Об изменениях в законодательство РК по деятельности страхового омбудсмена, а также об ожидаемом от них эффекте для потребителей страховых услуг рассказали эксперты рынка. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
В Казахстане такой специалист, как страховой омбудсмен, работает с 2008 года. Это независимое в своей деятельности лицо, основной функцией которого является внесудебное разрешение споров между страховыми организациями и их клиентами по договорам страхования. Омбудсмен рассматривает также споры между страховыми компаниями. Но основной блок вопросов – это рассмотрение обращений жалоб потребителей по отношению к страховым организациям.
"По нашему законодательству страховым омбудсменом может быть лицо, имеющее образование, безупречную деловую репутацию, стаж работы в области страхования более пяти лет. И есть требование, что омбудсмен должен быть независим от страховых организаций. Исполняя свои полномочия, он не может параллельно занимать любые должности в страховых организациях и быть с ними аффилированным", – рассказала заместитель директора департамента страхового рынка и актуарных расчетов Елена Филимонова.
Страховой омбудсмен осуществляет регулирование разногласий по всем видам страхования, если к нему обращаются физические лица и субъекты МСБ. Юридические лица могут обратиться только по договору автострахования. При этом сумма требований по таким спорам не должна превышать 10 тыс. МРП (30,5 тыс. тенге). Для клиента услуги омбудсмена безвозмездны. Решение страхового омбудсмена для страховой организации является обязательным к исполнению.
Что изменилось в законе?
Как отмечает Елена Филимонова, в новом законодательном акте первую очередь был изменен порядок избрания страхового омбудсмена. Согласно постановлению “Об утверждении правил избрания и осуществления деятельности страхового омбудсмена” избрание будет осуществлять агентство из числа кандидатур, предложенных советом представителей страхового омбудсмена. Кандидатур должно быть не менее трех.
Еще одна поправка – у омбудсмена должно быть юридическое образование. Также на уровне закона устанавливается, что в офис страхового омбудсмена должны быть включены специалисты в области оценки, бухгалтерского и финансового учета и информационных технологий для того чтобы более всесторонне рассматривать и готовить документы для принятия омбудсменом решений.
Вводится персональная ответственность руководства страховых организаций за неисполнение решения омбудсмена. С 2024 года вводится требование об обязательном досудебном урегулировании споров страховым омбудсменом перед обращением в суд.
В рамках реализации закона агентством разрабатываются следующие нормативно-правовые акты:
"Это два документа, которые определяют детали деятельности омбудсмена и его взаимоотношения с клиентами и страховщиками", – отметила специалист.
Согласно постановлению агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка "Об утверждении методики расчета размера обязательных взносов, правил и сроков уплаты обязательных взносов страховыми организациями в офис страхового омбудсмена", все страховые организации в равных пропорциях уплачивают взносы. Нормативно-правовой акт предполагает, что чем больше у компании недовольных клиентов, применяемых санкций и мер воздействия, тем больший размер взносов компания будет платить омбудсмену.
Ожидаемые результаты
"От принятия данных нормативно-правовых актов мы ожидаем, что будет повышена защита прав потребителей, качество услуг страховых организаций и независимость омбудсмена в принятии своих решений (…). Будут пересматриваться и тарифы на содержание офиса. Бюджет омбудсмена формируется ежегодно. Как раз те нормативно-правовые акты, которые мы принимаем, нацелены на то, чтобы определить размер взносов компании. До 2024 года у нас есть время подготовиться к резкому увеличению количества жалоб, нагрузки на офис страхового омбудсмена. Роль омбудсмена не только в рассмотрении жалоб, но и в том, чтобы совершенствовать законодательные нормы и бизнес-процессы страховых компаний. На поиск причины жалобы нужно дополнительные ресурсы", – резюмирует Елена Филимонова.
Между тем, по мнению первого омбудсмена Виталия Веревкина, расширение полномочий страхового омбудсмена и значительное расширение штата офиса будет способствовать повышению качества рассмотрения споров и сокращению сроков их рассмотрения.
"По состоянию на 20 июня 2022 года офисом зарегистрировано 770 заявлений по урегулированию споров. В суд было подано три иска на решение страхового омбудсмена, из которых одно решение оставлено судом в силе, два других находятся в производстве суда. Изменения, предложенные законом и постановлением, соответствуют веянию времени", – считает специалист.
Мария Галушко