На вопросы журналиста inbusiness.kz о том, кто понесет наказание в связи с недавними случаями, когда двое служащих Национальной гвардии были найдены мертвыми в Мангистау и Степногорске, в чем причина их смертей и будут ли проводиться соответствующие проверки, заместитель министра обороны Дархан Ахмедиев ответил, что не знает подробностей этих дел, так как они относятся к Нацгвардии, а не к министерству обороны.
Он рассказал о мерах, принимаемых министерством для борьбы с суицидом.
“Мы должны четко разделять, что министерство обороны отвечает за Вооруженные силы. Национальная гвардия относится к министерству внутренних дел. Подробности этих случаев я не могу знать. Но при этом мы в тандеме работаем в Комитете национальной безопасности и министерстве внутренних дел. Здесь сложно назвать причину. В каждом случае своя причина. Я думаю, если обратиться в пресс-службу соответствующего государственного органа, вам дадут ответ”, – ответил Дархан Ахмедиев в ходе пресс-конференции на площадке РСК.
Согласно справке начальника главного военного медицинского управления, которую привел Дархан Ахмедиев, за пять месяцев 2022 года в Казахстане зарегистрировано 4318 завершенных суицидов, из них четыре – в Вооруженных силах. Попыток суицида – 4942, из них семь – в Вооруженных силах.
Он сообщил, что из четырех самоубийств в Вооруженных силах два были связаны с семейно-бытовыми ссорами, еще по двум проводятся следственные мероприятия.
“К сожалению, у нас так часто бывает, что 18-летний парень приходит на срочную службу уже с кредитом на 9 миллионов тенге. Помимо этого, много социальных проблем, которые выступают триггером. Каждый случай потери жизни индивидуальный, и нельзя обобщенно сказать, что конкретно является причиной”, – поделился мнением спикер.
По словам Дархана Ахмедиева, для борьбы с суицидом в воинских частях создана комплексная рабочая группа. В нее входят сотрудники министерства обороны и других ведомств, а также представители гражданского общества. Созданная группа проводит детальный анализ причин возникновения суицидов.
“То есть берутся кейсы за несколько лет, рассматриваются, в чем была проблема, что было триггером и так далее. Ежемесячно командиры батальонов по воспитательной части проводят работы со своим личным составом. Министр обороны поставил амбициозную задачу по минимизации смертей в Вооруженных силах, это и суициды, и другие несчастные случаи (…). Я хочу сказать, что это амбициозная цель, так как мы говорим о Вооруженных силах, где люди пользуются оружием. Тут нужно проводить комплексную работу (…). Сегодня в этом направлении усиленно работают психологи. Привлечены представители гражданского общества, для того чтобы выработать меры по предотвращению этих действий”, – сказал заместитель министра обороны.
Что касается цифровизации и информационной безопасности, Дархан Ахмедиев отметил, что министерство обороны для решения проблема подключило казахстанские IT-компании. Они помогут тем, что будут устанавливать в воинских частях видеокамеры. Видео передвижения солдат будет выводиться на центральный пункт. Недавно одна из казахстанских компаний предложила браслеты, отслеживающие пульс и общее состояние военнослужащих.
“Также есть казахстанские IT-решения, которые путем всестороннего анализа могут определить склонность к суициду. Эти решения мы тоже будем применять”, – сообщил спикер.
Ранее сообщалось, что 29 и 30 июля в двух регионах страны были найдены мертвыми двое служащих Нацгвардии.
В воинской части Степногорска 29 июля около 21:00 рядовой срочной службы, 1995 года рождения, Н. Уразбай найден повешенным в кладовой автопарка, где он выполнял службу в качестве дневального.
Другой случай произошел 30 июля в селе Баскудук Мунайлинского района Мангистауской области. В 05:15 в воинскую часть поступила информация о том, что старший сержант А. Мергалиев совершил суицид путем самоповешения у себя дома.
Мария Галушко