Как два государства не поделили "Барбарис"

11478

Российских предпринимателей штрафуют за продажу казахстанских конфет.  

Как два государства не поделили "Барбарис"

Новость о том, что омскую предпринимательницу, торгующую в российском городе конфетами казахстанской фабрики "Рахат", оштрафовали на 11 млн российских рублей (6 тенге на российский рубль), стала достоянием общественности. Что происходит на сладком рынке стран Содружества, разбирался inbusiness.kz.

Семантическое сходство

Итак, что же произошло в омском суде и почему крайней оказалась рядовая предприимчивая женщина?  Конфеты с названиями "Буревестник", "Красный мак", "Барбарис" и другие шоколадки и карамельки большинству казахстанцев знакомы с советского детства. И вот теперь эти детские воспоминания стали поводом для судебных разборок.

Согласно материалам суда, мажоритарии рынка кондитерской продукции обратились в омский суд из-за нарушенных исключительных прав на товарные знаки. В частности, ОАО "Рот Фронт" заявило об использовании индивидуальной предпринимательницей без законных оснований товарных знаков "Барбарис" и "Лакомка", тогда как ПАО "Красный Октябрь" – "Взлет", а также словесного коммерческого наименования "МИШКА MISHKA".

По мнению истца, данные заявления содержат информацию о ввозе на территорию Российской Федерации кондитерской продукции с использованием обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими российским компаниям. В качестве тяжелой артиллерии подтянули филологию.

"…данная упаковка конфет включает словесное обозначение "Барбариса", которое фонетически, графически и семантически сходно до степени смешения с товарным знаком "БАРБАРИС" (сходство, близкое к тождеству), занимая при этом доминирующее положение в упаковке", – отмечается в экспертизе.

Подобным аргументам трудно противостоять.

Дежавю

Год назад похожая история произошла в новосибирском суде. Истцы все те же, как и их претензии. Предприниматель занимался реализацией  в Новосибирской области кондитерских изделий АО "Рахат", которые выпускаются под традиционными советскими названиями. Однако сегодня на территории России их правообладателями являются российские производители. "Рот Фронт", получивший тогда по итогам процесса наибольшую сумму – более 2 млн российских рублей, заявил о незаконном использовании товарных знаков "Ласточка", "Южная ночь", "Барбарис", "Театральная" и других. К слову, тогда на судебный процесс приглашали представителей казахстанских фабрик, но они не сочли возможным приехать.

Надо отдать должное, специалисты крупнейших московских компаний тщательно просеивают рынок и малейшее посягательство на их прибыль карается. Так, было наказано российское предприятие – ООО "Омская шоколадная фабрика". Претензия вновь была к авторским правам. А именно, что омская фабрика  предлагает к продаже  продукцию с использованием похожих названий:  конфеты "Леди-лакомка", печенье "Вдохновение", печенье "Талисман", печенье "Домино". Пора конфеты просто нумеровать.

Каждой стране свой "Барбарис"

Попытка получить пояснение у казахстанских производителей, наткнулось на глухую стену. Ясность внес президент Ассоциации кондитеров Казахстана Талгатбек Алихан.

"Торговые советские знаки принадлежат концерну "Объединенный кондитер", туда входят "Рот Фронт", Бабаевская фабрика и другие, поэтому они не дают нам завозить в Россию наши конфеты этих  торговых марок. Но некоторые предприниматели берут у оптовиков продукцию и на свой страх и риск везут казахстанские конфеты в Россию. Официально "Рахат" свою продукцию в Россию не экспортирует. В части интеллектуальной собственности это нормальная позиция. Мы же на своей территории делаем тоже самое. Был период, когда в год вели до шести расследований. Импорт данных торговых марок в Казахстан закрыли. Тут кто первый оформил советские названия, тот и права на них имеет. В результате в каждой из двух стран советские торговые марки кондитеры оформили на себя, в рамках своей страны. Это мировая практика", – пояснил президент ассоциации.

К слову, сегодня известная казахстанская фабрика "Баян-Сулу" борется за возможность торговать своей продукцией на китайском рынке, на который она вышла в 2016 году. Нашелся ушлый дистрибьютер, который зарегистрировал данную марку на себя на территории Китая, и вся продукция на этот огромный рынок должна идти через него. Казахстанцы пытаются через суд решить данный вопрос. Получится или нет, прогнозировать трудно.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться