Если бы вопрос с переуплотнением и трехсменкой в столице решили раньше, сейчас бы уже была более-менее ясная картина по кадрам. Здесь тоже происходит неразбериха, о которой сообщал министр просвещения Асхат Аймагамбетов, передает inbusiness.kz.
"Вот у нас многие обучаются на учителей казахского языка и потом не могут найти работу по специальности. У нас перепроизводство таких специалистов, то есть эти люди не получили вовремя информацию, что на рынке труда много учителей казахского языка. Этот человек, может, и не выбрал бы эту специальность. Может, он пошел бы учиться на учителя английского языка, на историка. Или же на физика, учителя начальных классов, их нам как раз не хватает. Это серьезная проблема", – заявлял Асхат Аймагамбетов.
Есть ли данные по Астане, педагогов каких специальностей не хватает? Учитывая, что многие процессы происходят стихийно, школы из двухсменных превращаются в трехсменные, миллионы тенге из госбюджета тратятся на грантовое финансирование педагогических специальностей, а после выясняется, что по ним перебор, а нехватка абсолютно по другим специальностям. В целом после строительства необходимого количества учебных заведений возникнет вопрос качества обучения и педсостава.
О том, что казахстанские школьники отстают, показывают результаты исследования PISA, которое проводится с 2000 года трехлетними циклами.
Если анализировать результаты, то по ним видно, что Казахстан не только не улучшает свои позиции, но, наоборот, ухудшает их.
Опыт первого участия в 2009 году для страны оказался невнушительным. Тогда в общем рейтинге из 69 стран Казахстан занял 59-е место. В 2012 году общий результат – 45-е место в рейтинге из 65 стран-участниц. В 2018 году – 69-е место из 77 стран-участниц со средним баллом 387. К примеру, больше всего баллов набрали школьники из Гонконга – 524 балла. У России в 2018 году средний балл – 479, у Беларуси – 474. Впереди нас из стран СНГ также Азербайджан – их средний балл на 2 больше. Согласно пересмотренной методике ОЭСР, разница в 30 баллов по международной шкале PISA равна одному году обучения. Новые исследования после того, как школьники в 2020-2021 годы обучались дистанционно, вызывают тревогу.
Кадры – самый наболевший вопрос
О том, как обучение школьников во вторую и третью смену влияет на качество их успеваемости, можно ли проводить параллель между результатами PISA и обучением в несколько смен, нам рассказала докторант Мичиганского университета (Michigan State University), консультант UNICEF Алия Бижанова.
По ее словам, международный опыт показывает, что образовательная физическая среда является одним из важных факторов успеваемости детей. Понятно, что чем хуже физические условия, тем хуже доступ, тем ниже качество образования и успеваемость. Когда существуют переполненные школы и большие классы, инфраструктура не позволяет обеспечить качественное обучение, поэтому результаты этого обучения у каждого ученика снижаются. Безусловно, есть прямая связь между физической инфраструктурой школы и успеваемостью учеников.
"Если говорить о связи между результатами PISA и количеством смен в школах, то прямой корреляции или причинно-следственной связи тут нет. Нельзя сказать, что у нас плохие результаты PISA из-за того, что у нас две-три смены. Но, конечно, косвенно плохая инфраструктура может влиять на результаты тестов. PISA измеряет функциональную грамотность (возможность использовать знания в ежедневной среде), которая зависит от многих факторов. В первую очередь, влияют качественный педагогический состав, качество преподавания, программа обучения, количество детей в классе. Много международных исследований доказывают, что чем меньше размер класса, тем выше эффективность обучения, соответственно, результаты выше", – объясняет эксперт.
Согласно результатам PISA в Казахстане, у учеников школ с русским языком обучения результаты выше, чем у учащихся школ с казахским языком обучения. По мнению Алии Бижановой, квалификация учителей, их педподготовка и наработанные методики преподавания, возможно, также оказывают влияние на результаты учеников.
"По поводу кадров – это самый наболевший вопрос. Многие авторитетные международные исследования, которые проводятся последние 40 лет, доказывают, что первым фактором результатов обучения любого ученика является учитель. Фактор "качества" учителя – это самый сильный фактор, который влияет на успех ученика. Поэтому, несмотря на то, что у нас строят новые школы, у нас острая нехватка педагогических кадров. Наши педагогические вузы выпускают недостаточно педагогов: ни по количеству, ни по качеству, которое необходимо школьной системе", – считает Алия Бижанова.
Она продолжает, что увеличение рождаемости, которое происходит с 2010 года, – это большая "катастрофа" для системы образования, которую система еще не увидела. В 2020-2021 годах родилось рекордное количество детей, на уровне 450 тысяч человек.
"Когда через 4-5 лет эти дети зайдут в систему образования – это будет большой нагрузкой для школ и всей системы. У нас и так большая нехватка учителей при существующем количестве учеников, а при их росте произойдет катастрофическая ситуация, при которой системе будет очень тяжело обеспечить качественное обучение всем детям. Проблема с нехваткой учителей и их качеством многоуровневая. Во-первых, те учителя, которые преподают, не всегда могут обеспечить качественное преподавание, ни предметное, ни социально-эмоциональное. Во-вторых, в систему заходит небольшое количество учителей – выпускники педвузов и колледжей не покрывают существующую потребность, которая есть, особенно в крупных городах: Астане, Алматы, Шымкенте. В-третьих, те, кто становятся учителями, зачастую не отвечают требованиям и потребностям школ. Это кризис, который еще, возможно, пока не так сильно ощущается, но будет ощущаться через несколько лет. Это будет большой проблемой: большие классы, недостаток преподавателей, имеющиеся педагоги не дают то качество, которое необходимо, инфраструктура не отвечает требованиям современной школы", – считает эксперт.
Также она прокомментировала частую казахстанскую практику, когда один преподаватель работает в две смены.
"Ни один учитель не может взять большое количество уроков на протяжении недели и качественно преподавать свой предмет в две-три смены. Это очень сложно, ведь учителя должны заниматься повышением квалификации, проверкой домашних работ, планированием уроков, работой со своими коллегами и многим другим, помимо преподавания. Школы в странах с лучшими системами образования работают в одну смену и делают фокус на качество учителя, поэтому дают возможность и время своим учителям на саморазвитие, вдумчивое планирование уроков, рефлексию, командную работу с коллегами и постоянное повышение своей квалификации и улучшение. Если этого нет и учителя должны преподавать во вторую или третью смену, качество сильно теряется. Это превращается в гонку без вдумчивого преподавания и качественного обучения", – резюмировала Алия Бижанова.
Мнение эксперта о нехватке специалистов в Астане подчеркивают официальные данные статистики
Численность педагогов общеобразовательных школ в столице
Как мы видим из таблицы, количество учителей в столице увеличивается медленно. К примеру, за прошедший год педагогов стало больше всего лишь на 82 человека. В то время как ежегодно прибавляется примерно 55 тысяч школьников – 30 тысяч первоклассников и 25 тысяч приезжих. Но, учитывая бумы рождаемости за последние годы, и это количество увеличится с имеющихся 55 тысяч. Что еще сильнее скажется на дефиците преподавательского состава. Но пока данную проблему столичный акимат никак не обозначал – все заняты только строительством школ.
Когда их, наконец, построят, в классы снова придется сажать по 40 человек, но уже не из-за недостатка школ, а из-за нехватки педагогического состава. И эту проблему необходимо решать уже сегодня.