Как не лишиться автомобиля после покупки?

1792

Рекомендации юриста.

Как не лишиться автомобиля после покупки?

Проблемой для каждого автомобилиста может стать ситуация, когда через время после приобретения машины ее владелец узнает, что авто было незаконно поставлено на учет прошлым хозяином.  Теперь у нового владельца есть риск лишиться покупки, даже через продолжительное время. Как этого избежать и на что автовладельцам стоит обращать внимание, совершая сделку,  корреспонденту inbusiness.kz рассказал юрист Алексей Сон.

Проверка купленного авто

До 26 мая 2018 года при снятии автомобиля с учета (процедура, необходимая в том числе для его продажи) каждый автомобиль на казахстанских номерах проходил так называемый ангар – сверку, где сотрудниками полиции проводилась сверка соответствия VIN-кодов и номеров рамы автомобилей с учетными базами данных и техпаспортами. С 26 мая 2018 года процедура отменена якобы с целью упрощения и цифровизации сделки купли-продажи. Председатель правления государственной корпорации "Правительство для граждан" Аблайхан Оспанов тогда заверял, что нет никаких барьеров для проведения процедуры в электронном формате.

"Как показывает время, отмена ангаров стала парадным входом для предприимчивых граждан и коррумпированных государственных служащих, а количество автомобилей, которые рассекают по "левым" казахстанским техпаспортам, значительно увеличилось", – отмечает юрист Алексей Сон.

По его словам, эта система стала настоящей находкой и для обнальных схем через банковские приложения, где можно оформить сделку купли-продажи автомобиля в кредит или рассрочку. Для проведения схемы такого обнала нужен свой продавец, автомобиль, и покупатель, который за определенное вознаграждение готов оформить на себя кредит. После сделки инициаторы схем через смену госномера на автомобиле и подмены техпаспорта продолжают ездить на авто как ни в чем не бывало, а шансы найти именно тот автомобиль, который участвовал в сделке и находится под залогом банка, невысоки.

8 июня 2022 года Halyk Bank совместно с МВД РК запустили услугу проверки автомобиля. При проверке этой услуги Алексей Сон выяснил, что она еще не содержит необходимой информаций, которая должна быть представлена МВД РК. После того, как необходимая информация будет получена и обработана Halyk Bank, через услугу проверки авто можно будет получать следующую информацию:

  • дату первичной постановки на учет в Казахстане;
  • тип владельца (физ. или юрлицо, количество предыдущих владельцев);
  • место регистрации ТС;
  • сведения об автомобиле, включая марку, модель и модификацию;
  • год выпуска;
  • цвет;
  • наличие обременений (сведения о залоге);
  • наличие совладельцев;
  • особые отметки (наличие переоборудований/дополнительного оборудования).

"Если услуга в будущем будет полностью отображать обещанные сведения, то обязательно используйте сервис для проверки выбранного для покупки автомобиля. Сверяйте сведения, полученные в этой услуге со сведениями техпаспорта и данными продавца. Возможно, это избавит от покупки проблемного авто", – советует юрист.

При покупке автомобиля Алексей Сон также рекомендует не рассчитывать на то, что регистрация сделки и постановка автомобиля на учет в СпецЦОНах на имя покупателя защитит его от нежелательных последствий, в результате которых можно лишиться машины. По его словам, не гарантирует полную безопасность сделки и сервис проверки истории автомобиля от Halyk Bank. Поэтому, перед покупкой автомобиля нужно обращать внимание не только на его внешний вид и техническое состояние, но и соблюдать комплекс юридической защиты своих интересов проверяя автомобиль через доступные цифровые сервисы и привлекая специалистов по подбору автомобилей. Они смогут предоставить информацию о соответствии машины сведениям, представленных продавцом.

"Сверяйте VIN коды, проводите компьютерную диагностику, которая тоже отображает VIN код. При обращении к специалистам по подбору автомобилей попробуйте письменно договориться об ответственности специалиста за подбор юридически нечистого автомобиля. Сохраняйте сведения о продавце машины даже после оформления сделки. Это нужно для того, чтобы в случае возникновения какой-то проблемы вы имели возможность внесудебного урегулирования спора или подачи заявления в суд либо правоохранительные органы", – говорит специалист.

Цифровое кредитование и безопасность

Выбирая для покупки авто цифровое кредитование, необходимо помнить и о недостатках такого способа. Наравне с плюсами, можно также остаться без автомобиля и быть обязанным банку погашать кредит.

"К глубокому сожалению, практика защиты земщиков в таких случаях не выработана, мы каждый раз обсуждаем вопросы о закредитованности населения, о невозможности заемщиков погашать высокое банковское вознаграждение, и услуга онлайн кредитования автомобилей с пробегом без системы защиты заемщиков от покупки "нечистых" автомобилей может причинить больше вреда, чем пользы, о которой заявляют разработчики", – говорит Алексей Сон.

Он добавил, что цифровизация Казахстана невозможна без решения проблем и вопросов, которые она затрагивает. На данный момент это практически любое действие и процедура за которой могут скрываться нежелательные юридические последствия.

Вместе с тем, депутатами Мажилиса одобрены поправки в Кодекс "Об административных правонарушениях" за использование водителем поддельных государственных номеров. В случае принятия такой поправки правонарушители могут быть привлечены к лишению водительского удостоверения сроком на один год и пяти суткам административного ареста.

"Эта норма по идее неплоха, но есть такие минусы как коррумпированность полицейских, они могут отпустить правонарушителя. У нас отсутствует достаточное обеспечение системами, выявляющими поддельные номера на авто, особенно в провинциях и селах. Да и в принципе, многих наших сограждан не останавливает управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или если они уже лишены водительских прав. Каким образом будет разрешаться вопрос о содержании задержанных в этом случае автомобилей – неизвестно. Скорее всего, потребуются дополнительные места на штрафстоянках, которые содержатся за счет наших налогов. Тут необходимо выстраивать современную систему управления государством, разрабатывать и пересматривать устаревшие законодательные нормы", – отмечает юрист.

Алексей Сон вновь обратил внимание на высокую стоимость автомобилей в Казахстане, несопоставимой с доходами большинства людей. При этом автомобиль остается необходимостью для каждой семьи, ведь для многих это способ заработка. Именно поэтому люди будут продолжать искать лазейки и иные способы, позволяющие владеть машиной. Некоторые сознательно ищут проблемные автомобили из-за их невысокой стоимости.

"Считаю, что каждый казахстанский автолюбитель, приобретающий машину на казахстанском учете обязан принимать этот комплекс мер и сохранять полученную информацию после покупки и его последующей продаже, чтобы не остаться без автомобиля и минимизировать риски, которые могут возникнуть и после продажи автомобиля. В тоже время я призываю наше Правительство начать активную совместную работу по предупреждению, выявлению и разрешению озвученных проблем, без необходимых законодательных реформ и поддержки Правительства, учитывая ежедневное количество сделок купли-продажи автомобилей. В результате мы можем столкнуться с непоправимыми последствиями для наших граждан", – подвел итог Алексей Сон.

Мария Галушко