RU KZ
KASE 2 380,91 РТС 1 237,68 Hang Seng 29 060,91 FTSE 100 7 355,31 DOW J 25 967,80 Brent 67,73
$ 378.17 € 429.11 ₽ 5.88
Погода:
-11Астана
+4Алматы
KASE 2 380,91 РТС 1 237,68
Hang Seng 29 060,91 FTSE 100 7 355,31
DOW J 25 967,80 Brent 67,73
Как победить страх перед Узбекистаном, объяснили шымкентским бизнесменам

Как победить страх перед Узбекистаном, объяснили шымкентским бизнесменам

В региональной палате «Атамекен» устроили семинар для предпринимателей, желающих выйти на экспорт.

Как победить страх перед Узбекистаном, объяснили шымкентским бизнесменам, НПП «Атамекен», Национальная палата предпринимателей, экспорт, Узбекистан, торговля, Таможня, Логистика, Семинар, Страхование, Kazakh Export

Фото: Мира Бахытова

2518 01 Март 2019 13:34 Автор: Мира Бахытова

Страхование, конвертация, таможня, логистика, возврат НДС – интересующимся бизнесменам рассказали о самых важных вопросах, волнующих действующих и начинающих экспортеров. Учитывая, что соседняя страна расположена всего в 70 км, необходимо нарастить экспорт, считают эксперты НПП «Атамекен», а для этого даже издали шпаргалку для экспортера.

«Разработали шпаргалку для экспортеров. Понятно, что есть акционер, который хочет отправить товар. А есть специалисты в компании, и мы должны работать над тем, чтобы повышать их уровень знаний именно по экспорту. Они должны четко разбираться, какие есть таможенные правила, куда отправлять, по какой цене. Узбекистанцы как работают: у них есть Telegram-канал с Россией, называется «Экспорт Узбекистана». А нас в Telegram нет, потому что наши в «Ватсапе». Мы сейчас открыли «Экспорт Казахстана, и хотим российский рынок завоевать», – отметил директор шымкентской НПП «Атамекен» Аскар Абубакиров.

Страшно – застрахуй!

Специалисты отмечают, что большинство бизнесменов испытывают страх выхода на иностранные рынки, особенно в Узбекистан. Однако сейчас существует 14 финансово-страховых продуктов, которые снижают эти риски до нуля. В 2018 году этими мерами воспользовались 50 компаний по Казахстану и только восемь местных: ТОО «Хлопкопром-Целлюлоза», «Бал Текстиль», KARLSKRONA LC AB, «Юг-АГРО», АО «Шымкентмай», «АГФ групп», HILL Corporation, Dala-Kent. Самым популярным инструментом страховщики называют страхование отсрочки платежа. Это может быть предусмотрено экспортным контрактом, или отсрочку платежа или товар под консигнацию могут попросить зарубежные компании. Для любого экспортера это всегда риски – предприниматель не знает зарубежную компанию и сомневается, что через 30 или 60 дней компания сможет оплатить.

«Риски есть, и мы со своей стороны готовы эти риски закрывать. Мы через информационное агентство проверяем эти компании, предоставляем информацию, запрашиваем отчеты, и это платно. Около 100-150 долларов каждый отчет, но для экспортера мы эту информацию предоставляем бесплатно. Если экспорт в любую страну – мы проверим каждого контрагента, дадим финансовую отчетность, юридические, арбитражные дела, если есть, связанные компании, то есть вплоть до конечного бенефициара всю информацию вытаскиваем. Экспортер уже сам принимает решение, готов ли он заключать сделку. Если контрагент, которого мы проверяли, получив заявку от экспортера, является благонадежным. При этом рекомендуем заключать договор. И отсрочки по самой продукции застраховать у нас», – предлагает региональный менеджер департамента страхования АО «ЭСК KazakhExport» Даурен Нуранов.

Плюс к этому можно застраховать каждую отгрузку товара, в случае неоплаты в течение застрахованного времени – 14-60 дней – убытки будет компенсировать страховщик. При этом минимальной страховой суммы не существует, отметил эксперт, можно застраховать отгрузку товара хоть на 500 тыс. тенге, хоть на миллион долларов. А чтобы не произошло кассового разрыва – товар отгружен, а средства еще не поступили – существует инструмент пополнения оборотных средств.

«Он отдал продукцию с отсрочкой и через 30-60 дней получает выручку. Но производить продукцию дальше нужно, соответственно, возникает необходимость пополнения оборотных средств. Если вы застраховали контракт по отсрочке платежа, мы готовы давать на предэкспортное финансирование вам оборотные деньги. В банке, где вы обслуживаетесь, мы будем размещать под ставку 4,63% фондирование. Банк имеет право наложить маржу, но не более 4%, и конечная ставка для заемщика на «оборотку» будет 8,63%. Компании «Бал-текстиль» в декабре 2018 года и компании «Шымкентмай» мы давали именно оборотные средства на реализацию этих контрактов. Компания получила преимущество: во-первых, она застраховала все свои контракты, не боится за получение по данному контракту денег, потому что за кредит, который они взяли под 8,63%, нужно же потом платить. Если контрагент не оплатил, мы компенсируем деньги за отгрузки, он деньги получает и может в любой момент погасить свой кредит. И плюс еще он получает предэкспортное финансирование по льготной ставке под 8,63%», – пояснил страховщик Даурен Нуранов.

Помимо этого, экспортерам предлагаются такие страховые инструменты, как факторинг, авансирование, торговое финансирование, страхование авансового платежа, страхование займов экспортеров, банковская гарантия для тех, кто принимает участие в международных тендерах, и многое другое.

Конвертируем за вас

Чтобы облегчить взаиморасчеты и поиск потенциальных покупателей в Узбекистане, с осени 2018 года в Ташкенте работает ООО Kazakh Export Trade. Ранее при экспорте в Узбекистан приходилось узбекские сумы конвертировать в доллары, потом перечислять в Казахстан, потом делать 100%-ную предоплату, только потом казахстанские предприниматели отправляли товар. Это был сложный и долгий путь, говорит директор ООО Kazakh Export Trade Нургуль Кобланова, а сейчас это делается за один-два дня.

«Наша компания первая, которая аккредитовалась в Узбекистане. Мы на Узбекской товарно-сырьевой бирже. Мы продаем то, что хотят продать наши производители, через эту биржу. И в Узбекистане покупатели оплачивают в узбекских сумах, а мы делаем конвертацию и отправляем в Казахстан продавцам. Не надо искать покупателя, все официально там открыто», – рассказала директор ООО Kazakh Export Trade Нургуль Кобланова.

Первым туркестанским предприятием, которое вышло на платформу Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи, стал Састюбинский цементный завод. В планах «Шымкентмай», выразили желание принять участие в торгах также не только производители, но и дилеры. Но пока многие предприниматели даже не знают о возможностях, которые предлагает эта торговая площадка.

«Нерезиденты- производители либо дилеры не имеют права по закону Узбекистана конвертировать деньги и отправлять. Наша компания имеет право конвертировать деньги и переводить в Казахстан. Это все безналичный расчет. Мы открыли счет в «Траст-банке» именно для конвертации. Обычный предприниматель такой счет не может открыть. И потом, главное, что не надо искать покупателя. На бирже открыто все продается через аукцион. Ставим сумму, например 100 тысяч сумов, а кто-то за 150 тысяч готов купить. Аукцион идет на повышение», – отметила Нургуль Кобланова.

На сегодня доля товарооборота Узбекистана с Шымкентом и Туркестанской областью составляет 20,3% от общего объема. В сравнении 2018 и 2017 годов цифры товарооборота между регионом и Узбекистаном удалось несколько увеличить – на 125 млн экспорт, и даже ненамного, но снизить импорт узбекских товаров в Шымкент и ТО. Но, если подробно рассматривать, что именно экспортируется из региона, окажется, что это по большей части сырье или полуфабрикаты: лом металлов, пшеница и мука, цемент. При этом выгоднее отправлять на экспорт обработанную или готовую продукцию, так как добавленная стоимость на нее выше. Для сопровождения проектов в НПП выделили отдельного специалиста, который будет помогать предпринимателям от и до.

«В Узбекистан у нас есть 30 заявок. Например, одна компания производит мясные консервы. Мы по ним отработали, и они уже отправляют туда. Теперь они хотят в Китай. Наша задача – в год минимум сопровождать порядка 30 компаний, а 30 компаний нам дадут эффект 100. В Китай отработать 15-20 компаний, за ними придут в очередь еще 100. И самое главное, все вопросы хоть по Китаю, хоть по Узбекистану тут».

И нацеливаться надо не только на столицу – Ташкент, а активнее завоевывать регионы Узбекистана, напомнили местным предпринимателям. Главное, найти свою нишу.

Мира Бахытова, Шымкент

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK