Фильм Ким Ки Дука "Растворяться" – это корейско-казахстанская копродукция, снятая в предгорьях Алматы с казахстанскими актерами. В главной роли – Динара Жумагалиева. Также в картине снялись Санжар Мади, Чингиз Капин и другие актеры.
Впервые историю двух девушек, которые выглядят как близнецы, но ведут себя максимально противоположным образом, одна – скромница, а другая – развратница [обеих играет Динара], показали на Almaty Film Festival в прошлом году. Хотя продюсеры постарались угодить казахской аудитории и вырезали большинство сцен, которые их могли смутить, на закрытом показе все же разразился скандал. Уятмены пытались пристыдить Ким Ки Дука за то, что снимает такое кино.
"Зачем показывать токалок и продажных женщин, у нас что, проблем других нет?" – возмущались они.
Мы познакомились с Динарой поближе и попытались понять, чем же она подкупила мастера. И оценили не только ее актерские таланты, но и художественные способности, по профессии Динара Жумагалиева – режиссер анимации и сейчас рисует свой комикс.
Динара, поздравляю – фильм с Вашим участием приглашен на конкурс Московского международного кинофестиваля, но Вы же с Ким Ки Дуком были гостями ММКФ в прошлом году, или я ошибаюсь?
Спасибо за поздравление. В прошлом году в Москве мы были лишь гостями, но не конкурсантами. В этом году наш фильм "Растворяться" пригласили на конкурс ММКФ. Что касается премьеры нашей картины, то фильм был показан один раз на прошлом Almaty Film Festival, также были рыночные показы во время Каннского кинофестиваля. Так что мировая премьера картины состоится в Москве.
Роль одной из Ваших героинь довольно провокационна – это девушка, которая спит с богатыми мужчинами за деньги. Получив первые отзывы от наших моралистов, не пожалели что снялись?
Нет. Признаюсь, что, когда видела сырой вариант фильма без цветокорра, без озвучки, у меня закрадывались такие сомнения, но потом я просто доверилась режиссеру, его видению, и все получилось, на мой взгляд, как нужно.
Но сниматься ведь, наверное, было непросто? У Ким Ки Дука ведь всегда много обнаженных сцен, сцен насилия…
Наверное, непросто было решиться. Но фильм вышел не таким жестким, как у него бывает обычно, все вполне приемлемо, особенно после цензуры со стороны казахстанских продюсеров – они вырезали все самое скандальное. К тому же я привыкла воспринимать любые ситуации в жизни с благодарностью. Трудности закаляют, меняют отношение к жизни, к людям, в конце концов, к самой себе, ведь, только пережив их, можно понять, кто ты на самом деле и что с тобой происходит в тот или иной момент.
Вы ведь по образованию режиссер анимации, когда Вы поняли, что хотите и можете стать актрисой?
В студенчестве, когда стали предлагать сняться в короткометражных фильмах. Я снялась примерно в 20 картинах абсолютно бесплатно. Позже вчерашние студенты дебютировали в большом кино, и, зная меня, уже предлагали роли в полнометражных фильмах или приглашали на кастинг тех или иных картин.
То есть Вы "обработали" всех режиссеров, когда они были еще студентами?
Да, вот вам мой актерский секрет – снимайтесь бесплатно у студентов, когда-нибудь они станут большими режиссерами, и работа вам будет обеспечена. Я, конечно, шучу. На самом деле в актерской профессии чаще всего все решает Его величество Случай. Бывает, что человек 10 лет и даже 20 работал без успеха, а потом познакомился с кем-то где-то случайно, даже на вечеринке, пришел на кастинг, понравился и стал очень успешным.
А какое амплуа у Вас было в Ваших студенческих работах?
Почти все предлагаемые мне роли всегда драматические. В своих ранних работах кого я только не играла: девушку, у которой сложности в отношениях и она хочет покончить собой, пацанку-школьницу, которая начала употреблять наркотики, глухонемую девушку, забеременевшую от парня и стоящую перед выбором – стоит ей делать аборт или нет и т. д. Кстати, за этот фильм, он называется "Выбор" и сняла его Мария Абадиева, я получила награду за лучшую женскую роль на российском кинофестивале "Свирский миф". Статуэтка до меня так и не дошла, но вот памятный диплом украшает мой дом.
То есть Ваше амплуа – это "женщины трудной судьбы"?
Да, в комедии меня не приглашают, все больше предлагают драмы. Но я не жалуюсь. Меня это устраивает.
Пока две самые большие Ваши работы – это главные роли в фильме "Жол" Аскара Узабаева и в драме Ким Ки Дука "Растворяться". Если в "Жол" Вы опять несчастная девушка, жертва судьбы, то в картине Ким Ки Дука одна из Ваших двух героинь – дерзкая бунтарка, которая идет против общественного мнения. Она спит, с кем хочет, когда хочет, и себя в обиду никогда не даст….
Этим меня и привлекает актерская профессия: в одной роли ты можешь быть скромницей, которую достают даже родные, а в другой – грубой, заносчивой стервой. Ты примеряешь на себя разные маски и благодаря им можешь прожить тысячи жизней. Это для меня кайф.
Что-то осталось от этой героини в Вас настоящей?
Только, наверное, если меня обидеть. Знаете, что мне нравится в этой героине – она ни о чем не сожалеет, если почувствует несправедливость, то без промедления полезет в драку, не промолчит, никто не посмеет ее обидеть. Это хорошие качества. Раньше я могла, наверное, пропустить агрессию в свой адрес, но сейчас, в том числе благодаря этому актерскому опыту, со мной такое точно не пройдет.
Я видела Ваши работы в клипах Кайрата Нуртаса и группы "Орда" – там Вы тоже девушка боевая…
Да, наверное, боевая девушка – это одна из моих масок. У нас у всех множество масок – одну мы носим дома, другую – на улице, третью – с родителями, четвертую – с любимым человеком. Задача актера – вовремя достать нужную маску и сделать так, чтобы тебе поверили, но не всегда это получается сразу. Может влиять и недосып, и не слишком удачная неделя. Но я работаю над собой и стараюсь переключаться максимально быстро.
У Вас нет профессионального актерского образования. Вы считаете, для актерства достаточно иметь способности?
Конечно, без способностей и таланта в актерском ремесле никак, но база тоже должна быть. Хотя у меня нет пятилетнего академического актерского образования, но, поскольку я училась в киновузе, то я изучала все основные для актера вещи: пантомиму, технику речи и прочие элементы актерского масерства. Плюс у профессионала должна быть сформирована этическая база – актер не должен позволять себе опаздывать или не знать текст, он должен с головой посвящать себя проекту, роли и уважительно относиться ко всем участникам процесса. Но вот учиться этому пять лет или для этого будет достаточно пройти курсы, то не знаю как лучше, тут уже нужен индивидуальный подход.
А Вы себя больше позиционируете как актрису или как режиссера анимации?
Смотря с кем я говорю. Когда знакомлюсь с людьми, говорю как есть: я – творческий человек, снимаюсь в фильмах, но при этом я еще профессионально рисую. Могу работать за идею, для меня это всегда важнее, чем финансовая сторона проекта. Если проект классный, то готова на все: и сниматься, и рисовать, и строить декорации сама.
Ой, не советую такое рассказывать о себе…
Меня коллеги тоже критикуют за это, ведь актерский труд – это такой же труд, как и любой другой, и все имеет цену.
Динара, для актрисы внешность – половина успеха, у Вас такая внешность, которая подходит и для исторических картин, и для современных, почему же в Вашей фильмографии так мало работ?
Не знаю. Отчасти это, наверное, связано с моей занятостью – я училась, работала CG-художником [это все, что касается компьютерной графики и спецэффектов], и у меня не было времени ходить на кастинги. Отчасти так получилось из-за того, что в нашей профессии часто все решают случай и какие-то дополнительные факторы. На одном проекте мне так и сказали – вы очень подходите, но мы вынуждены взять знакомую продюсера. Что ж, значит, так должно быть.
А на кастинг, например, "Томирис", Вы ходили?
Да, моя мечта – сняться в историческом кино, я ведь хорошо сижу в седле, занимаюсь ушу и восточными единоборствами, дерусь на мечах. Единственный минус – что я пока не так хорошо говорю на казахском, как хотелось бы, но я работаю над этим, обожаю петь на казахском. Кстати, сейчас у меня роль, которую я играю на казахском языке – я снимаюсь в историческом фильме Ильи Таучелова "Тамыр". Это картина о снайпере, я играю дочь главного героя, а главную женскую роль играет Дина Тасбулатова.
Вы, кстати, очень похожи на корейскую актрису, как ни странно. Ким Ки Дук не звал в корейский проект?
Мне часто говорят об этом. Но нет, пока не звал.
Какие у Вас амбиции как у актрисы и как у художницы?
Насчет актерских амбиций я уже говорила – мечтаю об историческом кино, но снимусь в любом хорошем проекте, если позовут. Только с этим 2020-м никто не знает, что дальше будет. Поживем – увидим. А по поводу амбиций как художника, то я сейчас рисую свой комикс. Это такое фэнтези по мотивам тенгрианства.
Сейчас это ведь модно, я недавно видела акцию в соцсетях – "Аватар СНГ", когда все герои комиксов были одеты в национальную одежду народов стран СНГ…
Да. Этот флешмоб запустила моя коллега со своим другом, талантливая художница, работающая под псевдонимом Qantars.
А Ваш комикс о чем?
Это такой комикс для детей и подростков про магию, шаманов, музыку и казахские традиции. Мне хотелось бы сделать что-то такое популярное вроде японского "Наруто" или британского "Гарри Поттера". Если мой комикс понравится людям, то в будущем героев можно будет анимировать и превратить это все в анимационный фильм.
Сколько на это уходит времени? И что в результате увидят ценители комиксов?
У комиксов множеств форматов, я выбрала WEB-формат – это такой формат, где, грубо говоря, одна длинная картинка на размер телефона, которую нужно скролить. Больше всего времени у меня заняли первые страницы, ведь, как и в любом другом произведении, именно от первых кадров зависит – будут ли читать комикс дальше или нет. Первую страницу я рисовала два-три дня, сейчас работа пошла быстрее.
А сюжет и всех героев Вы сами разработали?
Да. Вообще-то при создании комиксов часто работают тандемы: один, например, сценарист, а другой – художник. Иногда работает целая команда – кто-то только рисует лайн, кто-то раскрашивает, кто-то чистит. Я все сама делаю.
Не хотите это монетизировать?
Я была бы не против. Но для меня важнее само творчество, мне важнее, понравится ли людям мой комикс или нет. Ведь о том, чтобы нарисовать свой комикс, я мечтала с самого детства, у меня всегда все тетрадки были в рисунках.
То есть Вы рисуете со школы?
Да, с девяти лет, с того самого момента, как аниме пришло в мою жизнь. Увиденное меня так поразило, что я начала тут же эти картинки перерисовывать, родители, разглядев мои таланты, отдали в художественную школу, которая была во дворе нашего дома. Я там проучилась 10 лет. Потом было обучение в Академии им. Жургенова, магистратура КБТУ по специальности Digital Media Technologies, там обучение шло полностью на английском, я изучала компьютерную графику, 3D, различные CG-эффекты.
А Вы не пробовали свои силы применить где-нибудь в Японии, Корее, Китае, где аниме очень популярно?
Нет, у меня не такой шикарный уровень, у них большая анимационная школа, целая культура, и я бы с удовольствием у них поучилась, чтобы потом это применять в Казахстане. А здесь работы такой пока не было. Помню, пошла в одну компанию устраиваться художником, а мне предложили зарплату в 50 тысяч тенге. Я же, наверное, не для этого 10 лет в художественной школе училась, четыре года в академии и еще два года в КБТУ, чтобы получать деньги, которых мне только на проезд в общественном транспорте и еду бы хватило.
А чем Вы сейчас зарабатываете? Актерских работ ведь немного?
Я рисую раскадровки на "Казахфильме", работаю над иллюстрациями, как для наших, так и для российских издательств и компаний, помогала художнику Мадибеку Мусабекову рисовать обложку к его комиксу "Томирис". Участвую во всех кинопроектах, необязательно в роли актрисы.
В проекте "Путь лидера" Вы ведь занимались костюмами?
Да, я была на этом проекте ассистентом костюмера. Всегда интересно работать на большом проекте, там было хорошее финансирование, плюс, сами же знаете, кино – это наркотик. Один раз попробовал и всегда хочется на площадку, неважно кем. Да, не всегда у тебя нормальные условия на площадке, иногда что-то идет не по плану, и ты материшься, но всегда потом вспоминаешь площадку с теплотой и стремишься вновь туда попасть. Это всегда интересно и полезно. После работы на кинофильме "Путь лидера" я научилась завязывать галстуки с закрытыми глазами и знаю, как одевать арабских военных.
Раз мы заговорили о костюмах, я видела Ваши фото в национальной одежде, и на Вас она сидит прекрасно!
Спасибо. Я работаю в театре национальных костюмов "Арлан", руководитель этого театра – дизайнер и очень талантливый человек Муслим Жумагалиев. Пока мы не выяснили, родственники мы или просто однофамильцы, но мне всегда приятно с ним работать. Все его проекты очень интересные – Муслим популяризирует казахскую культуру, наш национальный костюм. Если вы видели батыров-великанов, которых приглашают на разные мероприятия, то тоже это его проект. Он еще следит за тем, чтобы в "Арлане" работали люди с правильными понятиями, у него ребята не пьют, не курят, не матерятся. Это сделано специально для того, чтобы казахский костюм ассоциировался только с достойным поведением.
Я вот что вспомнила – Вы ведь еще хорошо поете? Помню, пели и с Ким Ки Дуком корейскую национальную песню "Ариранг" и песни из мюзиклов?
Да, я люблю петь. Конечно, пою не как Димаш, но, пока это не портит никому слух, я это делаю. С удовольствием бы сыграла в каком-нибудь мюзикле или музыкальном фильме.
Хотелось бы поговорить о Вашей базе… Вы же из Уральска?
Да, это небольшой, но очень красивый, зеленый город, в котором все уютно, по-домашнему: речка, рыба, зелень, хорошие люди вокруг. Но я уже 10 лет как живу в Алматы, и тоже его очень люблю.
В Уральске такое хорошее детское образование, что Вы и рисуете хорошо, и поете? И в седле держитесь, и ушу занимаетесь? Что еще умеете?
Еще я увлекалась волейболом, ходила на стрельбу из духового оружия, даже занимала первое место в областных соревнованиях по стрельбе среди юношей и девушек.
То есть Вы еще и меткий стрелок?
На самом деле к любому оружию можно пристреляться, у меня была винтовка, с которой я одни десятки выбивала, а бывало и такое, что этого не получалось.
От чего зависит снайперская меткость?
От многих вещей: от концентрации, от дыхания, от того, как ты ощущаешь себя с оружием, от того, как нажимаешь на курок, от тренировок. Но я считаю, что главный секрет успеха в любом деле – это получать удовольствие. Если ты будешь делать что-то без удовольствия, сложнее добиться результата. А что касается детского образования в Уральске, о котором вы спросили, то у меня действительно хорошая база. Мне повезло с учителями, к примеру, в художественной школе среди наших преподавателей было много тех, кто окончил знаменитую Академию живописи, скульптуры, архитектуры им. Репина в Санкт-Петербурге. Это очень серьезная школа.
Скажите, как на Вас повлиял карантин? Вы стали больше творить или, наоборот, закрылись?
Наверное, положительно, ведь я, наконец, начала рисовать свой комикс, о котором я вам уже рассказала. С другой стороны, на киносфере вся эта ситуация с коронавирусом отразилась не так благоприятно, многие процессы затормозились, фестивалей стало меньше, кинотеатры закрыты, но я считаю, что мы в любом случае должны из этого извлечь пользу. Наверное, COVID-19 дал возможность измениться нашему обществу, у людей было достаточно времени, чтобы заглянуть внутрь себя, понять свои истинные желания, а у нашего государства выпал шанс проверить на прочность и улучшить систему здравоохранения и образования. Надеюсь, что весь этот кризис поспособствует развитию конкурентной школьной системы, обеспечит Интернетом не только города, но и отдаленные поселки.
У Вас для красавицы неожиданно много рефлексии и философии…
Но это же все стереотипы. И у всех свои стандарты, у нас есть девушки и ярче, и красивее меня. Все это неважно. Красота бренна – мы все когда-нибудь состаримся, и что от нее останется? Лично для меня красота – это когда человек своими поступками положительно влияет на другого человека. Это прекрасно.
Как Вы считаете, Ваше творчество, Ваши фильмы положительно влияют на других людей?
Если мои фильмы или комиксы заставят зрителя задуматься о чем-то хорошем, добром, если они не оставят их равнодушными, тронут сердце и хоть каким-то образом повлияют на мировоззрение людей, то, наверное, да, положительно.
Наш любимый вопрос – Ваши творческие планы?
Мы планируем поехать в Москву на фестиваль. Как получится, никто не знает – все за нас решит вирус, но мы постараемся туда попасть. Все мои друзья желают мне победы в номинации "Лучшая женская роль", но говорю, что участия мне будет достаточно.
Вы слишком самокритичны, что удивительно, ведь как быть актрисой при таком уровне самокритичности? Это же постоянный стресс?
Но, видимо, если тяга к съемкам все же затмевает мои страхи и самокритику, то правильный баланс все же найден.
Галия Байжанова
Подпишитесь на наш канал Telegram!