До конца текущего года в Казахстане планируют утвердить корректировку генерального плана Астаны. Согласно новому градостроительному документу, в столице Казахстана увеличат число социальных объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры, построят новые теплоцентрали. Дело в том, что прогнозная численность населения является основным расчетным показателем для определения потребности города в территориях, инженерной, транспортной, социально-культурной инфраструктуре. Неточность прогноза создала в Астане определенные трудности. Этот путь проб и ошибок оказался полезным не только казахстанским градостроителям, но и их коллегам из Монголии, передает inbusiness.kz.
В последних числах июля в этой стране произошло важное событие. Там состоялся Международный форум архитекторов и градостроителей, посвященный вопросам переноса столицы государства из Улан-Батора в Хархорум (Каракорум). Когда-то это была одна из столиц древней Монгольской империи, основанная Чингисханом 800 лет назад. В настоящее время на территории бывшего города находится музей истории Хархорум, который открыли в 2011 году, и буддийский монастырь Эрдэни Дзу. Ландшафт долины реки Орхон, окружающей древний город, является культурным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Переносу столицы в Хархорум в Монголии придают большое государственное значение. На международном форуме монгольские градостроители провели презентацию концепции одного из вариантов генерального плана будущей столицы. Министерство строительства Монголии попросило помощи в обмене опытом у коллег из Казахстана, Израиля, России, Японии.
От казахстанской стороны в форуме приняли участие вице-президент Союза архитекторов Казахстана, вице-президент Национальной ассоциации проектировщиков, заслуженный архитектор РК Серик Рустамбеков и председатель правления Палаты экспертных организаций Казахстана Бирлик Ережепов.
Как рассказал inbusiness.kz Серик Рустамбеков, свое выступление на международном форуме он построил на том, чтобы предостеречь монгольских проектировщиков, строителей от тех ошибок, которые совершили в Казахстане при проектировании и строительстве Астаны.
Никто не предполагал
"Монгольская сторона подготовила к форуму свой вариант концепции генерального плана новой столицы Монголии в Хархоруме. Я сказал, что у них должен быть точный и научно обоснованный прогноз по численности населения на расчетный срок, учитывающий темпы его роста и этапы строительства, поскольку генеральный план разрабатывается на перспективу, как минимум, на 20-30 лет", - отметил Серик Рустамбеков. – Прогноз роста численности населения является основным расчетным показателем, и эти данные, как правило, предоставляют государственные институты развития. В случае Астаны эти прогнозы были очень осторожными".
Серик Рустамбеков является одним из авторов-разработчиков двух генеральных планов Астаны совместно с известным архитектором из Японии Кисё Курокавой. По его словам, в Казахстане при разработке генплана столицы в 2000 году на фоне экономических трудностей страны никто не предполагал, что спустя несколько лет произойдет стремительный рост численности населения Астаны. Разработчикам генплана тогда предоставили данные, что к 2020 году в столице будет 800 тыс. жителей. Но уже к 2016 году в Астане жили больше 1 млн человек. Сейчас численность населения в главном городе страны составляет свыше 1,3 млн человек, а к 2035 году, по нынешним прогнозам, их будет около 2,5 млн. Ежегодно население столицы прирастает на 50-100 тыс. человек.
"Основываясь на прогнозных данных о росте численности населения, делаются расчеты, к примеру, сколько необходимо воды для водоснабжения города, тепловой и электроэнергии, сколько потребуется школ, больниц, – объяснил Серик Рустамбеков. – Есть такие нормативные параметры, как плотность населения. В жилых зонах внутри микрорайонов должны быть свои школы, детские сады, магазины товаров первой необходимости, пункты бытового обслуживания. Так было в советское время, когда сады и школы, например, находились в пределах пешеходной доступности внутри микрорайона, без пересечения транспортных путей. Плотность жилой застройки не должна была превышать 400 человек на гектар. Но в Астане во многих местах этот показатель уже выше в три-четыре раза".
Страшное слово и явление – "человейники"
Именно из-за существующих тенденций в столице появились такие слова, как "человейники", и подчас такие дома трудно назвать жильем, говорит Серик Рустамбеков.
Для того чтобы человек чувствовал себя комфортно в многоэтажном доме, должны быть обеспечены: инсоляция жилых помещений, определенный процент озеленения придворовых территорий, специально оборудованные места, предназначенные для детей, людей пожилого возраста, а также автопарковки.
По словам Серика Рустамбекова, на международном форуме, когда монгольские проектировщики рассказывали о вариантах генерального плана своей будущей столицы, он обратил внимание на очень низкую плотность ее застройки, хотя по территории она превышает Улан-Батор в два раза.
Сейчас в Монголии предполагают, что в будущей столице Хархорум будет 500 тыс. жителей. При этом общая численность населения в этой стране составляет около 3,5 млн человек. Почти половина из них сейчас проживает в Улан-Баторе. В этом городе, считает Серик Рустамбеков, жители "полностью вкусили прелести урбанизации". Там на автодорогах наблюдаются сплошные пробки, и по Улан-Батору передвигаться весьма проблематично.
"Сейчас в Улан-Баторе есть отдельные территории, где плотность населения достигла 2,5 тыс. человек на гектар, а в новой столице они предусмотрели всего 64 человека на гектар. Я сказал, что, в первую очередь, им необходимо обратить внимание на научно обоснованные выводы, данные по прогнозной численности жителей Хархорума, пересмотреть показатели плотности населения и точнее определиться с площадью застройки города. Причем по годам, поскольку столица будет строиться поэтапно, и на каждом этапе город должен иметь законченный вид. Это не только жилье, но и соответствующие объекты обслуживания, инженерная и социально-культурная инфраструктура", – продолжил заслуженный архитектор Казахстана.
Кроме того, отметил он, в новой монгольской столице, как и Астане, имеется река. И это тоже может повлечь определенные проблемы. Степные реки несут потенциальную угрозу затопления на городских территориях, особенно при стечении неблагоприятных погодных условий. Это необходимо просчитать заранее и предпринять соответствующие меры: провести гидрологические исследования, определить площадь водосбора.
"К примеру, в Астане среднегодовое значение снежного покрова составляет 42 сантиметра. Если весной происходит резкое потепление, на пару недель устанавливается солнечная погода, температура плюсовая, то происходит резкий процесс таяния. Если были ранние заморозки, то грунт воду не пропускает, и она идет поверху. Эти потоки собираются в огромные водяные массы, которые могут затопить значительную территорию левобережной застройки Астаны. Я рассказал коллегам из Монголии, как мы в столице Казахстана сделали проект инженерной защиты территорий города от затоплений при паводках. Кроме того, если наблюдается высокий уровень грунтовых вод, то необходимо тоже провести соответствующие мероприятия", – привел примеры Серик Рустамбеков.
Ни для автомобилистов, ни для пешеходов
На форуме он обратил внимание проектировщиков Хархорума на ряд "узких" вопросов, которые обычно очень чувствительны. Прежде всего, по его словам, нужно обеспечить комплексность строительства, чтобы потом избежать точечной застройки.
"Вот Астану сейчас начали критиковать за то, что город построен для автомобилистов, а не для пешеходов. Но я сказал, что в нашем городе пока некомфортно ни пешеходам, ни транспорту: у нас есть скверы, парки, но очень мало сквозных пешеходных зон, за исключением двух бульваров и набережной Ишима. Что касается транспорта, в Астане тоже наблюдаются сплошные пробки, потому что у нас нет ни одной общегородской магистрали непрерывного движения. В каком бы направлении ни двигались автомобили, обязательно утыкаются в светофор. Участки в Астане, где ранее планировались транспортные развязки, каким-то образом ушли под точечную застройку. При быстрых освоениях территорий те земельные участки, которые ранее резервировались под детсады, школы, больницы, вдруг оказались в руках коммерческих застройщиков".
Это, в конечном итоге, отметил Серик Рустамбеков, тоже внесло дисбаланс в жизнедеятельность города, обострило транспортные проблемы. Одно дело, если бы школы и детсады находились в жилой застройке, но некоторые жилые районы Астаны оказались без соответствующей социально-культурной инфраструктуры. Жители столицы стали возить своих детей в учебные заведения, дошкольные организации, расположенные в разных концах города, и эти встречные перевозки только усугубили ситуацию.
Лучше испортить тонны бумаги
"Преодолеть возникшие в Астане проблемы можно, но сейчас уже это требует гораздо больших затрат. Поэтому я призвал коллег из Монголии проработать дополнительные варианты развития своей будущей столицы. Я им сказал: "Пусть лучше вы испортите тонны бумаг, переругаетесь друг с другом, но надо сделать окончательный вариант, чтобы избежать всех этих ошибок", – говорит Серик Рустамбеков.
Цена ошибки даже при строительстве одного дома может быть слишком высока, считает он, а если неправильно спроектировать целый город, то можно сломать людям жизнь.
"Вместо того чтобы нормально работать, отдыхать, рационально использовать свое время, они будут тратить половину времени на то, чтобы доехать до работы, школы, детсада и вернуться обратно. Это же ненормально!" – заключил он.
Ранее мы рассказывали, какова основная цель переноса столицы Монголии из Улан-Батора в Хархорум.
Тем временем генеральный план Астаны дорабатывается с учетом новых прогнозных данных по численности населения.
В столице Казахстана насчитали 18 проблемных объектов точечной застройки.