/img/tv1.svg
RU KZ
Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

Каршеринг Anytime и «Яндекс.Такси» сообщили о работе в условиях ограничений.

08:12 02 Август 2020 8093

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

Автор:

Мария Галушко

На время карантина работу общественного транспорта Алматы полностью приостанавливают либо ограничивают по времени. Работа сервиса каршеринга и служб такси не была ограничена в связи с пандемией коронавируса. При этом большинство офисных сотрудников перешли в режим удаленной работы. О том, как изменился спрос на услуги заказа такси и каршеринг в период карантина и как ограничения отразились на компаниях, узнал корреспондент inbusiness.kz.

Генеральный директор компании Anytime в Алматы Алмаз Ахпаров:

На рынке каршеринга пандемия отразилась достаточно сильно. В начале марта у нас была хорошая выручка, но после объявления режима ЧП в стране она начала резко падать. Наибольший спад за все время работы компании наблюдался 1 апреля. Апрель выдался самым тяжелым месяцем, и были мысли приостановить сервис, как делали наши клиенты в России. Мы думали об этом, но понимали, что людям нужно на чем-то передвигаться, когда общественный транспорт не ездил, а количество машин такси в городе сократили в три раза.

Выручка и количество аренд в этот период упали на 70-75%. Весь заработок уходил на закрытие операционных расходов: заправку бензина, ТОО, осмотр, дезинфекцию автомобилей, которую мы проводили на ежедневной основе. Основная причина падения спроса на услугу – карантин. Люди ушли на удаленную работу, ставили блокпосты. Доля наших клиентов живет за пределами Алматы. Безусловно, страх и запрет выходить из дома также повлияли на спрос.

Во время карантина на одну машину приходилось четыре-шесть аренд в сутки. Это низкий показатель. В обычное время на один автомобиль в сутки приходилось порядка 9-11 аренд. К тому же из-за отсутствия пробок среднее время поездки сократилось с 25 до 12 минут. Основными клиентами во время пандемии были врачи, которые ездили на работу и с работы. Также мы наблюдали скопление машин около крупных продуктовых магазинов.

Поэтапное восстановление спроса началось с 11 мая. Плюс во время режима ЧП мы много времени посвятили написанию статей о выходе из карантина. Это был стратегический ход, который должен был нас скорее восстановить на прежнюю выручку. По нашему мнению, эта стратегия сработала эффективно – и с 1 июня мы восстановились на уровень выручки, которая была в прошлом году в этом же месяце. Весь июль мы наблюдали резкий рост аренд автомобилей до 9-11 машин. И, если бы не очередные ограничительные меры, которые ввели в июле, динамика роста продолжала бы повышаться. Вновь введенные ограничительные меры бьют по бизнесу, и наблюдается спад, но уже не такой большой, как в апреле.

Тарифы во время карантина не менялись. Они сохранились, 19 тенге – утром, 44 – в остальное время. После карантина сохранили утренний тариф – 19 тенге в минуту, с 10 утра до шести вечера установили тариф 39 тенге в минуту, тем самым дали возможность клиентам восстановиться. В час пик тариф составляет 44 тенге, и только в ночное время мы увеличили тариф до 49 тенге в минуту. Ночью нет машин и нет пробок, поэтому мы посчитали правильным немного поднять тариф. Сейчас снова думаем над пересмотром тарифов, так как в городе нет пробок и скопления машин. Мы не покрываем операционных расходов, поэтому в силу вступает правило, когда нужно поднимать тариф, а когда можно его спустить. Но пока ничего не меняли. Мы также разработали абонементы для аренды машины на три-четыре дня. Учитывая некоторые нововведения, мы не зарабатываем больше, потому что на ночь у нас приходится минимальное количество поездок.

Чему нас научил карантин? Мы оперативно оптимизировали все расходы компании в каждом отделе: клиентском, где оставили одну линию операторов, в маркетинге, где посчитали правильным направлять деньги в онлайн-каналы вместо офлайн, оптимизировали расходы в операционном отделе и т. д. Это был очень важный шаг. При этом не увольняли никого из работников.

Ко второй волне ограничительных мер были уже готовы и легко перешли на удаленный формат работы. В офисе от всей команды сейчас находится только 15% работников, остальные работают из дома.

Автопарк остался в количестве 400 машин. Признаться, мы планировали расширить его этой весной и уже готовы были запуститься в Нур-Султане в мае. На момент запуска в столицу у нас было 200 новых машин. Нам пришлось его приостановить из-за эпидемии и перенести на следующий год. Что касается Алматы, мы также приостановили расширение автопарка. Для нас добавление 50-100 машин – это дополнительная финансовая нагрузка, хотя в июне был высокий спрос и в какой-то момент машин не хватало.

Пресс-служба «Яндекс.Такси»

Когда по всей стране были введены строгие ограничения на движение транспорта, то количество машин на линии резко упало. При этом спрос оставался на достаточно высоком уровне и тариф не менялся. Мы с партнерами находились на связи с государственными органами, чтобы больше водителей получали разрешения, выполняли свою работу и приложением могли воспользоваться все, кому важно уехать. Кроме того, таксопарки-партнеры отмечают, что во время пандемии они стали получать больше заявок на работу водителем.

Мы заметили изменение поведения пользователей. Спрос на доставку вещей увеличился в несколько раз относительно февраля этого года. Рост заказов сохранился и тогда, когда часть ограничений была ослаблена. В условиях пандемии актуален бесконтактный способ доставки, его указывают в комментариях.

Услуга появилась в Казахстане в конце прошлого года, а со временем стала доступна не только частным пользователям, но и корпоративным клиентам. Каждый день количество заявок от организаций на подключение растет. Услуга доставки интересна компаниям совершенно из разных сфер: продуктовый ритейл, аптеки, магазины электроники и бытовой техники, строительные гипермаркеты, операторы сотовой связи и другие. Важно отметить, что подключаются как представители крупных корпораций, так и средние и небольшие компании. Планируем инвестировать в развитие и продвижение направления доставки, поскольку оно может стать драйвером роста отрасли такси и стимулировать рост поездок и заработка водителей.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Генеральная прокуратура начала внеплановую проверку в МИИР

22 Октябрь 2020 13:52 2641

Генеральная прокуратура начала внеплановую проверку в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, сообщает КазТАГ со ссылкой на информационный сервис Qamqor комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры.

«Объект проверки – государственное учреждение «Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан», – говорится в документе, ссылку на который опубликовал известный казахстанский журналист Михаил Козачков.

Проверка является внеплановой и проводится в период с 5 октября по 3 ноября. Орган, назначивший проверку, – Генпрокуратура.

«Вопрос проведения проверки (и предмет проверки. – КазТАГ): об утверждении правил технической эксплуатации автотранспортных средств. Приказ министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 30 октября 2015 года № 12 221», – сказано в документе.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

17 Сентябрь 2020 08:03 6326

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!