Об этом говорят данные приемной Open Almaty, куда поступает множество запросов на эту тему (19,3% запросов об освещении). Важно не только то, что правильно освещенные улицы не дают потеряться в темноте, но и то, что они обеспечивают безопасность жителям города, оказывая прямое влияние на уровень преступности и количество ДТП. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Чтобы узнать состояние сетей наружного освещения города, акимат Алматы еще в 2017 году провел собственное техническое исследование. В итоге было обнаружено, что из 70 тыс. (70%) точек наружного освещения в городе не функционировало 23 тыс. (30%). Общий износ электросетей составлял 60%. Факт уровня освещенности не соответствовал нормам. В 2017 году после проведения исследования акимат решил привлечь инвестора с помощью ГЧП. Был проведен открытый конкурс, где участвовало более семи компаний. В итоге исправить сложившуюся ситуацию пригласили ABM Group.
“В начале 2019 года мы приступили к работе по модернизации и эксплуатации. Правильно освещенные улицы напрямую влияют на качество жизни людей. Если это освещение магистральных улиц, то оно влияет на уменьшение количества ДТП, пешеходные зоны – на снижение преступности. Так, по данным комитета правовой статистики и Генпрокуратуры, в 2017 году количество ДТП на 100 000 жителей в Алматы составляло 287 случаев, а в 2021-м уже 161, то есть уменьшилось почти в 2 раза”, – сказал генеральный директор ABM-building 2007 Тимур Садиров.
В итоге за 2020-2022 годы на 2535 улицах, в основном в отдаленных районах, было восстановлено уличное освещение. В рамках модернизации на 62 улицах магистрального, городского и районного значения за четыре года были установлены новые опоры, устаревшие светильники заменены на современные энергоэффективные LED-светильники. Все LED-светильники объединены в Smart систему управления. Если говорить о главных цифрах – в 2017 году город освещался с помощью 72 000 точек наружного освещения, то на сегодняшний день их 185 000.
“На сегодня из-за увеличения количества светоточек по городу почти в 2,4 раза ситуация оказалось экстренной. Текущая система не справляется с объемом и нагрузкой. В городе часто наблюдаются перебои с освещением на определенных участках вследствие перегруженности шкафов управления. Есть риск отключения главных объектов, например, улица Аль-Фараби”, – отметил Тимур Садиров.
Что касается инвестиций, то из вложенных 11,8 млрд тенге частным партнером в 2019-2022 годах на сегодня выплачено 5,4 млрд тенге (46%). Остаток будет оплачен в течении 3 лет (2023-2025 гг.). При этом выплата компенсации инвестиционных затрат осуществляется по стоимости ПСД без учета индексации и инфляционных процессов в течение семи лет. Затраты по текущему ремонту 2024 улиц составили 14 млрд тенге, из них оплачено частному партнеру 11,9 млрд тенге (85%). Остаток будет оплачен в течение 2 лет (2023-2024 гг.).
В то же время, по словам Тимура Садирова, в ходе проведения работ по модернизации произошло увеличение стоимости вследствие изменения курса валют, роста цен на строительные материалы, индексации заработной платы в связи с высокой инфляцией. На 2023 год запланирована модернизация 543 улиц второй и третей очередей на 19 млрд тенге. Общий объем необходимых инвестиций – 19 млрд тенге. Для завершения данных работ необходимо увеличить компенсацию инвестиционных затрат путем подписания дополнительного соглашения, поясняет спикер
Как уже было отмечено, увеличение количества светоточек в 2,4 раза повлияло на выплату компенсации операционных затрат, связанных с ежедневным обслуживанием системы наружного освещения. Дело в том, что по договору ГЧП предусмотрены ежегодные затраты на 80 тыс. светоточек, но они не покрывают весь объем работ по эксплуатации, на сегодня предусмотренные средства компенсируют лишь отработку заявок жителей, поcтупающих через Open Almaty. Из-за этой ситуации за 2019-2022 годы образовалась задолженность перед частным партнером на сумму более 2 млрд тенге. Для полноценной эксплуатации и поддержания бесперебойной работы всей системы наружного освещения города необходимо увеличить компенсацию затрат.
Это один из первых и масштабных ГЧП-проектов в развитии и поддержке инфраструктуры города с самой высокой туристической привлекательностью страны. За последние пять лет акимат добился лучшего уровня освещенности в городе, и этот уровень необходимо качественно поддерживать.
Первый опыт ГЧП показал, что инструмент привлекателен для государства и бизнеса. По словам экспертов, необходимо отработать механизм, когда стороны сталкиваются с изменениями условий, таких факторов, как высокая инфляция и форс-мажорные геополитические обстоятельства.