/img/tv1.svg
RU KZ
KASE 2 204,67 FTSE 100 5 415,50
РТС 1 049,88 DOW J 21 056,82
Hang Seng 23 493,21 Пшеница 556,40
Как казахстанские туристы застряли во Вьетнаме

Как казахстанские туристы застряли во Вьетнаме

Казахстанцев не принимали на борт.

21 Март 2020 11:40 932

Как казахстанские туристы застряли во Вьетнаме

Автор:

Виктория Вольская

Фото: rbc.ru

Восемь туристов из Западного Казахстана не могли выехать из Вьетнама – накануне вылета они получили сообщение от авиакомпании Azur Air о том, что в день вылета российский борт не примет казахстанцев. Решения по этим туристам от правительств двух стран ждали весь день 20 марта, вечером самолет вылетел без казахстанцев. Сегодня они получили долгожданные билеты – до Москвы, передает корреспондент inbusiness.kz.

На днях в соцсетях к правительствам Казахстана и России в отчаянии обратилась Гульжан Нигметова. Ей с супругом и семейным друзьям, а также еще двум казахстанцам (всего шестерым), проживающим в одном отеле в городе Нячанге, грозили выселением в 12 часов дня. Что владельцы отеля и сделали. Туристы выехали в аэропорт в надежде, что вопрос все же решится на месте, тем более что турагенты заверяли: «Вопрос решается».

Путевки уральцы приобрели в своем городе, но фактически выкупили у российского турагента. Это, кстати, постоянная традиционная практика для жителей приграничья, в частности, связанная с выгодным вылетом в места отдыха из Самарского аэропорта. В такой же ситуации оказались и двое актюбинцев.

Накануне запланированного вылета из Нячанга туристы получили СМС-сообщение следующего содержания: «Внимание! Туристы – граждане Казахстана, вылетающие завтра, 20/03, в Самару, не будут допущены на рейс «Азур». Данным туристам необходимо приобретать все билеты самостоятельно».

Уральцы начали активную переписку с турагентствами, отправившими их на отдых, и посольством Казахстана во Вьетнаме.

«Три дня продолжается переписка с российским турагентством и посольством Казахстана во Вьетнаме. Нам говорили, что вопрос решается, но перед вылетом сообщили, что не могут взять на борт, так как нет билетов на стыковочные рейсы для прибытия в другой аэропорт, – записала видеообращение Гульжан Нигметова. – Виза у нас всего на 14 дней, 24 марта она заканчивается, и дальнейшая наша судьба неизвестна».

У половины туристов из двух областей Западного Казахстана, застрявших во Вьетнаме, были билеты до московского аэропорта Внуково. Ситуацию усугубляло отсутствие достаточных денежных средств. Они не могли приобрести билеты на самолет за свой счет и даже оплатить проживание в отеле.

Ситуация разрешилась после переговоров Касым-Жомарта Токаева с Владимиром Путиным. Президент России заявил, что поможет казахстанцам вернуться домой. На сегодняшнюю дату туристам приобрели билеты на самолет от Нячанга до Москвы. Как они будут добираться дальше домой, в Казахстан, туристы пока не знают.

К слову, в Самаре уральские туристы оставили также личный автомобиль, рассчитывая вернуться на нем по возвращении. Это стандартная практика жителей западных регионов, вылетающих по разным направлениям из аэропорта Курумоч Самарской области.

Тем временем, по данным управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО, на отдыхе за границей находятся около 45 жителей Приуралья. По данным агентов уральских туристических компаний, большинство из них находятся на территории Гоа, Вьетнама, Египета, Доминиканы, Турции и Арабских Эмиратов. Некоторые возвращающиеся туристы не могли выехать в Казахстан из аэропортов Москвы и Самары.

Виктория Вольская, Уральск

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Из карантина выйдут не все компании

Порядка 80% объектов сферы турбизнеса не имеют запаса прочности.

05 Апрель 2020 08:12 308

Из карантина выйдут не все компании

Туристская отрасль Казахстана, которая насчитывает более 10 тыс. субъектов предпринимательства, это как малый, средний бизнес, так и крупные участники рынка, оказались в очень непростой ситуации. Все они в ожидании пакета мер по поддержке отрасли, которые президент страны поручил разработать правительству еще в середине марта. Такова была реакция Касым-Жомарта Токаева на открытое письмо от туристской ассоциации в связи с распространением коронавируса и введением режима ЧП в стране.

Вектор – на внутренний туризм

Даже если карантин завершится в апреле, отрасль заработает не ранее июня, считают представители павлодарских компаний. Это по оптимистическим прогнозам. В Павлодарской области только зарегистрированных в реестре турорганизаций, более 90 компаний. На сегодня остались без работы уже более 200 человек, и это только половина поданных заявок на соцпомощь.

По мнению руководителя ОЮЛ «Туристическая ассоциация Павлодарской области» Гульмиры Отаргалиевой, срочно поменять сферу деятельности достаточно сложно.

«У каждого из работников, конечно, есть дипломы учителей, инженеров, переводчиков и прочее. Но в этом бизнесе работают не по году или два, есть компании, которые 20 лет на рынке. И вспомнить свою первоначальную специальность, наверное, сложно, но возможно. Если прижмет. Но мы надеемся на то, что сможем выжить, сместив акцент на внутренний туризм. И здесь необходима поддержка государства», – сообщила inbusiness.kz предпринимательница.

В качестве примера может стать Алтайский край, где 7% ВВП дает именно внутренний туризм. И правительством края сделано много для его развития. В чем состоит эта поддержка. Например, есть рекомендация министерства образования края для проведения трех экскурсий для школьников в течение учебного года. Тематика их направлена как на патриотическое воспитание, так и на профподготовку. Причем экскурсия проводятся не за счет бюджета, ее оплачивают родители.

«Если бы наше областное управление образования давало бы такие рекомендации, то можно было бы развивать данное направление. Навскидку в регионе стоит посмотреть Баянаул, Экибастуз и экскурсию по Павлодару. Если мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение было воспитано в патриотическом духе, то надо делать так, как было в советское время. Экскурсия по областному центру раз в год была обязательная, чтобы дети знали о месте, где они живут. Тот же угольный разрез «Богатырь» входит в десятку туристических объектов по Казахстану, а мы его не показываем. Для нашего бизнеса это было бы подспорьем», – уверена Гульмира Отаргалиева.

И тут, по ее мнению, важно, чтобы каждый занимался своим делом. Если это экскурсия, то делать это должны профессиональные гиды, а не водители автобуса или преподаватели. По мнению руководителя ассоциации, настал момент, когда турбизнесу нужна помощь, и данная форма работы может реально удержать на плаву тех, кто готов меняться.

Верните наши денежки

Остро стоит вопрос о средствах, которые были взяты с туристов на раннее бронирование отдыха. На сегодня их нет ни у турагентов, работающих в регионах, ни у туроператоров, которые отправили их авиакомпаниям и на бронирование мест в отелях.

«Вернуть одномоментно такие деньги – это невозможно. Сейчас, в принципе, решены вопросы о заморозке этих средств по курсу валюты на момент их поступления, ряд операторов, вышедших на связь, дают почти полтора года гарантии на продление уже оплаченных отпусков. Но есть категория туристов, которая будет настаивать на аннулировании договора. Не могу пока назвать общую цифру по региону, только на примере моей компании могу сказать, что речь идет о сумме порядка 10 млн тенге, и это притом, что у меня не самое большое количество броней. Надеемся на поддержку государства, главное, чтобы не было банкротств. Если предприятия будут работать, значит, мы сохраним деньги туристов. Они смогут ими воспользоваться, пусть и не сейчас», – отметила Гульмира Отаргалиева.

По оптимистическому сценарию, за время карантина уйдут с рынка 60% бизнеса в туристической отрасли, в худшем случае – до 80%. Туризм – на 90% женский бизнес. Многие в одиночку поднимают детей. Даже при открытии границ, беря во внимание низкую покупательскую способность основой части казахстанцев, данная сфера еще долго не сможет восстановиться, считают опрошенные inbusiness.kz турагентства.

В ВКО на внутренний туризм особо не рассчитывают

Тридцать туристических компаний Восточно-Казахстанской области обратились с письмом местный акимат, региональную Палату предпринимателей и в адрес президента, заявив о крайне сложной ситуации в сфере туризма, как по всей стране в целом, так и на территории ВКО. По их мнению, туристический рынок терпит значительные убытки, его деятельность практически остановилась. В качестве мер поддержки предлагается перечень послаблений.

«Освободить участников туристского рынка на 12 месяцев от выплаты КПН за 2019 год и других обязательных налогов и платежей в бюджет без начислений пени и штрафов. Освободить на тот же срок от уплаты пенсионных отчислений, подоходного налога и взносов на обязательное медицинское страхование. Отсрочить платежи по кредитам без начислений пени и штрафов на 12 месяцев для юридических лиц, основным видом деятельности которых является туризм, а также физических лиц, занятых в сфере туризма», – и это далеко не полный список предлагаемых к принятию мер.

Пока в правительстве не дошли руки до данной сферы бизнеса, руководитель туристической фирмы Limpopo Travel Мария Русина из Усть-Каменогорска сообщила inbusiness.kz, что с 1 апреля вынуждена была отправить в отпуск без содержания восемь сотрудников.

«Буду подавать заявку, чтобы им выплачивали минимальную зарплату. Уже месяц работы никакой нет. При этом я должна заплатить людям за отработанный период, налоги, аренду помещения. Эта нагрузка ложится на бизнес. Прогнозы не радуют, т. к. сфера туризма на сегодняшний день пострадала, наверное, больше всех. Она первой почувствовала на себе мощный экономический удар», – отмечает предпринимательница.

К слову, все предложения областных ассоциаций туризма, поступившие в региональные палаты предпринимателей, отправлены в головной офис «Атамекена», и уже там они будут предлагаться для рассмотрения депутатам мажилиса парламента.

«На сегодня мы помогаем в решении насущных вопросов, не терпящих отлагательства. Например, выплата минимальной заработной платы сотрудникам турфирм, отправленным в отпуск без содержания. На сегодня уже 36 заявок одобрено», – сообщил inbusiness.kz представитель региональной ПП Павлодарской области Амир Баисов.

Кроме того, бизнес получил кредитные каникулы на 90 дней. Индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего бизнеса предоставят отсрочки платежей по кредитам, включая основной долг и вознаграждение. Данный процесс запущен. Получили турфирмы и освобождение от налога на имущество до конца года. К сожалению, в большинстве случаев помещения в аренде.

Марина Попова

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Из-за коронавируса авиарынок «рухнул». Самолеты не летают, билеты не продаются, пассажиры грозят исками.

02 Апрель 2020 11:44 2046

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Фото: rbc.ru

16 марта границы Казахстана оказались закрытыми и авиасообщение остановилось – только спецрейсы эвакуировали казахстанцев из разных стран мира, чтобы защитить людей от заражения коронавирусом. К такому развитию событий никто готов не был. Пандемия COVID-19 обернулась туррынку многомиллионными потерями. Индустрия турбизнеса готовится к череде банкротств.

«Клиенты обоснованно отменяют свои поездки и требуют возврата своих денег. Авиакомпании не могут вернуть деньги туроператорам, потому что внесли предоплату за авиатопливо и за техническое обслуживание воздушных судов», – написала на своей странице в Facebook председатель фонда «Туристік Қамқор» Инна Рей.

Беспрецедентный объем запросов

В авиакомпаниях говорят, что можно поменять дату вылета или вернуть деньги за билет.

«Мы понимаем, что в настоящее время вы испытываете сложности с изменением или отменой своих поездок, – говорится в опубликованном на сайте Air Astana обращении президента авиакомпании Питера Фостера. – Мы рассчитывали перевезти 500 000 пассажиров только в марте этого года».

На фоне режима ЧП Air Astana ежедневно получает сотни тысяч обращений. Как уверяет Питер Фостер, сотрудники колл-центра и офисов по продаже билетов стараются максимально оперативно все обработать, но объемы запросов беспрецедентны. И с этим столкнулись все авиакомпании мира.

«Время обработки запросов отнимает дольше времени, чем обычно. Поэтому мы понимаем ваше разочарование, но просим всех клиентов отнестись с терпением и пониманием. За все 18 лет не было случая, чтобы Air Astana не выполнила свои обязательства перед клиентами. И это останется неизменным», – уверяет президент авиакомпании.

Но правда в том, что пассажирам, которым не повезло купить билет в самый пик пандемии, вернуть назад деньги, может, и не получится.

Худшее время: возвраты, убытки, иски

Убытки из-за режима ЧП авиаперевозчики несут, конечно, огромные. И вернуть деньги всем требующим возврата пассажирам они не могут.

«Air Astana вернет полную сумму за билеты, включая и невозвратные, за рейсы, которые пришлось отменить до 15 апреля», – сообщил менеджер по корпоративным коммуникациям авиакомпании Тлек Абдрахимов.

Но здесь есть один нюанс. На сайте авиакомпании SCAT, в частности, сообщается следующее:

«Авиакомпания будет готова начать выплату возвратов после возобновления авиасообщения по РК и за ее пределы, а по возможности и раньше».

Если власти продлят ограничительные меры, то несостоявшиеся пассажиры в лучшем случае смогут очень нескоро получить назад деньги, уплаченные за билет. При худшем развитии событий возврата может не быть вообще. Это, в общем-то, подтвердили и в объединенных онлайн-сервисах по бронированию билетов Aviata и Chocotravel.

«В обычное некризисное время возвраты осуществляются за счет средств от продажи билетов. Например, в один день от определенной компании продается сто авиабилетов, делается три возврата, мы вычитаем эти возвраты из суммы выручки и оставшуюся сумму перечисляем в авиакомпанию», – рассказал корреспонденту inbusiness.kz Николай Мазенцев, СЕО компаний Aviata и Chocotravel.

Как рассказал Мазенцев, в нынешней ситуации, когда все рейсы по Казахстану отменены, возвратов гораздо больше. Перевозчики сейчас столкнулись с непростой ситуацией: у них нет продаж на будущие рейсы, плюс теперь им нужно осуществлять возвраты по всем направлениям всем клиентам. Изначально у ряда авиакомпаний была политика – они делали возвраты не деньгами, а ваучерами. Ваучер – это аналог стоимости билета, на который в будущем можно приобрести билет или получить скидку у компании. Это вызвало большую волну негатива от клиентов, поэтому авиакомпании решили возвращать стоимость билетов деньгами.

«Теперь уже не мы перечисляем деньги в компании, а они нам. Такая же схема работает и с билетами на ж/д направление. Мы работаем с КТЖ через компанию-посредника Instant Payment, которая помогает нам проводить все возвраты, – говорит СЕО Aviata и Chocotravel. – На данный момент многие авиакомпании должны перечислить нам большие суммы, чтобы мы в свою очередь вернули их клиентам. Мы согласовываем с компаниями график передачи средств, сейчас у нас уже есть внутренние отчеты по каждому перевозчику, чтобы понимать, какая компания уже осуществила возврат средств, а какая нет».

Процесс возврата непростой

Стоимость возврата – считается сумма возврата по правилам авиакомпании. В случае отмены рейса клиент, как правило, должен получить 100% возврат, несмотря на то, что все игроки туррынка несут расходы, связанные с оформлением, бронированием и прочим.

«Как проходит процесс возврата: клиенты обращаются к нам через личный кабинет с запросом на возврат, мы делаем расчет в зависимости от того, отменен рейс или клиенты просто хотят сдать билет на рейс, который пока не отменен. Тогда мы считаем возврат по правилам авиакомпании, потому что возможны какие-то штрафы. После того как клиент подтверждает сумму, мы осуществляем технический возврат и проверяем по реестру, поступили ли деньги от авиакомпании для возврата. Если нет, то заявка клиента отправляется в очередь по возврату», – продолжает Мазенцев.

Судя по комментариям в соцсетях, подавляющему большинству несостоявшихся пассажиров вернуть деньги за авиабилеты пока не получается. Некоторые клиенты уже даже отправляли свои досудебные претензии к Chocotravel и Aviata.

«Мы стараемся делать возвраты по расписанию, и они забирали претензии, поэтому в суд никто на нас не подавал. Сейчас многие клиенты обращаются по поводу возвратов, мы просим их проявить терпение – мир столкнулся с беспрецедентной ситуацией, когда все рейсы попросту отменены, а авиакомпании не могут осуществить возвраты всем сразу», – говорят в онлайн-сервисах по бронированию билетов.

Между тем глава группы компаний Chocofamily Рамиль Мухоряпов во время онлайн-конференции с блогером Алишером Еликбаевым в Instagram, заявил, что, по его ожиданиям, авиакомпаниям понадобится около двух-трех месяцев, чтобы восстановиться после режима ЧП.

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: