэнерго будет охватывать всю цепочку тарифообразования, соответственно, минэнерго, как отраслевой орган, в первую очередь будет заинтересовано в развитии отрасли, и тут может возникнуть дисбаланс в части учета мнений со стороны потребителей. Есть вопросы инфляционного характера, поскольку энергетика – одно из ключевых направлений в области ЖКХ и стоимость увеличения электричества влияет на другие сферы естественных монополий. Международный опыт также подтверждает, что не должен быть конфликт интересов в части развития отрасли и тарифного регулирования.
К примеру, если мы возьмем Россию, то минэнерго ответственно за отрасль, а ФАС проводит тарифную политику в сфере ЖКХ. Если будет единый регулятор, есть ряд рисков, которые в первую очередь указывают на нарушение баланса интересов потребителей субъектов естественных монополий. Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством тарифы субъектов естественных монополий уже утверждены до 2025 года. В комплексе эти меры мы прорабатываем, решение будет принято на уровне правительства.
– Примерно какая норма прибыли инвестора будет закладываться (в настоящее время он может тратить средства только на оплату кредитов и процентов), чтобы им был смысл инвестировать?
– Данный вопрос относится к элементам стимулирования, которые разрабатываются в рамках программы "Тариф в обмен на инвестиции". Норма прибыли будет заложена, в случае если субъект естественных монополий привлекает инвестиции для развития предприятия, для снижения износа сетей. В данном случае он будет иметь право на определенную долю прибыли. Сейчас немного сложно сказать о размерах, поскольку здесь есть ряд факторов, которые мы будем учитывать. В целом работа по каждому субъекту будет проводиться индивидуально. Будем смотреть, сколько он сможет привлечь инвестиций, какие у него будут показатели для улучшения своей деятельности: снижение количества аварий, снижение временных затрат на восстановление работы. Все эти показатели будут рассматриваться, и в случае достижения этих показателей субъект будет иметь права на прибыль, которой может распоряжаться по своему усмотрению.
На сегодняшний день многие предприятия закредитованы. Возможно, им будет сложно привлечь инвестиции. Мы сейчас проводим анализ. Если наше предложение одобрят, то мы будем его применять для каждого субъекта естественных монополий индивидуально.
– Какие примерно вы закладываете цифры?
–Мы предварительно говорим o 10-20%. Это будет регулироваться, поскольку если предприниматель достиг необходимых показателей, то условно 10% от всего дохода он может иметь в своем распоряжении. Если он не достиг этих показателей, тогда должен вернуть деньги.
– Министерство энергетики планирует утверждать методологию регулирования тарифов в сфере производства и обеспечения тепла. Об этом говорится в статье 14 законопроекта "О теплоэнергетике", выложенного на площадке НПА. "Государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии со статьей 13 настоящего закона осуществляется государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, в соответствии с методологией, утвержденной уполномоченным органом совместно с государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий", – указывается в проекте закона, регулирующего обеспечение отопления в жилых домах. В случае если такая рокировка полномочий произойдет, может ли возникнуть ситуация, что и другие профильные госведомства тоже захотят себе таких привилегий в остальных сферах ЖКХ и естественных монополий?
– Данная редакция поступила нам на согласование. Там получается аналогично единому регулятору. Если методология будет осуществляться со стороны министерства энергетики, повторюсь, здесь возможен дисбаланс интересов – может быть не учтена платежеспособность населения. Пока мы не можем согласиться с данной редакцией.
– В рамках данной реформы предлагается увеличение инвестиций в отрасль за счет собственников имущества и увеличение уровня заработной платы работников в сфере естественных монополий и общественно значимых рынков. Как это будет вязаться с программой "Тариф в обмен на инвестиции", учитывая, что у многих монополий на пять лет утверждены тарифные программы?
– На сегодняшний день КРЕМ проводит работу по внесению изменений в правила формирования тарифов, а также в закон. Касательно правил формирования тарифов – разработан проект приказа миннацэкономики в части установления нормы по определению среднемесячной заработной платы производственного и административного управленческого персонала в разрезе регионов по видам экономической деятельности, сложившейся, по данным статистики, за год, предшествующий подаче заявки в коммунальном секторе. Что это подразумевает? Данная норма дает нам среднестатистический показатель в регионе, условно по теплоснабжению. На сегодняшний день он выше, чем у субъектов, на 20-30%, соответственно, субъект имеет право увеличить заработную плату работникам, условно теплоэнергетики, на 30%. Это будет основанием для включения в заявку. Это первая часть.
Вторая часть – мы вносим изменения в закон о естественных монополиях, статью 22, которая предусматривает, что изменение тарифов до истечения сроков его деятельности возможно в случае повышения заработной платы до уровня статистического показателя. То есть в рамках правил субъект имеет право увеличить заработную плату, он имеет право обратиться с заявкой, и это будут законные основания для увеличения тарифа. Данная работа сейчас находится на согласовании у заинтересованных госорганов. Что касается внесения изменений в закон, он находится в мажилисе, планируем, что до конца года данные нормы будут приняты и в следующем году заработная плата уже может быть повышена. Стоит отметить, количество работников, занятых в сфере ЖКХ, составляет порядка 300 тысяч человек. Данная работа проводится в рамках комплексного плана по повышению доходов населения до 2025 года.
– Как программа "Тариф в обмен на инвестиции" будет работать в газоснабжении?
– На сегодняшний день в части наших функциональных обязанностей по регулированию, передаче и распределению износ сетей варьируется от 15% до 30%. То есть значительный объем инвестиций здесь, возможно, не требуется, но в целом внесение соответствующих изменений дает право субъекту обратиться с заявкой, которая будет рассмотрена индивидуально.