Как делают автомобили в Костанае?

21169

Как живёт сегодня "СарыаркаАвтоПром" – единственный автопроизводитель в Казахстане, обеспечивающий рынок всеми сегментами техники: от автомобилей, лёгкой и тяжёлой коммерческой техники до автобусов?

Как делают автомобили в Костанае?

Ещё 15 лет назад сложно было поверить, что десятки тысяч автомобилей Hyundai, JAC, Ssang Yong, Iveco и Peugeot, колесящих на дорогах нашей страны, будут сделаны в Костанае, в цехах бывшего так и не запущенного дизельного завода.

После развала СССР производство, рассчитанное на 20 тыс. лицензионных двигателей "Дойц" в год, остановилось на отметке 85% готовности. Когда-то "промышленная надежда" Костанайской области, строительство которой отстоял на самом "верху" Нурсултан Назарбаев, в начале 2000-х представляла собой жалкое зрелище.

90 тысяч квадратных метров в полном запустении, дорогостоящее оборудование разграблено, в цехах гулял ветер, пока сюда не пришёл "Агромашхолдинг". В 2003 году кое-какое оборудование восстановили, здание и цеха привели в надлежащий вид и уже совсем скоро начали выпускать некоторые комплектующие, помпы для двигателей сельхозтехники. Дальше – больше: сборка из машинокомплектов комбайнов и прочих бороздящих целину четырёхколёсных. Чуть позже в этих цехах расположились мощности компании "СарыаркаАвтоПром", начали собирать автомобили по SKD-технологии (англ. semi knocked down – полуразобранный). На волне роста рынка здесь начали рождаться грандиозные производственные планы с закупкой высокотехнологичного оборудования для сварки и окраски кузовов. Уже тогда компания чётко понимала, что на одной отвёрточной сборке автомобилей далеко не уедешь.

Сегодня в машиностроительном кластере Костаная работает 1500 человек. Здесь производят все автомобили Hyundai, представленные в Казахстане, Chevrolet Niva, Peugeot, автобусы и грузовики Iveco и JAC по полному циклу. По итогам прошлого года производительность труда составила 121,6 млн тенге на одного рабочего. В 2017 году здесь было сделано 5912 автомобилей, почти в три с половиной раза больше, чем в позапрошлом. За 11 месяцев текущего года компания произвела 10704 автомобиля на сумму 71,8 млрд тенге. Появилось экспортное направление и официальные дилеры в странах ЕАЭС и Таджикистане.

– В 2017 году мы экспортировали автомобили на сумму более 500 миллионов тенге. За 10 месяцев 2018 года уже экспортировано больше, чем за весь прошлый год, на сумму 693 миллионов тенге. Компания при поддержке KazakhExport с 2017 года по настоящий момент занимается отправкой в Таджикистан автомобилей в рамках контракта по поставке 1000 автомобилей JAC общей стоимостью четыре миллиарда тенге, – комментирует директор ТОО "СарыаркаАвтоПром" Сырым Семейбаев.

В компании признают, что несколько лет назад с CKD-производством (полный цикл) Nomad и Toyota Fortuner шишек они набили предостаточно, но без этого проекта многого бы они не достигли.

– Мы единственные в Казахстане умеем варить и красить современные автомобили, у нас отличное оборудование и профессиональная команда! – говорят в руководстве компании.

Именно переход на мелкоузловое производство и потенциал предприятия позволили привлечь инвесторов, которые посмотрели на казахстанский автопром совершенно иначе.

Новые возможности пришли в компанию вместе с инвестором из Поднебесной – государственной компанией Genertec-China National Vehicles Import and Export Corporation (СМС)!

Оборот гигантской компании СМС превышает 25 млрд долларов в год, и, безусловно, они увидели перспективы в "СарыаркаАвтоПроме", несмотря на не самое лучшее для казахстанского авторынка время. В 2017 году китайцы вложили более 20 млн долларов, 17 из них пришлось на закупку дополнительного оборудования, реконструкцию сварочного цеха и линию сборки под автомобили с несущими кузовами. Первый плод сотрудничества – полный цикл производства кроссовера JAC S3.

Сегодня здесь, используя японское оборудование OBARA, из 50 деталей варят кузов кроссовера JAC S3, после чего на современной автоматизированной линии с помощью роботов YASKAWA MOTOMAN окрашивают его. Это делает JAC S3 самым "локализированным" легковым автомобилем в стране. Ещё никто не был так близок к полноценному производству автомобилей в стране, как "СарыаркаАвтоПром". Преуспели в достижении глубокого уровня локализации на предприятии также в сегменте микроавтобусов. Iveco School Bus, или в народе называемые "школьники", имеют 51% казахстанского содержания. Сегодня это самый высокий процент среди выпускаемой коммерческой техники в стране.

Вовсю идёт работа по подготовке к производству электромобилей и транспорта на альтернативных источниках топлива. В целом перед предприятием стоит задача в создании автомобильного производства с высоким экспортным потенциалом. Увеличивать локализацию и выходить на экспорт – вот что вписывается в четвёртую промышленную революцию Казахстана.

Сакен Катаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться