Насколько образовательные учреждения в Казахстане готовы адаптировать учебный процесс для детей с особыми потребностями и какие барьеры в системе инклюзивного образования еще необходимо преодолеть, в интервью inbusiness.kz рассказала генеральный директор ТОО “Центр САТР” Роза Сулейменова.
– Роза Айтжановна, что такое инклюзия и зачем она нужна в образовании?
– Прежде чем говорить об инклюзивном образовании, нужно разобраться, что под этим подразумевается. Идея инклюзивного образования заключается в том, что абсолютно у всех детей в стране должна быть возможность получить качественное образование, без какой-либо дискриминации, а для детей, испытывающих трудности в обучении, должны создаваться специальные условия для получения образования.
В каждой стране, которая развивает свое образование исходя из принципа инклюзивности, выстраивается собственный алгоритм предоставления специальных условий на основе особенностей национальных систем образования и ценностных ориентиров в обществе. В развитых странах такие условия создаются, прежде всего, в специальных школах, а также в обычных школах. При этом научные исследования по вопросам создания специальных условий в общем образовании продолжаются, вопрос развития инклюзивности общего образования остается дискуссионным и неоднозначным.
“Инклюзивное образование” – многоаспектное понятие. Прежде всего это идеология, то есть вопрос политики в области образования (равенства прав на получение образования и прав на специальные условия для тех, кто не может без них получить качественного образования). Во-вторых, это методология и психолого-педагогические технологии, благодаря которым идеология должна воплотиться на практике в каждом детском саду, в каждой школе. Процесс обучения и воспитания должен быть ориентирован на разнообразие возможностей детей, он должен стать гибким и в выборе содержания, и в применении методов обучения, и в оценке учебных достижений школьников. Разнообразие возможностей обучающихся и воспитанников должен рассматриваться как естественная ситуация в образовании. Это требует изменения традиционных подходов к обучению и оцениванию учебных достижений.
– Как в Казахстане развивается инклюзивное образование?
– В Казахстане задача развивать инклюзивное образование в государственной программе впервые была поставлена в 2011 году. С этого момента прошло не так много времени, нужно понимать, что мы делаем первые шаги.
Требуется критически осмыслить большой объем новой профессиональной информации, изменить ценностные ориентиры в образовании детей, преодолеть стереотипы, внести в систему образования требуемые изменения. Этой информацией должны овладеть прежде всего лица, принимающие управленческие решения, а также педагоги и специалисты психолого-педагогического сопровождения. На такие серьезные изменения требуются время, научно-практические исследования. Важно понять, как в нашей стране мы сможем развивать общее образование в соответствии с принципом инклюзивности, какие имеются предпосылки, ресурсы, барьеры, нужно понимать необходимость финансовых затрат. И, конечно, необходимы грамотное руководство развитием образования, координация различных инициатив со стороны общественных организаций и государственных структур. Изменения должны коснуться также подготовки кадров в вузе и в системе повышения квалификации. Вопросов множество, в одной публикации их осветить невозможно.
За период с 2011 года в стране приняты законы, подзаконные нормативные акты, которыми закреплены права на получение образования каждым ребенком без какой-либо дискриминации. В 2022 году министерством образования разработаны и утверждены правила оценки особых образовательных потребностей детей, а также правила психолого-педагогического сопровождения в организациях образования. Нормативные документы, конечно, будут изменяться и совершенствоваться, но первые ориентиры уже есть.
В последнем из названных документов конкретизированы группы детей, отнесенные к категории “дети с особыми образовательными потребностями”, определены специальные условия, которые должны создаваться для них в детских садах и школах, даны и другие практические рекомендации. Обращу ваше внимание на группы детей с особыми образовательными потребностями: первая группа – дети с поведенческими и эмоциональными проблемами, вторая – дети с барьерами социально-психологического, экономического, языкового культурного характера, третья группа – дети с ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами). То есть это достаточно широкое понятие, однако в настоящее время в нашей стране, говоря о детях с особыми образовательными потребностями, имеют в виду только детей с ограниченными возможностями. Эта упрощенное, узкое понимание искажает идею.
Как специальный педагог, я буду говорить о детях с ограниченными возможностями. Эти дети имеют больше, чем другие группы детей, потребностей в специальных условиях для получения образования. Необходимые условия для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в полном объеме созданы в специальных детских садах и специальных школах. Однако в нашей стране таких организаций немного. Поэтому в специальных организациях образования обучается незначительная часть детей, имеющих рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций к созданию специальных условий. Например, в специальных школах получают образование порядка 14% школьников с ограниченными возможностями от их общего числа. Остальные дети являются учениками общеобразовательных школ, где для них также должны быть созданы условия для успешного обучения, развития и формирования социальных навыков. Таким образом, для нашей страны актуальность развития общего образования исходя из принципа инклюзивности очевидна.
– По Вашему мнению, готовы ли образовательные организации принимать детей с проблемами в развитии?
– В соответствии с Законом РК “Об образовании”, родители имеют право выбрать, где их ребенок будет учиться. Организации образования не могут отказать ребенку в обучении по месту жительства. Другой вопрос, насколько организации образования готовы удовлетворить особые образовательные потребности ребенка. В разных регионах нашей страны, в разных школах эта ситуация развивается по-разному. Напомню, мы делаем только первые шаги, формируется первый опыт создания специальных условий для детей, у которых есть трудности в обучении, вызванные объективными причинами. Еще очень много барьеров в системе нашего образования, которые необходимо преодолеть, поняв, почему они возникают. Например, пересмотреть, наконец, содержание образовательных программ вузовской подготовки педагогов для общего образования и специалистов психолого-педагогического сопровождения, чтобы педагоги знали, как обучать детей с особыми потребностями, какие методики и учебники использовать, а специалисты (специальные педагоги, психологи, логопеды) умели выполнять свои функции в условиях общего образования на основе командного подхода.
По нашим наблюдениям, наиболее успешно справляются с созданием благоприятных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями организации образования с высоко мотивированным первым руководителем. Как правило, этот руководитель хорошо информирован о государственной политике в области прав каждого на образование без дискриминации, заботится об обучении коллектива педагогов на постоянной основе, умеет создать команду единомышленников, не боится экспериментировать и брать на себя ответственность за инновации. К сожалению, с уходом такого руководителя из организации образования созданная им атмосфера доверия, сотрудничества и участия постепенно утрачивается. То есть пока можно говорить лишь об отдельном, локальном опыте создания специальных условий, который имеет неустойчивый характер, так как предполагаемые системные изменения в образовании еще не произошли.
Вместе с этим управление образования ежегодно сообщает об увеличении процента школ, “создавших условия для инклюзивного образования”, и увеличении “охвата детей с особыми потребностями инклюзивным образованием”. Специальные условия для получения образования конкретизированы в нормативных документах только в 2022 году, не все специалисты управлений образования, педагогические коллективы школ знакомы с этим документом. Критерии для проведения мониторинга созданных условий в стране еще не разработаны. Отчеты с высокими процентами созданных условий не соответствуют действительности, дискредитируют идею равных прав на качественное образование для всех.
– Можно ли для каждого ребенка с нарушением развития создать специальные условия в общеобразовательной школе в соответствии с его потребностями?
– Нет, если речь идет о детях с ментальными нарушениями. Специальными условиями обучения этой категории школьников являются доступное содержание учебных программ, не ориентированное на государственный стандарт, специальные методы обучения, специальные учебники, формирование начальных профессионально-трудовых навыков в мастерских со специальным оборудованием при участии подготовленных мастеров трудового обучения.
В системе общего образования в настоящее время обучается около 7 тыс. детей рассматриваемой категории. Хочу сообщить о том, что в середине 90-х годов половина специальных школ для детей с ментальными нарушениями были закрыты в связи с так называемой оптимизацией образования. Таких детей не стало меньше. Более того, право на обучение в школе теперь имеют дети с выраженными (умеренными) нарушениями интеллекта, которые до 2004 года находились под опекой семьи или социальных учреждений. Такие дети тоже являются учениками общеобразовательных школ. Основным содержанием обучения этих детей являются жизненные навыки, в условиях традиционного академического урока формировать такие навыки затруднительно. При обучении детей с ментальными нарушениями в обычных классах общеобразовательных школ не представляется возможным полностью раскрыть потенциал таких учеников, сформировать доступные им практические навыки и академические знания, значит, по окончании школы выпускникам будет сложно найти свое место в жизни. Это серьезный вопрос, которым общее образование должно озаботиться и искать способы решения, используя ресурс специальных школ.
– Как Вы оцениваете состояние инклюзивного образования в Алматы?
– Алматы включился в процесс развития инклюзивного образования позже других регионов. Успешные пилотные проекты уже 15-20 лет назад демонстрировали отдельные организации образования. В Костанае и Петропавловске их инициатива была поддержана управлениями образования. После принятия программы развития образования в 2011 году появились пилотные школы в Караганде, Кокшетау, которые в настоящее время делятся своим опытом работы с другим школами. В Алматы инициаторами экспериментальных проектов стали родительские организации. В настоящее время, по данным управления образования города Алматы, в 88% общеобразовательных школ “организовано инклюзивное образование”. В 2022 году по сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение количества детей, охваченных инклюзивным образованием почти на 16%. При этом указывается, что педагоги продолжают испытывать затруднения в определении уровня развития ребенка, с выбором и включением в урок индивидуальных заданий для учащихся с особыми образовательными потребностями. А это и есть суть инклюзивности образования.
– Что же тогда подразумевается под “охватом инклюзивным образованием”?
– К сожалению, еще имеет место поверхностное понимание сути инклюзивного образования. О нем свидетельствует словотворчество с использованием иностранного слова, например: “инклюзивщики”, “охваченные инклюзией”, “подлежащие инклюзивному образованию”, “участвующие в инклюзии работники”, “исключить из инклюзии”, “вывод из инклюзивного обучения”, “ответственный за инклюзивное обучение”, “учитель инклюзивного образования”, “дети, нуждающиеся в инклюзивном образовании”. Эти и подобные им выражения не разъясняют, а, скорее, искажают идею инклюзивности общего образования. Они же показатель уровня информированности в данном вопросе специалистов, которые их используют.
Для практического решения задач развития инклюзивности общего образования всем нужно говорить на одном языке. В педагогике достаточно таких слов, они понятны и учителю, и родителям, и специалистам сопровождения. Гуманная терминология для описания этого процесса имеется в Законе РК “Об образовании”, в правилах оценки особых образовательных потребностей, в правилах психолого-педагогического сопровождения, которые нужно внимательно изучить и поразмышлять вместе с коллегами над этой серьезной и сложной задачей, поставленной перед системой образования нашей страны.
По данным акимата, в Алматы в 335 организациях образования (198 школ, 117 детских садов, в 20 колледжах) обучаются 4601 ребенок с ООП, в том числе 1757 детей в детских садах (117 садов), 2437 учащихся в школах (198 школ), 407 студентов в колледжах (20 колледжей, спецгруппы в трех колледжах по профессиям: швея, парикмахер, цветовод, столяр, мастер по обуви). В пресс-службе ведомства сообщили, что до 2025 года во все организации образования города (ДО, ОШ, ТиПО) будет организовано инклюзивное образование.
Для детей с особыми образовательными потребностями, которые не хотят или не могут обучаться, в городе есть восемь специальных школ-интернатов (СШИ № 1 и № 5 для глухих и слабослышащих детей, СШИ № 2 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, СШИ № 4 для слепых и слабовидящих детей, СШИ № 6 и № 7 для детей с нарушением интеллекта, СШИ № 9 для детей с тяжелыми нарушениями речи). В них обучаются 2685 детей по специальным образовательным программам с различными нарушениями в развитии, из них 2078 детей имеют инвалидность. Также функционирует 13 специальных дошкольных организаций для детей с нарушениями зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта, аутистическим спектром, задержкой психического развития.
Читайте по теме:
53 тысячи особенных детей охвачены спецподдержкой психологов и педагогов