Как не допустить распространения в казахстанском сегменте Интернета запрещенной рекламы, правильно организовать контроль и каким образом отрегулировать эту сферу с помощью законодательства? На эти вопросы искали ответы участники панельной сессии "Регулирование рекламы. Болевые точки индустрии" на конференции AdTribune, организованной Центрально-Азиатской рекламной ассоциацией (ЦАРА), передает inbusiness.kz.
Опасный таргетинг
Сегодня именно в Интернете наблюдаются нарушения законодательства РК в сфере рекламы.
"Есть запрещенная реклама, в частности алкогольной продукции, лекарств без заключений Национального центра экспертизы лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Также мы наблюдаем рекламу БАД на таких крупных платформах, как Google, Facebook, которая таргетируется на территории страны зарубежными рекламодателями. Эти биодобавки не прошли регистрацию в Казахстане, – отмечает руководитель юридического департамента телеканала НТК Адат Лайк. – В частности, если говорить о БАД, то их реклама может привести к тому, что потребитель может купить небезопасную добавку и навредить своему здоровью".
Кроме потребителей, от такой ситуации страдают отечественные рекламодатели и распространители рекламы, которые находятся в неравнозначных условиях с ее зарубежными распространителями, считает Адат Лайк. Наконец, это приводит к тому, что само государство недополучает налоги при рекламе неразрешенных биологически активных добавок.
В этой связи ЦАРА инициировала перед уполномоченным органом внесение изменений в правила осуществления рекламы биологически активных добавок, которые были приняты 27 октября 2020 года приказом министра здравоохранения. Ассоциация предлагает внести изменения с тем, чтобы на различные виды и формы интернет-рекламы распространялись те же требования, которые предусмотрены для СМИ и традиционных распространителей – например, наружной рекламы.
Все под контролем?
Частично таргетированная реклама в Казахстане уже отслеживается. Как заверил руководитель Yandex в Казахстане Данияр Танаев, у них ведутся довольно жесткие проверки перед запуском рекламных кампаний, причем и от зарубежных рекламодателей. Большой отдел юристов, модераторов тщательно проверяет законодательство страны рекламодателя, который таргетируется. Если он из другой страны и выбрал в таргетинге Казахстан, то будет попадать под юридические требования, юрисдикцию нашей страны, соответственно, специалисты компании, которую представляет спикер, сверяются с требованиями по рекламе местного законодательства.
"Перед запуском рекламной кампании у нас есть две проверки. Первый этап – это автомодерация. На втором этапе наши специалисты заходят в рекламные кампании, проверяют наличие необходимых документов, – говорит Данияр Танаев. – Если говорить про БАДы, то наши специалисты смотрят, есть ли у рекламодателей сертификат казахстанского образца, зарегистрирован ли БАД в Казахстане, Если нет, то рекламной кампании даже не дают запуститься. Также мы проверяем рекламные креативы, исходя из местного законодательства".
Нет тотального мониторинга
Но все же в бескрайнем Интернете так просто не "выловить" всю запрещенную рекламу. По данным заместителя директора центра анализа информации при министерстве информации и общественного развития Дархана Уалиханова, они проводят мониторинг интернет-пространства по целому параметру вопросов, в процессе которого выявляют нарушения в сфере рекламы. Но тотального мониторинга у центра при МИОР нет.
"Мы все делаем вручную. По теме рекламы существует целенаправленный мониторинг, но охватить все стопроцентно невозможно, – посетовал Дархан Уалиханов. – Поэтому это все, что мы смогли выявить и зафиксировать. Есть еще проблемы фиксации, потому что, к примеру, баннер в Интернете сейчас есть, а в следующую секунду его нет. Это надо успеть все зафиксировать, задокументировать. Есть и такие проблемы. Но в то же время нам помогают уполномоченные органы по своим направлениям. Если что-то фиксируют, то тоже могут нам направить или в общественную организацию".
Из-за отсутствия постоянного мониторинга динамика нарушений, по которым приняты меры, выглядит так: в 2019 году было выявлено девять нарушений, в 2020 году – 189, за шесть месяцев 2021 года – 15.
"Есть прямые нарушения законодательства в самой рекламе, есть неправомерные материалы, которые носят рекламный характер. Если, например, брать нарушения во время пандемии, то это было связано с продажей масок, медицинских изделий, антисептических средств, чаще всего – распространяемых в социальных сетях, по линии пользователей", – заявил Дархан Уалиханов.
Когда сотрудники центра выявляют нарушения, то обращаются к администраторам этих глобальных платформ, просят ограничить доступ по ссылкам, которые ведут на противоправные рекламные материалы. Нередко им приходится направлять прямые предписания в адрес уполномоченных органов: МВД, прокуратуры, если интернет-реклама, например, касается оружия, алкогольной продукции.
Исполнительный директор ЦАРА Дана Дауленбаева сообщила, что теперь все заинтересованные граждане, предприниматели могут сами легко и быстро отправить жалобы на нарушения в сфере рекламы через платформу egov.kz в уполномоченный орган – министерство национальной экономики или в НПП "Атамекен".
Точки роста
"Пару месяцев назад в две системы – egov и НПП "Атамекен" – ввели подразделы "рекламная отрасль", "рекламная деятельность", куда можно отправлять официальные письма и жалобы, – говорит Дана Дауленбаева. – Нам в дальнейшем нужно отработать этот канал коммуникаций для того, чтобы была обратная связь от госорганов".
Директор TV Media Digital Марина Бузубаева поделилась опытом России. Она рассказала, что 17 июня в российском законодательстве прошло третье, финальное, слушание законопроекта о введении единой системы мониторинга интернет-рекламы. Благодаря этому законопроекту, который находится на рассмотрении у президента и должен быть принят к осени, в РФ все интернет-площадки, рекламные агентства и какие-либо посредники должны будут собирать и предоставлять информацию о прошедшей через них интернет-рекламе. Это, говорит Марина Бузубаева, позволит сделать рынок более прозрачным, поставит в одинаковую позицию мировые IT-гиганты и отечественные IT- компании.
Одновременно с этим прошло слушание второго законопроекта, который касается измерения интернет-аудитории. Он позволит оценить и замерить аудиторию социальных сетей, интернет-площадок, аудиовизуальных сервисов и тоже приведет к единой системе мониторинга.
Посчитать рынок
Дана Дауленбаева резюмировала, что, помимо выявления нарушений в Интернете, для рынка важно оценивать существующие объемы рекламы.
"Если в РФ это происходит на законодательном уровне, то у нас инициаторами этих начинаний пока являемся мы, игроки рынка. Мы заинтересованы в том, чтобы грамотно и правильно оценить рынок, посчитать весь объем рекламных материалов", – говорит Дана Дауленбаева.
По ее словам, крайне важно разобраться с регулированием интернет-рекламы, поэтому ЦАРА инициировала, чтобы в новом законе о средствах массовой информации ввели понятийный аппарат, который касается интернет-рекламы. В последующем это поможет внести изменения в закон о рекламе, считает Дана Дауленбаева. Это, по ее словам, необходимо для того, чтобы интернет-реклама, которая в Казахстане занимает большую долю и до пандемии демонстрировала рост до 25% в год, а иногда и выше, получила правильное отражение в законодательстве.
Ольга Ушакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!