Индустрия коммуникаций пострадала от коронакризиса, что побудило участников рынка перестроить работу и вывести новые продукты. К таким выводам пришли в Национальной ассоциации по связям с общественностью (НАСО РК) по результатам исследования, посвященного изменению на рынке PR и коммуникаций в связи с кризисом и пандемией.
В исследовании приняли участие 17 компаний из коммуникационной индустрии Казахстана, в том числе члены НАСО.
По данным ассоциации, всего в Казахстане на рынке коммуникаций и PR работают более 30 компаний, однако многие из них занимаются и смежными видами деятельности. Например, рекламой и ивентами.
14 человек из 17 респондентов являются владельцами/ совладельцами и/или топ-менеджерами компании, с опытом работы в PR-индустрии 11 лет и более.
Преобладающие направления деятельности компаний-участников – PR, коммуникационный консалтинг, обучение и тренинги по коммуникациям, мониторинг и анализ СМИ и соцсетей.
Штат сотрудников и оплата труда
В период пандемии примерно треть агентств (35%) сократили штат, но около половины (47%) оставили количество сотрудников неизменным, а 18% даже увеличили штат.
53% компаний смогли оставить зарплату сотрудникам без изменений. Примерно в 40% опрошенных компаний уровень заработной платы был сокращен от 10% до 50%. А в одном агентстве уровень зарплаты даже вырос.
Во время самоизоляции сотрудники коммуникационных компаний активно занимались саморазвитием. Помимо постоянной работы по проектам в онлайн режиме, в каждой второй компании (53%) сотрудники использовали возможность для самообразования и повышения квалификации по смежным профессиям (SMM, копирайтинг, психология). Сотрудники каждой третьей компании (35%) занимались самообразованием по основному профилю – PR и маркетинг.
Таким образом, прослеживается тренд, когда коммуникационные компании стремятся сохранить штат сотрудников неизменным, пытаясь сохранить и уровень зарплаты. Но при этом части из них приходится прибегать к сокращению и штата, и уровня зарплаты. При условиях сохранения негативного хода событий, скорее всего, тренд сокращений штата и заработной платы возобладает и станет доминирующим.
Оборот и количество проектов
У большей части опрошенный респондентов, 70%, оборот за минувшие январь-июнь сократился. В частности, у 35% из них сокращение отмечается до 20%, у остальных 35% компаний снижение превысило 20%. При этом у 18% оборот остался примерно тем же, что и в 2019 году, а у двух компаний показатель оборота вырос.
Также респонденты сравнили количество клиентских проектов за январь-июнь 2020 года с тем же периодом 2019 года. Выяснилось, что у 76% респондентов произошло снижение – у 53% компаний сокращение составило до 20% в сравнении с прошлым годом, а у 23% опрошенных компаний – более 20%.
Двум компаниям (12%) удалось сохранить количество проектов, а еще у двух компаний количество проектов увеличилось по сравнению с 2019 годом.
Если посмотреть на картину в целом, то явно виден тренд на существенное сокращение оборотов и проектов в коммуникационной отрасли. И сокращение на 20% уже не выглядит как пессимистичный вариант.
Влияние пандемии на сервисы компаний
Примерно половина компаний, 47%, во время пандемии расширила спектр оказываемых услуг. 35% участников список услуг не изменили, а 18% сократили свои услуги.
На вопрос: "Какие новые сервисы/услуги появились в агентстве?" – ответы довольно логичны.
59% опрошенных расширили свой перечень за счет онлайн-мероприятий, так как офлайн-жизнь бизнеса была практически заблокирована. Что говорит о том, что карантин в этом смысле дал позитивный импульс индустрии – онлайн-инструменты активно внедряются и используются в практической жизни коммуникационной индустрии.
Некоторые компании стали оказывать такие услуги, как:
- спецпроекты в партнерстве со СМИ;
- продвижение в соцсетях и реклама;
- производство медиаконтента.
Влияние пандемии на изменения стратегий
Каждая вторая компания в условиях пандемии перестроила стратегию. У каждой четвертой компании "стратегия в процессе перемен". У 29% стратегия не изменилась, часть из них занимает выжидательную позицию и наблюдает за ситуацией.
18% опрошенных планируют менять направление деятельности, одна компания "планирует серьезно сокращать штат и переходить в режим экономии", и одна компания признала, что стратегии у нее не было.
При этом никто из опрошенных не отметил такие варианты, как "планируем сливаться с другой компанией" и "планируем закрываться".
Состояние индустрии по 10-балльной шкале
Респонденты также оценили нынешнее состояние индустрии по 10-балльной шкале, где 1 – чрезвычайно плохое, а 10 – чрезвычайно хорошее состояние.
В итоге получена средняя оценка 4,5. По пятибалльной шкале – это где-то между "двоечкой" и "троечкой".
Прогноз по общему объему рынка
На вопрос: "Как изменится в 2020 году объем рынка коммуникаций (СМИ, PR, реклама и т. п.) в сравнении с 2019 годом?" – 76% респондентов ответили, что рынок сократится. При этом оценки сокращения разные:
- Сократится до 20% – считают 18% опрошенных.
- Сократится на 21-40% – 41% респондентов.
- Сократится на 41-60% – 18%.
24% опрошенных оптимистичны и считают, что рынок не сократится, а останется таким же по объему.
По количеству коммуникационных агентств
Больше половины, 59%, участников исследования прогнозируют сокращения количества профессиональных коммуникационных компаний до конца года. 47% из них полагают, что рынок ужмется до 20%, 12% ожидают сокращение агентств на 21-40%.
24% респондентов полагают, что число компаний не изменится. А 18% даже считают, что количество компаний на рынке вырастет.
Когда выйдем из кризиса
Коронакризис, наверное, характеризуется наиболее высокой степенью непредсказуемости и неопределенности из числа всех кризисов на памяти ныне живущего поколения.
Поэтому всех, конечно, волнует вопрос: "Когда коммуникационная отрасль Казахстана начнет выходить из кризиса?"
Оптимистов, которые считают, что возможен выход из кризиса до конца 2020 года, немного – 12%.
Наиболее популярно ожидание, что кризис закончится не раньше января-марта 2021 года. Такое мнение разделяют 35% опрошенных. Примерно треть респондентов, 29%, надеются на выход из кризиса с апреля-июня 2021 года.
24% называли сроки: "июль-сентябрь 2021 года", "октябрь-декабрь 2021 года" и "не раньше 2022 года".
То есть большинство все-таки рассчитывают, что в следующем, 2021 году жизнь наладится.
В НАСО подытожили, что в целом индустрия коммуникаций сильно пострадала от коронакризиса, но при этом компании оказались гибкими, сумели перестроить работу и вывести на рынок новые продукты. Несмотря на негативные процессы по сокращению сотрудников и заработной платы, большинство владельцев и топ- менеджеров коммуникационных агентств Казахстана оптимистично смотрят в 2021 год.
Саян Абаев
Подпишитесь на наш канал Telegram!