Как пандемия изменила привычки покупателей?

1640

Трансформации спроса.

Как пандемия изменила привычки покупателей?
Компания NielsenIQ Kazakhstan провела исследования и выяснила, как на самочувствие покупателя в Казахстане и в мире повлияла пандемия, как себя чувствует покупатель сегодня и готов ли он вернуться к привычной жизни в отношении покупок. Результаты исследования в ходе 29-й Международной выставки Central Asia Fashion озвучил специалист по работе с розничными сетями в Казахстане Сергей Буланов. Об этом сообщает inbusiness.kz
 
Согласно глобальному исследованию NielsenIQ Kazakhstan, во всем мире после пандемии покупатели поделились на две группы: первая – невакцинированные покупатели, стремящиеся к жизни без страха Covid-19, вторая – покупатели, сделавшие бустерную вакцину. По словам Сергея Буланова, в 2021 году как в мире, так и в Казахстане наблюдается рост реального ВВП, показывает положительную динамику. Это дает неплохие прогнозы на 2022 год, когда прирост составит 3,9% против 2021 года. Однако мировой рост ВВП выше казахстанского и составит 4,9%. 
NielsenIQ выделила пять основных сегментов, формирующихся в отношении покупателя: 
1. Покупатели, которые финансово пострадали от ковида и до сих пор не оправились. Они будут искать для себя дешевые предложения на рынке. 
2. Покупатели, которые финансово пострадали от ковида и уже оправились. Будут выбирать интересные предложения между офлайн и онлайн-форматом. 
3. Покупатели, которые финансово пострадали от ковида и теперь осторожны к своим тратам. Будут обращать внимание на промо, предлагаемые торговыми точками. 
4. Покупатели, которые не изменили своих трат. Не поменяют своих привычек в отношении покупок и брендов.
5. Покупатели, которые стараются копить деньги и таким образом чувствуют себя финансово стабильными и независимыми. 
 
По словам Сергея Буланова, более оптимистично настроены покупатели с доходом более 300 тыс. тенге, в возрасте от 18 до 34 лет. Наименее оптимистичны – от 55 до 65 лет. 
 
"В большинстве своем казахстанцы считают, что у них неплохое финансовое положение. Четыре из 10 покупателей не готовы тратиться за пределы базовых потребностей. По нашему исследованию, 33% казахстанцев отмечают, что им подняли зарплаты в прошлом году. Больше всего людей беспокоит рост цен на FMCG-товары (продуктовая и непродуктовая корзина). Большинство казахстанцев продолжают считать, что страна находится в экономическом кризисе. И только 18% настроены позитивно, считая, что экономическая ситуация в стране улучшится в течение 12 месяцев", – сказал специалист. 
Люди продолжают принимать различные действия по снижению своих трат на покупку новой одежды, питания вне дома и развлечения. Под влиянием ковида казахстанцы продолжают тратить на обустройство дома и ремонт. В четвертом квартале они начали больше тратить на одежду, несмотря на это, в долгосрочной перспективе будут стараться экономить на этом сегменте. 
"В Казахстане достаточно интересный ретейл. В рамках страны широко представлена традиционная розница. Непродуктовая корзина дает больше 80% в продажах. Маленькие и средние магазины и дома растут более высокими темпами в рамках продуктовой и непродовольственной корзин. Такими же темпами растут парфюмерные, "хозяюшки" и аптеки. Продуктовая корзина растет на 22% в денежном эквиваленте и на 8% в объемах", – добавил он.  
Как отметил Сергей Буланов, больше всего во время январских событий пострадал Алматы, на который приходится наибольшая доля продаж. В городе были разрушены и разграблены определенные торговые точки, наблюдался переток покупателей в торговые точки традиционной розницы. Были и перебои с поставками товара. Вводились запрет на продажу алкогольной продукции и ограничения работы по времени. 
 
"Под влиянием перехода покупателей в традиционную розницу не только в период январских событий, но и под влиянием ковида мы видим, что покупатель продолжает все больше денег тратить в супермаркетах. Поэтому большие игроки начинают выходить с предложением к покупателю в формате магазина у дома. Мы наблюдаем тренд стирания границ между форматами. Так, АЗС уже не являются просто заправками. Тут можно приобрести и продукты питания, и корма для животных. Аптеки объединяются с АЗС. Еще один тренд – развитие дискаунтеров", – сказал специалист.  
 
Говоря про прогнозы на 2022-2023 годы, Сергей Буланов отмечает, что тут нельзя делать однозначных выводов. В текущей ситуации как в ретейле, так и для производителей специалист рекомендует быть гибким и отслеживать тенденции, чтобы идти в ногу со временем. Планы на 5-10 лет вперед должны корректироваться под влиянием всех факторов, оказывающих эффект на конъюнктуру рынка. 
 
Мария Галушко
Фото: Максим Морозов