Как "манифест" борьбы с коррупцией сделать действенным инструментом?

1351

Центр исследования правовой политики собрал на одной площадке специалистов и экспертов для обсуждения "Комплексной антикоррупционной реформы".

Как "манифест" борьбы с коррупцией сделать действенным инструментом?

Вопрос, который так или иначе возникал в ходе дискуссий: почему необходимо четыре года для ее внедрения? Мнения сторон выслушал inbusiness.kz.

2 февраля текущего года указом главы государства утверждены концепция антикоррупционной политики до 2026 года и план действий ее реализации. Как отметила советник председателя агентства РК по противодействию коррупции Анар Жарова, лечение любой болезни зависит от правильно поставленного диагноза.

"Поэтому мы постарались отразить все накопившиеся проблемы, которые прямо или косвенно касаются коррупции", – заметила советник.

По мнению и. о. директора ОФ "Центр исследования правовой политики" Татьяны Зинович, мы долго стоим на месте с полумерами, которые государство принимает.

"То нам кажется, что участие общества поможет в борьбе с коррупцией, то уполномоченные по этике в госорганах или замена реального срока лишения свободы коррупционерам на штраф или еще что-то. Но мы не используем самые эффективные инструменты, которые позволяют контролировать уровень коррупции", – отметила спикер.

Пять причин непобедимости коррупции

Их озвучила Татьяна Зинович, и первая – отсутствие эффективного контроля.

Вторая – предприниматели и чиновники одинаково ответственны за коррупцию, но часто они избегают ответственности. По ее мнению, госслужащие, осужденные за коррупцию, все чаще подвергаются штрафам, а не лишению свободы. Третья – политическая воля противодействовать коррупции очень размыта, о чем свидетельствуют январские события. Четвертая – демотивация государственных служащих стремиться к честности и прозрачности при исполнении своих служебных обязанностей и властных полномочий. И, наконец, пятая – сотрудничество с международными партнерами пока очень своеобразное.

"Наша позиция чаще всего заключается в том, что наиболее существенные наши обязательства, например ввести "эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие уголовные или не уголовные санкции, включая денежные санкции" для юридических лиц или криминализовать незаконное обогащение – уходят в тень, на задний план или откладываются на более поздний срок", – отметила эксперт.

К бюджету государства, как бюджету семьи

Директор ЧУ Integrity Astana Жанат Нургалиев остановился на вопросе эффективности использования бюджетных средств.

"Основная миссия по контролю за исполнением бюджета возложена на счетный комитет по контролю за использованием республиканского бюджета РК, на ревизионные комиссии при маслихатах и общественные советы. Однако данные институты готовят свое заключение, когда средства уже потрачены, и зачастую лишь констатируют многочисленные нарушения", – отметил спикер.

По мнению Нургалиева, необходимо оцифровать весь бюджетный процесс как на центральном, так и на уровне МИО и обеспечить доступ к этим данным.

"Бытовая" коррупция, безусловно, проблема. Но я считаю, что необходимо сосредоточиться на системных коррупционных рисках при планировании бюджета и его освоении. Почему акимат столицы не заинтересованы детально раскрывать информацию по проектам и мероприятиям в рамках своих бюджетных программ. Все вы слышали истории с приобретением конно-спортивного комплекса, ЦУМ, эпопею с модернизацией ТЭЦ-1, 2, строительством ТЭЦ-3", – привел пример спикер.

Второе предложение – разработать отраслевую методологию по нормам бюджетного планирования.

"Только по бюджетной программе санитарной очистки за 2021 год по стране освоено 233 млрд тенге, согласно данным с портала госзакупок. При этом пишут одной строкой: работы по содержанию зеленых насаждений и сумма 1 млрд тенге, а 100 деревьев или тысяча деревьев, неизвестно. До сих пор отсутствует реестр зеленых насаждений. Поэтому можно каждый год выполнять работы в одном месте", – отметил эксперт.

И, наконец, усилить общественный контроль за деятельностью самих проверяющих и контролирующих органов.

"Например, ревизионной комиссией столицы за 2019-2021 годы направлялись материалы для возбуждения 34 уголовных дел, и только по одному делу был вынесен приговор и зарегистрирован в системе. По остальным дела списывались или отправлялись на дополнительную проверку тем органам, которые ранее совершили это правонарушение", – отметил Нургалиев.

Реализация вопросов по ряду проблем отложили на год

Старший правовой советник Центра исследования правовой политики, эксперт по вопросам уголовного правосудия Дмитрий Нурумов поднял временной вопрос. Например, почему такая тема, как криминализация обещания и предложения взятки, как законченный состав преступления, отложена на конец 2023 года? Или почему откладывается реализация вопроса по криминализации незаконного обогащения?

"Проверка деклараций выявляет индикаторы незаконного обогащения, соответственно, это позволяет проводить ретроспективные расследования и привлекать к ответственности лиц, которые могут быть причастны к системной коррупции", – считает эксперт.

Дмитрий Нурумов привел интересный анализ приговоров по коррупционным делам. Так вот, он показывает, что расследование фактов коррупции обычно завершается осуждением виновных лиц и применением к ним наказания в виде денежного штрафа, размер которого определяется суммой взятки.

"За пределами судебных разбирательств остаются вопросы возврата преступных активов, если они выведены из страны и легализованы в других юрисдикциях, конфискация движимого и недвижимого имущества, вопросы экстрадиции виновных в коррупции лиц, если они выехали из страны. Все это снижает эффективность антикоррупционных реформ и создает иллюзию, что наказания за коррупцию можно избежать или оно будет относительно мягким и после его отбытия можно будет пользоваться имуществом и деньгами, которые стали частью коррупционных схем", – отметил эксперт.

По мнению большинства экспертов, принявших участие в обсуждении темы, внедрение самых эффективных мер откладывается на более поздний период и это может способствовать тому, что ожидаемый эффект от проведения коррупционных реформ будет снижен.

Марина Попова