"Во-первых, что принятие этих поправок якобы ограничивает свободу слова в Казахстане.
На самом деле предлагаемые поправки в законопроекте никоим образом не ограничивают свободу слова в нашей стране, а предусматривают законодательную регламентацию деятельности социальных сетей и мессенджеров на территории РК.
Другими словами, мы хотим обеспечить соблюдение законов РК иностранными компаниями, как и любыми другими субъектами предпринимательства, осуществляющими свою деятельность у нас в стране.
Из-за того, что такие цифровые гиганты, как Meta, Telegram и пр., не находятся на нашей территории физически, мы не можем требовать от них соблюдения наших законов. Назначение законного представителя позволяет исправить данную ситуацию.
Министерство за последние годы активно налаживает сотрудничество с собственниками международных социальных сетей. "ВКонтакте", "Одноклассники", Mail.ru, Livejournal, Facebook, Instagram", TikТok, Linkedin, мессенджер Telegram восприняли данную инициативу с положительной стороны и выразили согласие на исполнение данных норм.
В настоящее время иностранными социальными сетями проводится работа по определению и назначению законного представителя.
Данные поправки никак не затрагивают обычных пользователей, так как ответственность за распространение неправомерных материалов уже предусмотрена текущим законодательством, данные поправки не несут каких-либо изменений.
Во-вторых, по требованиям удаления неправомерного контента в течение 24 часов.
Как известно, травля происходит в закрытых группах и сообществах, администраторы которых не несут никакой ответственности и, более того, могут способствовать продолжению буллинга на своих страницах. Поэтому попытки налаживания контакта с ними зачастую не приносят каких-либо результатов.
Единственным действенным способом решения данной ситуации является обращение к самим социальным сетям. Удаление информации позже чем 24 часа, как вы понимаете, может быть уже неактуальным и привести к пагубным последствиям.
Законы с требованием удаления/блокирования контента в социальных сетях в течение 24 часов уже приняты в ряде развитых стран. К примеру, в Германии с 2017 года действует Закон "О защите прав пользователей в социальных сетях".
В-третьих, касательно мониторинга и статистики.
В связи с тем, что на сегодняшний день на территории Республики Казахстан законодательно еще не урегулирован механизм определения и фиксации фактов кибербуллинга, прямая статистика отсутствует.
Однако в рамках контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан министерством на постоянной основе осуществляется мониторинг продукции средств массовой информации, в том числе сети Интернет.
В целом в 2021 году по рекомендациям уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства собственниками и администрациями интернет-ресурсов приняты меры по устранению порядка 222 453 противоправных материалов.
Кроме того, в 2021 году в порядке, предусмотренном Законом "О связи", уполномоченным органом ограничен доступ для пользователей на территории Республики Казахстан более чем к 10 578 материалам.
В целом хотелось бы отметить, что в рамках предлагаемых нововведений министерство не наделяется компетенцией, препятствующей свободной деятельности социальных сетей и мессенджеров и ограничивающей свободу выражения мнений".