Как пандемия повлияла на рынок PR и коммуникаций

Как пандемия повлияла на рынок PR и коммуникаций

08:00 11 Сентябрь 2020 7833

Как пандемия повлияла на рынок PR и коммуникаций

Автор:

Саян Абаев

Экспертный опрос коммуникационной индустрии Казахстана провела Национальная ассоциация по связям с общественностью.

Индустрия коммуникаций пострадала от коронакризиса, что побудило участников рынка перестроить работу и вывести новые продукты. К таким выводам пришли в Национальной ассоциации по связям с общественностью (НАСО РК) по результатам исследования, посвященного изменению на рынке PR и коммуникаций в связи с кризисом и пандемией.

В исследовании приняли участие 17 компаний из коммуникационной индустрии Казахстана, в том числе члены НАСО.

По данным ассоциации, всего в Казахстане на рынке коммуникаций и PR работают более 30 компаний, однако многие из них занимаются и смежными видами деятельности. Например, рекламой и ивентами.

14 человек из 17 респондентов являются владельцами/ совладельцами и/или топ-менеджерами компании, с опытом работы в PR-индустрии 11 лет и более.

Преобладающие направления деятельности компаний-участников – PR, коммуникационный консалтинг, обучение и тренинги по коммуникациям, мониторинг и анализ СМИ и соцсетей.

Штат сотрудников и оплата труда

В период пандемии примерно треть агентств (35%) сократили штат, но около половины (47%) оставили количество сотрудников неизменным, а 18% даже увеличили штат.

53% компаний смогли оставить зарплату сотрудникам без изменений. Примерно в 40% опрошенных компаний уровень заработной платы был сокращен от 10% до 50%. А в одном агентстве уровень зарплаты даже вырос.

Во время самоизоляции сотрудники коммуникационных компаний активно занимались саморазвитием. Помимо постоянной работы по проектам в онлайн режиме, в каждой второй компании (53%) сотрудники использовали возможность для самообразования и повышения квалификации по смежным профессиям (SMM, копирайтинг, психология). Сотрудники каждой третьей компании (35%) занимались самообразованием по основному профилю – PR и маркетинг.

Таким образом, прослеживается тренд, когда коммуникационные компании стремятся сохранить штат сотрудников неизменным, пытаясь сохранить и уровень зарплаты. Но при этом части из них приходится прибегать к сокращению и штата, и уровня зарплаты. При условиях сохранения негативного хода событий, скорее всего, тренд сокращений штата и заработной платы возобладает и станет доминирующим.

Оборот и количество проектов

У большей части опрошенный респондентов, 70%, оборот за минувшие январь-июнь сократился. В частности, у 35% из них сокращение отмечается до 20%, у остальных 35% компаний снижение превысило 20%. При этом у 18% оборот остался примерно тем же, что и в 2019 году, а у двух компаний показатель оборота вырос.

Также респонденты сравнили количество клиентских проектов за январь-июнь 2020 года с тем же периодом 2019 года. Выяснилось, что у 76% респондентов произошло снижение – у 53% компаний сокращение составило до 20% в сравнении с прошлым годом, а у 23% опрошенных компаний – более 20%.

Двум компаниям (12%) удалось сохранить количество проектов, а еще у двух компаний количество проектов увеличилось по сравнению с 2019 годом.

Если посмотреть на картину в целом, то явно виден тренд на существенное сокращение оборотов и проектов в коммуникационной отрасли. И сокращение на 20% уже не выглядит как пессимистичный вариант.

Влияние пандемии на сервисы компаний

Примерно половина компаний, 47%, во время пандемии расширила спектр оказываемых услуг. 35% участников список услуг не изменили, а 18% сократили свои услуги.

На вопрос: «Какие новые сервисы/услуги появились в агентстве?» – ответы довольно логичны.

59% опрошенных расширили свой перечень за счет онлайн-мероприятий, так как офлайн-жизнь бизнеса была практически заблокирована. Что говорит о том, что карантин в этом смысле дал позитивный импульс индустрии – онлайн-инструменты активно внедряются и используются в практической жизни коммуникационной индустрии.

Некоторые компании стали оказывать такие услуги, как:

  • спецпроекты в партнерстве со СМИ;
  • продвижение в соцсетях и реклама;
  • производство медиаконтента.

Влияние пандемии на изменения стратегий

Каждая вторая компания в условиях пандемии перестроила стратегию. У каждой четвертой компании «стратегия в процессе перемен». У 29% стратегия не изменилась, часть из них занимает выжидательную позицию и наблюдает за ситуацией.

18% опрошенных планируют менять направление деятельности, одна компания «планирует серьезно сокращать штат и переходить в режим экономии», и одна компания признала, что стратегии у нее не было.

При этом никто из опрошенных не отметил такие варианты, как «планируем сливаться с другой компанией» и «планируем закрываться».

Состояние индустрии по 10-балльной шкале

Респонденты также оценили нынешнее состояние индустрии по 10-балльной шкале, где 1 – чрезвычайно плохое, а 10 – чрезвычайно хорошее состояние.

В итоге получена средняя оценка 4,5. По пятибалльной шкале – это где-то между «двоечкой» и «троечкой».

Прогноз по общему объему рынка

На вопрос: «Как изменится в 2020 году объем рынка коммуникаций (СМИ, PR, реклама и т. п.) в сравнении с 2019 годом?» – 76% респондентов ответили, что рынок сократится. При этом оценки сокращения разные:

  • Сократится до 20% – считают 18% опрошенных.
  • Сократится на 21-40% – 41% респондентов.
  • Сократится на 41-60% – 18%.

24% опрошенных оптимистичны и считают, что рынок не сократится, а останется таким же по объему.

По количеству коммуникационных агентств

Больше половины, 59%, участников исследования прогнозируют сокращения количества профессиональных коммуникационных компаний до конца года. 47% из них полагают, что рынок ужмется до 20%, 12% ожидают сокращение агентств на 21-40%.

24% респондентов полагают, что число компаний не изменится. А 18% даже считают, что количество компаний на рынке вырастет.

Когда выйдем из кризиса

Коронакризис, наверное, характеризуется наиболее высокой степенью непредсказуемости и неопределенности из числа всех кризисов на памяти ныне живущего поколения.

Поэтому всех, конечно, волнует вопрос: «Когда коммуникационная отрасль Казахстана начнет выходить из кризиса?»

Оптимистов, которые считают, что возможен выход из кризиса до конца 2020 года, немного – 12%.

Наиболее популярно ожидание, что кризис закончится не раньше января-марта 2021 года. Такое мнение разделяют 35% опрошенных. Примерно треть респондентов, 29%, надеются на выход из кризиса с апреля-июня 2021 года.

24% называли сроки: «июль-сентябрь 2021 года», «октябрь-декабрь 2021 года» и «не раньше 2022 года».

То есть большинство все-таки рассчитывают, что в следующем, 2021 году жизнь наладится.

В НАСО подытожили, что в целом индустрия коммуникаций сильно пострадала от коронакризиса, но при этом компании оказались гибкими, сумели перестроить работу и вывести на рынок новые продукты. Несмотря на негативные процессы по сокращению сотрудников и заработной платы, большинство владельцев и топ- менеджеров коммуникационных агентств Казахстана оптимистично смотрят в 2021 год.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

25859

Материалы по теме:

astana-pro-team-teryaet-gonshika-na-bolshoj-petle

pochemu-bezdetnost-stala-gosproblemoj-v-kazahstane

kakoj-eshe-nuzhen-dovod-dlya-spaseniya-otrasli-kinoprokata

koronavirus-v-kazahstane-v-bagdade-vse-spokojno-no-lokdaun-v-sile

koronavirus-v-kazahstane-glavnoe-na-8-sentyabrya

загрузка

×