В август и сентябре 2021 года ситуация с поставками грузов из КНР накалилась до предела. И виной тому не палящее солнце, а проблемы, возникшие на пункте пропуска Алашанькоу – Достык, где из-за задержек с китайской стороны почти прекратилась перегрузка как грузовых поездов с товарами, предназначенными для потребителей в Республике Казахстан, так и транзитных грузов, конечным пунктом назначения которых были европейские страны и Россия.
Но особенно остро эту проблему ощутили именно казахстанские компании-импортеры. Простои и задержки привели к срывам сроков по контрактам и, конечно же, к убыткам импортеров.
По оценкам экспертов, эти проблемы с поставками затронули около 120 казахстанских фирм. Но, по словам руководства КТЖ, отвечающего за грузоперевозки, корни проблемы нужно искать на китайской стороне. Для разъяснения своей позиции и для освещения проблемных вопросов на станцию Алтынколь, расположенную на границе с КНР, была приглашена группа журналистов из казахстанских СМИ.
Пик кризиса по поставкам пришелся на конец августа – начало сентября. Из-за обострения ситуации с COVID-19 Китай был вынужден отправить на карантин огромное число работников, задействованных на реконструкции приграничного участка железнодорожной магистрали, со стороны КНР до китайской станции Алашанькоу. По планам китайской стороны все работы должны были завершиться к октябрю 2021 года, но форс-мажор в виде карантина привел к тому, что пропуск составов через переход Алашанькоу – Достык упал до двух составов вместо обычных 14-16 поездов. Соответственно, начались серьезные задержки с поставками грузов.
А вот с грузами, изначально следовавшими через пункт пропуска Хоргос – Алтынколь, никаких проблем не возникало. Мало того, в связи с проблемами на переходе Алашанькоу – Достык на станции Алтынколь вдвое увеличилось количество обрабатываемых составов, и запас по ресурсам еще есть.
А задержки с поставками начались из-за того, что и китайским, и казахстанским компаниям, ответственным за перевозку или сопровождение грузов, невыгодно удлинять маршрут следования контейнеров, направляя их через Алтынколь, проще подождать того момента, когда с китайской стороны все вновь заработает в прежнем режиме, чтобы не терять деньги, полученные от импортеров. И если для грузов, следующих в западную часть России, в Белоруссию, в другие европейские страны, удлинение маршрута через Алтынколь почти не заметно, равно как и удорожание перевозки, то для тех, кто получает груз в Республике Казахстан, перенаправление груза через станции Хоргос и Алтынколь приводит к увеличению дистанции более чем на 500 километров и, соответственно, к финансовым потерям.
На этом фоне сотрудники и руководство компании "КТЖ – Грузовые перевозки" принимают все возможные меры для решения кризиса. Еженедельно по вторникам проводятся видеоконференции с представителями железных дорог КНР, где наши грузоперевозчики совместно с китайской стороной ищут пути решения проблемы. К этой работе подключены и работники казахстанского МИД. На сегодняшний день пропуск поездов через станцию Достык увеличился до восьми составов в сутки. Основной поток грузов на китайско-казахстанских железнодорожных ветках сейчас направлен южнее, через Алтынколь, где сейчас проходит до 16 составов в сутки, что более чем в два раза превышает средние показатели по данному направлению, что также снимает напряжение с поставками.
Планы китайской стороны по реконструкции своих магистралей, на которые повлиял коронавирус, теперь сдвинуты на начало 2022 года. Реконструкция позволит значительно увеличить объем проходящих грузов по направлению станции Достык. На казахстанской стороне грузоперевозчики тоже не теряют времени зря. На станции Достык еще в прошлом году провели реконструкцию и удлинение путей, что позволит принимать составы с большим количеством вагонов. Кроме того, расширяется и частная инфраструктура грузоперевозок вокруг станции Достык. На южном направлении грузоперевозчики тоже расширяют возможности на станции Алтынколь. Расширяется как ширококолейная сеть, так и узкоколейная, для китайских вагонов и поездов. Согласно принятым нормам, перегруз одного состава на станции Алтынколь не превышает четырех часов, а ведущиеся работы по развитию этого пункта пропуска позволят еще больше увеличить годовой грузооборот.
Максим Морозов
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!