RU KZ
Как камеральный контроль повысит эффективность бизнеса

Как камеральный контроль повысит эффективность бизнеса

13:50 17 Февраль 2020 4472

Как камеральный контроль повысит эффективность бизнеса

Автор:

Мария Галушко

В комитете госдоходов ответили на актуальные вопросы. 

Актуальные вопросы по применению норм налогового законодательства РК при камеральном контроле обсудили во время прошедшей в Алматы конференции «Вопросы налогового и таможенного администрирования».

2 сентября 2019 года был объявлен мораторий, который на три года освобождает от налогов и вводит запрет на проверки субъектов малого бизнеса. Как отметил в своем выступлении руководитель управления дистанционного мониторинга комитета госдоходов министерства финансов РК Ануар Сулейменов, роль камерального контроля в связи с изменениями становится особо важной. Как известно, цель такого контроля – предоставление права налогоплательщику самостоятельно устранять допущенные нарушения, если в отношении него были штрафные санкции. Это позволяет сократить налоговые проверки.

«Из года в год акцент делается на самостоятельном устранении нарушений путем направления уведомлений камерального контроля. В прошлом году налогоплательщиками устранены расхождения на 1 трлн 854 млрд тенге, вследствие чего начислены налоги в сумме 317 млрд тенге. Анализ нарушений показывает, что основной акцент направленных уведомлений приходится на налогоплательщиков в сфере торговли. Количество уведомлений – 86 тысяч», – сказал Ануар Сулейменов.

По словам руководителя департамента, наибольшая сумма поступлений приходится на субъекты крупного предпринимательства. От них поступило 126 млрд тенге. При этом на втором месте по поступлениям стоят налогоплательщики малого бизнеса – 110 млрд тенге.

В настоящее время камеральный контроль стал не только инструментом напоминания налогоплательщику о необходимости предоставления декларации, но и средством по выявлению уклонения от налогов и занижения доходов. Примером может служить наличие взаиморасчетов с фирмами-однодневками, завышением расходов без подтверждающих документов и т. д. С развитием цифровизации в Казахстане разрастаются и источники для проведения камерального контроля. В частности, с начала 2019 года используются фискальные чеки, вбивают в онлайн-режиме, субсидии, электронные счета-фактуры, экспорт в рамках ЕАЭС и т. д. В результате сумма нарушений в 2019 году по сравнению с 2018 годом выросла в три раза, а по сравнению с 2017 годом – в пять раз. С увеличением нарушений возросло и количество направляемых уведомлений. В сравнении с 2017 годом возросло в три раза, с 2018 годом – в два раза.

«Каждый год мы проводим оптимизацию фискального администрирования, производится калибровка и постройка дистанционного контроля. В результате из всех 380 тыс. направленных уведомлений 118 тыс. (42%) привели к устранению нарушений на сумму 1,8 млн тенге. По 7 тыс. уведомлений, или в 27% случаев, налогоплательщиками предоставлены пояснения, которые в дальнейшем используют при камеральном контроле. Соответственно, дана возможность выставить уведомления и контрагентам по имеющимся расхождениям. По 12%, или 33 тыс., налогоплательщики не вспомнили об уведомлениях, и к ним были приняты соответствующие меры», – добавляет Ануар Сулейменов.

Глава управления пояснил, что зачастую расхождения наблюдаются в налогах НДС, КПМ и индивидуальном подоходном налоге. В 2019 году по указанным видам налогов был направлено порядка 200 тыс. уведомлений (74% от общего количества) на сумму нарушений 4,7 трлн. Основная сумма, начисленная налогоплательщиками по НДС, составила 139 млрд тенге, по КПН – 109 млрд тенге.

Практика и жалобы

Ануар Сулейменов отметил, что нельзя оставить без внимания и практику рассмотрения поступающих жалоб на камеральный контроль. В 2019 году было подано 897 жалоб. Из 635 случаев 74 жалобы рассмотрены в пользу налогоплательщиков, что составляет 11%. Из 267 жалоб, поданных в суды, 12 рассмотрены в пользу налогоплательщиков. Оставшаяся часть жалоб была рассмотрена в пользу налоговой. Основная масса жалоб подана контрагентами налогоплательщиков, чья регистрация признана недействительной. Их 31%. На втором месте – жалобы контрагентов, чьи сделки судом признаны недействительными, это 12%.

«Вышеназванная статистика поступающих жалоб нас озадачила. Требуется сократить жалобы, и это можно сделать путем пересмотра отдельных процессов камерального контроля. В настоящее время в рамках рабочей группы по камеральному контролю обсуждаются шаблоны и процедуры камерального контроля. По итогу таких обсуждений будут выноситься соответствующие корректировки», – говорит спикер.

Также с учетом предложений налогоплательщиков, в частности членов Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, в Налоговый кодекс в начале текущего года был внесен ряд поправок по камеральному контролю. В частности, отныне решение о неисполнении уведомлений, утвержденное приказом министра, выносится в течение пяти дней, тогда как ранее срок вынесения не был предусмотрен. Это дает возможность налогоплательщику доустранить нарушения без ареста банковских счетов. Кроме того, налогоплательщикам предоставлено право обжалования решений при исполнении уведомлений в течение пяти рабочих дней. Согласно предложению членов АМК в рамках этого проекта подготовлена поправка по части увеличения срока с пяти до 10 рабочих дней. Законопроект находится на рассмотрении. Также предоставлено право внесения ходатайства налогоплательщика на постановление пропущенного срока. Также при подаче жалоб на решения до рассмотрения жалобы не будут назначаться налоговые проверки.

Подготовлены изменения в вышеназванный приказ министра, в соответствии с которым решение о признании уведомления неисполненным будет выноситься органами госдоходов в течение пяти рабочих дней с момента предоставления пояснения либо предоставления сдачи налоговой отчетности. Это дает налогоплательщику право устранить нарушение в полном объеме до окончания срока истечения уведомления. Данный проект приказа направлен на рассмотрение в министерство юстиции.

«Также следует отметить, что во избежание нареканий со стороны налогоплательщиков на 2020 год мы предлагаем создать комиссию из числа представителей АМК, НПП «Атамекен», КГД. Соответствующее предложение уже направлено. В рамках названной комиссии будут рассматриваться жалобы, в частности на уведомления камерального контроля. Были созданы базы шаблонов ответов на уведомления по итогам рассмотрения жалоб. Из года в год комитет проводит работы по усовершенствованию системы камерального контроля. Это позволяет нам создать более комфортные условия для налогоплательщиков, снизижать коррупционные риски и обеспечить поступления в госбюджет. Комитет госдоходов намерен и дальше продолжить работу», – подытожил руководитель департамента.

Мария Галушко