По дороге можно не только идти. О дороге можно читать. Дорога может оказаться длиною в жизнь. О дороге можно писать. Немало хороших писателей были страстными путешественниками. Необычные путешествия вдохновляли их на написание будоражащих книг.
Первым делом на память приходит роман Джека Керуака "В дороге". Потом – "Дневник мотоциклиста" Эрнесто Гевары. Че Гевара и Керуак стали символами контркультуры и бунта, мифологическими фигурами, вдохновившими не одно поколение молодежи. Но если Че предстает в заметках как человек, задумывающийся о несправедливости окружающего мира и возможностях его изменения, то Керуак, в книге которого немало и радикальных заявлений, направленных против государства и общества потребления, больше обращается к самопознанию и экспериментам с внутренним миром, основанным на восточной философии, наркотиках и алкоголе. Но и для того, и для другого дорога – окно в человеческий мир, его историю и смыслы.
Роман "Путешествие на край ночи" Луи-Фердинанда Селина можно назвать путешествием через язык. А цикл семи романов "В поисках утраченного времени" Марселя Пруста – движением сквозь жизненный поток.
Жанр путевых заметок в художественной литературе возник давно, на грани фиктивного и эмпирического нарративов. Путешествие придает повествованию в глазах как автора, так и читателя объективный характер, производит реалистический эффект: писатель оказывается одновременно участником событий и сторонним наблюдателем.
Для читателя отчет путешественника – это возможность познакомиться с жизнью, обычаями и нравами людей, которых автор встречает во время своих странствий. Как правило, в путевых заметках происходит открытие чего-то нового, познание неведомого или развенчание традиционных мифов. Причем дорожные описания и рассуждения нередко приобретают исторический и социально-политический угол зрения.
Самым ярким и классическим примером развития социально-политических взглядов в литературе, написанной в жанре путешествия, может служить книга Александра Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". А еще вспоминаются написанные в форме сатирического памфлета, высмеивающего нравы общества и государства, фантастические путешествия Гулливера английского писателя Джонатана Свифта, жившего, как и Радищев, в эпоху Просвещения. Путешествовать можно всегда, читая книги.
Этого путешествия никто не может запретить, если только не запретить читать и сжечь все книги, как в романе-антиутопии "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери. Даже если вселенную Гуттенберга поглотит галактика Интернет, а культура книжного знания сменится эрой информации – не выпускайте книгу из рук. Читайте, чтобы быть свободными.
Ольга Власенко