/img/tv1.svg
RU KZ
Как покорить режиссера с мировым именем и почему не стоит бояться съемок эротических сцен

Как покорить режиссера с мировым именем и почему не стоит бояться съемок эротических сцен

В начале октября состоится Московский кинофестиваль, где знаменитый корейский режиссер Ким Ки Дук представит свой казахский фильм. Inbusiness.kz поговорил с исполнительницей главной роли – Динарой Жумагалиевой.

08:12 18 Сентябрь 2018 7064

Как покорить режиссера с мировым именем и почему не стоит бояться съемок эротических сцен

Автор:

Галия Байжанова

Фильм Ким Ки Дука «Растворяться» – это корейско-казахстанская копродукция, снятая в предгорьях Алматы с казахстанскими актерами. В главной роли – Динара Жумагалиева. Также в картине снялись Санжар Мади, Чингиз Капин и другие актеры.

Впервые историю двух девушек, которые выглядят как близнецы, но ведут себя максимально противоположным образом, одна – скромница, а другая – развратница [обеих играет Динара], показали на Almaty Film Festival в прошлом году. Хотя продюсеры постарались угодить казахской аудитории и вырезали большинство сцен, которые их могли смутить, на закрытом показе все же разразился скандал. Уятмены пытались пристыдить Ким Ки Дука за то, что снимает такое кино.

«Зачем показывать токалок и продажных женщин, у нас что, проблем других нет?» – возмущались они.

Мы познакомились с Динарой поближе и попытались понять, чем же она подкупила мастера. И оценили не только ее актерские таланты, но и художественные способности, по профессии Динара Жумагалиева – режиссер анимации и сейчас рисует свой комикс.

Динара, поздравляю – фильм с Вашим участием приглашен на конкурс Московского международного кинофестиваля, но Вы же с Ким Ки Дуком были гостями ММКФ в прошлом году, или я ошибаюсь?

Спасибо за поздравление. В прошлом году в Москве мы были лишь гостями, но не конкурсантами. В этом году наш фильм «Растворяться» пригласили на конкурс ММКФ. Что касается премьеры нашей картины, то фильм был показан один раз на прошлом Almaty Film Festival, также были рыночные показы во время Каннского кинофестиваля. Так что мировая премьера картины состоится в Москве.

Роль одной из Ваших героинь довольно провокационна – это девушка, которая спит с богатыми мужчинами за деньги. Получив первые отзывы от наших моралистов, не пожалели что снялись?

Нет. Признаюсь, что, когда видела сырой вариант фильма без цветокорра, без озвучки, у меня закрадывались такие сомнения, но потом я просто доверилась режиссеру, его видению, и все получилось, на мой взгляд, как нужно.

Но сниматься ведь, наверное, было непросто? У Ким Ки Дука ведь всегда много обнаженных сцен, сцен насилия…

Наверное, непросто было решиться. Но фильм вышел не таким жестким, как у него бывает обычно, все вполне приемлемо, особенно после цензуры со стороны казахстанских продюсеров – они вырезали все самое скандальное. К тому же я привыкла воспринимать любые ситуации в жизни с благодарностью. Трудности закаляют, меняют отношение к жизни, к людям, в конце концов, к самой себе, ведь, только пережив их, можно понять, кто ты на самом деле и что с тобой происходит в тот или иной момент.

Вы ведь по образованию режиссер анимации, когда Вы поняли, что хотите и можете стать актрисой?

В студенчестве, когда стали предлагать сняться в короткометражных фильмах. Я снялась примерно в 20 картинах абсолютно бесплатно. Позже вчерашние студенты дебютировали в большом кино, и, зная меня, уже предлагали роли в полнометражных фильмах или приглашали на кастинг тех или иных картин.

То есть Вы «обработали» всех режиссеров, когда они были еще студентами?

Да, вот вам мой актерский секрет – снимайтесь бесплатно у студентов, когда-нибудь они станут большими режиссерами, и работа вам будет обеспечена. Я, конечно, шучу. На самом деле в актерской профессии чаще всего все решает Его величество Случай. Бывает, что человек 10 лет и даже 20 работал без успеха, а потом познакомился с кем-то где-то случайно, даже на вечеринке, пришел на кастинг, понравился и стал очень успешным.

А какое амплуа у Вас было в Ваших студенческих работах?

Почти все предлагаемые мне роли всегда драматические. В своих ранних работах кого я только не играла: девушку, у которой сложности в отношениях и она хочет покончить собой, пацанку-школьницу, которая начала употреблять наркотики, глухонемую девушку, забеременевшую от парня и стоящую перед выбором – стоит ей делать аборт или нет и т. д. Кстати, за этот фильм, он называется «Выбор» и сняла его Мария Абадиева, я получила награду за лучшую женскую роль на российском кинофестивале «Свирский миф». Статуэтка до меня так и не дошла, но вот памятный диплом украшает мой дом.

То есть Ваше амплуа – это «женщины трудной судьбы»?

Да, в комедии меня не приглашают, все больше предлагают драмы. Но я не жалуюсь. Меня это устраивает.

Пока две самые большие Ваши работы – это главные роли в фильме «Жол» Аскара Узабаева и в драме Ким Ки Дука «Растворяться». Если в «Жол» Вы опять несчастная девушка, жертва судьбы, то в картине Ким Ки Дука одна из Ваших двух героинь – дерзкая бунтарка, которая идет против общественного мнения. Она спит, с кем хочет, когда хочет, и себя в обиду никогда не даст….

Этим меня и привлекает актерская профессия: в одной роли ты можешь быть скромницей, которую достают даже родные, а в другой – грубой, заносчивой стервой. Ты примеряешь на себя разные маски и благодаря им можешь прожить тысячи жизней. Это для меня кайф.

Что-то осталось от этой героини в Вас настоящей?

Только, наверное, если меня обидеть. Знаете, что мне нравится в этой героине – она ни о чем не сожалеет, если почувствует несправедливость, то без промедления полезет в драку, не промолчит, никто не посмеет ее обидеть. Это хорошие качества. Раньше я могла, наверное, пропустить агрессию в свой адрес, но сейчас, в том числе благодаря этому актерскому опыту, со мной такое точно не пройдет.

Я видела Ваши работы в клипах Кайрата Нуртаса и группы «Орда» – там Вы тоже девушка боевая…

Да, наверное, боевая девушка – это одна из моих масок. У нас у всех множество масок – одну мы носим дома, другую – на улице, третью – с родителями, четвертую – с любимым человеком. Задача актера – вовремя достать нужную маску и сделать так, чтобы тебе поверили, но не всегда это получается сразу. Может влиять и недосып, и не слишком удачная неделя. Но я работаю над собой и стараюсь переключаться максимально быстро.

У Вас нет профессионального актерского образования. Вы считаете, для актерства достаточно иметь способности?

Конечно, без способностей и таланта в актерском ремесле никак, но база тоже должна быть. Хотя у меня нет пятилетнего академического актерского образования, но, поскольку я училась в киновузе, то я изучала все основные для актера вещи: пантомиму, технику речи и прочие элементы актерского масерства. Плюс у профессионала должна быть сформирована этическая база – актер не должен позволять себе опаздывать или не знать текст, он должен с головой посвящать себя проекту, роли и уважительно относиться ко всем участникам процесса. Но вот учиться этому пять лет или для этого будет достаточно пройти курсы, то не знаю как лучше, тут уже нужен индивидуальный подход.

А Вы себя больше позиционируете как актрису или как режиссера анимации?

Смотря с кем я говорю. Когда знакомлюсь с людьми, говорю как есть: я – творческий человек, снимаюсь в фильмах, но при этом я еще профессионально рисую. Могу работать за идею, для меня это всегда важнее, чем финансовая сторона проекта. Если проект классный, то готова на все: и сниматься, и рисовать, и строить декорации сама.

Ой, не советую такое рассказывать о себе…

Меня коллеги тоже критикуют за это, ведь актерский труд – это такой же труд, как и любой другой, и все имеет цену.

Динара, для актрисы внешность – половина успеха, у Вас такая внешность, которая подходит и для исторических картин, и для современных, почему же в Вашей фильмографии так мало работ?

Не знаю. Отчасти это, наверное, связано с моей занятостью – я училась, работала CG-художником [это все, что касается компьютерной графики и спецэффектов], и у меня не было времени ходить на кастинги. Отчасти так получилось из-за того, что в нашей профессии часто все решают случай и какие-то дополнительные факторы. На одном проекте мне так и сказали – вы очень подходите, но мы вынуждены взять знакомую продюсера. Что ж, значит, так должно быть.

А на кастинг, например, «Томирис», Вы ходили?

Да, моя мечта – сняться в историческом кино, я ведь хорошо сижу в седле, занимаюсь ушу и восточными единоборствами, дерусь на мечах. Единственный минус – что я пока не так хорошо говорю на казахском, как хотелось бы, но я работаю над этим, обожаю петь на казахском. Кстати, сейчас у меня роль, которую я играю на казахском языке – я снимаюсь в историческом фильме Ильи Таучелова «Тамыр». Это картина о снайпере, я играю дочь главного героя, а главную женскую роль играет Дина Тасбулатова.

Вы, кстати, очень похожи на корейскую актрису, как ни странно. Ким Ки Дук не звал в корейский проект?

Мне часто говорят об этом. Но нет, пока не звал.

Какие у Вас амбиции как у актрисы и как у художницы?

Насчет актерских амбиций я уже говорила – мечтаю об историческом кино, но снимусь в любом хорошем проекте, если позовут. Только с этим 2020-м никто не знает, что дальше будет. Поживем – увидим. А по поводу амбиций как художника, то я сейчас рисую свой комикс. Это такое фэнтези по мотивам тенгрианства.

Сейчас это ведь модно, я недавно видела акцию в соцсетях – «Аватар СНГ», когда все герои комиксов были одеты в национальную одежду народов стран СНГ…

Да. Этот флешмоб запустила моя коллега со своим другом, талантливая художница, работающая под псевдонимом Qantars.

А Ваш комикс о чем?

Это такой комикс для детей и подростков про магию, шаманов, музыку и казахские традиции. Мне хотелось бы сделать что-то такое популярное вроде японского «Наруто» или британского «Гарри Поттера». Если мой комикс понравится людям, то в будущем героев можно будет анимировать и превратить это все в анимационный фильм.

Сколько на это уходит времени? И что в результате увидят ценители комиксов?

У комиксов множеств форматов, я выбрала WEB-формат – это такой формат, где, грубо говоря, одна длинная картинка на размер телефона, которую нужно скролить. Больше всего времени у меня заняли первые страницы, ведь, как и в любом другом произведении, именно от первых кадров зависит – будут ли читать комикс дальше или нет. Первую страницу я рисовала два-три дня, сейчас работа пошла быстрее.

А сюжет и всех героев Вы сами разработали?

Да. Вообще-то при создании комиксов часто работают тандемы: один, например, сценарист, а другой – художник. Иногда работает целая команда – кто-то только рисует лайн, кто-то раскрашивает, кто-то чистит. Я все сама делаю.

Не хотите это монетизировать?

Я была бы не против. Но для меня важнее само творчество, мне важнее, понравится ли людям мой комикс или нет. Ведь о том, чтобы нарисовать свой комикс, я мечтала с самого детства, у меня всегда все тетрадки были в рисунках.

То есть Вы рисуете со школы?

Да, с девяти лет, с того самого момента, как аниме пришло в мою жизнь. Увиденное меня так поразило, что я начала тут же эти картинки перерисовывать, родители, разглядев мои таланты, отдали в художественную школу, которая была во дворе нашего дома. Я там проучилась 10 лет. Потом было обучение в Академии им. Жургенова, магистратура КБТУ по специальности Digital Media Technologies, там обучение шло полностью на английском, я изучала компьютерную графику, 3D, различные CG-эффекты.

А Вы не пробовали свои силы применить где-нибудь в Японии, Корее, Китае, где аниме очень популярно?

Нет, у меня не такой шикарный уровень, у них большая анимационная школа, целая культура, и я бы с удовольствием у них поучилась, чтобы потом это применять в Казахстане. А здесь работы такой пока не было. Помню, пошла в одну компанию устраиваться художником, а мне предложили зарплату в 50 тысяч тенге. Я же, наверное, не для этого 10 лет в художественной школе училась, четыре года в академии и еще два года в КБТУ, чтобы получать деньги, которых мне только на проезд в общественном транспорте и еду бы хватило.

А чем Вы сейчас зарабатываете? Актерских работ ведь немного?

Я рисую раскадровки на «Казахфильме», работаю над иллюстрациями, как для наших, так и для российских издательств и компаний, помогала художнику Мадибеку Мусабекову рисовать обложку к его комиксу «Томирис». Участвую во всех кинопроектах, необязательно в роли актрисы.

В проекте «Путь лидера» Вы ведь занимались костюмами?

Да, я была на этом проекте ассистентом костюмера. Всегда интересно работать на большом проекте, там было хорошее финансирование, плюс, сами же знаете, кино – это наркотик. Один раз попробовал и всегда хочется на площадку, неважно кем. Да, не всегда у тебя нормальные условия на площадке, иногда что-то идет не по плану, и ты материшься, но всегда потом вспоминаешь площадку с теплотой и стремишься вновь туда попасть. Это всегда интересно и полезно. После работы на кинофильме «Путь лидера» я научилась завязывать галстуки с закрытыми глазами и знаю, как одевать арабских военных.

Раз мы заговорили о костюмах, я видела Ваши фото в национальной одежде, и на Вас она сидит прекрасно!

Спасибо. Я работаю в театре национальных костюмов «Арлан», руководитель этого театра – дизайнер и очень талантливый человек Муслим Жумагалиев. Пока мы не выяснили, родственники мы или просто однофамильцы, но мне всегда приятно с ним работать. Все его проекты очень интересные – Муслим популяризирует казахскую культуру, наш национальный костюм. Если вы видели батыров-великанов, которых приглашают на разные мероприятия, то тоже это его проект. Он еще следит за тем, чтобы в «Арлане» работали люди с правильными понятиями, у него ребята не пьют, не курят, не матерятся. Это сделано специально для того, чтобы казахский костюм ассоциировался только с достойным поведением.

Я вот что вспомнила – Вы ведь еще хорошо поете? Помню, пели и с Ким Ки Дуком корейскую национальную песню «Ариранг» и песни из мюзиклов?

Да, я люблю петь. Конечно, пою не как Димаш, но, пока это не портит никому слух, я это делаю. С удовольствием бы сыграла в каком-нибудь мюзикле или музыкальном фильме.

Хотелось бы поговорить о Вашей базе… Вы же из Уральска?

Да, это небольшой, но очень красивый, зеленый город, в котором все уютно, по-домашнему: речка, рыба, зелень, хорошие люди вокруг. Но я уже 10 лет как живу в Алматы, и тоже его очень люблю.

В Уральске такое хорошее детское образование, что Вы и рисуете хорошо, и поете? И в седле держитесь, и ушу занимаетесь? Что еще умеете?

Еще я увлекалась волейболом, ходила на стрельбу из духового оружия, даже занимала первое место в областных соревнованиях по стрельбе среди юношей и девушек.

То есть Вы еще и меткий стрелок?

На самом деле к любому оружию можно пристреляться, у меня была винтовка, с которой я одни десятки выбивала, а бывало и такое, что этого не получалось.

От чего зависит снайперская меткость?

От многих вещей: от концентрации, от дыхания, от того, как ты ощущаешь себя с оружием, от того, как нажимаешь на курок, от тренировок. Но я считаю, что главный секрет успеха в любом деле – это получать удовольствие. Если ты будешь делать что-то без удовольствия, сложнее добиться результата. А что касается детского образования в Уральске, о котором вы спросили, то у меня действительно хорошая база. Мне повезло с учителями, к примеру, в художественной школе среди наших преподавателей было много тех, кто окончил знаменитую Академию живописи, скульптуры, архитектуры им. Репина в Санкт-Петербурге. Это очень серьезная школа.

Скажите, как на Вас повлиял карантин? Вы стали больше творить или, наоборот, закрылись?

Наверное, положительно, ведь я, наконец, начала рисовать свой комикс, о котором я вам уже рассказала. С другой стороны, на киносфере вся эта ситуация с коронавирусом отразилась не так благоприятно, многие процессы затормозились, фестивалей стало меньше, кинотеатры закрыты, но я считаю, что мы в любом случае должны из этого извлечь пользу. Наверное, COVID-19 дал возможность измениться нашему обществу, у людей было достаточно времени, чтобы заглянуть внутрь себя, понять свои истинные желания, а у нашего государства выпал шанс проверить на прочность и улучшить систему здравоохранения и образования. Надеюсь, что весь этот кризис поспособствует развитию конкурентной школьной системы, обеспечит Интернетом не только города, но и отдаленные поселки.

У Вас для красавицы неожиданно много рефлексии и философии…

Но это же все стереотипы. И у всех свои стандарты, у нас есть девушки и ярче, и красивее меня. Все это неважно. Красота бренна – мы все когда-нибудь состаримся, и что от нее останется? Лично для меня красота – это когда человек своими поступками положительно влияет на другого человека. Это прекрасно.

Как Вы считаете, Ваше творчество, Ваши фильмы положительно влияют на других людей?

Если мои фильмы или комиксы заставят зрителя задуматься о чем-то хорошем, добром, если они не оставят их равнодушными, тронут сердце и хоть каким-то образом повлияют на мировоззрение людей, то, наверное, да, положительно.

Наш любимый вопрос – Ваши творческие планы?

Мы планируем поехать в Москву на фестиваль. Как получится, никто не знает – все за нас решит вирус, но мы постараемся туда попасть. Все мои друзья желают мне победы в номинации «Лучшая женская роль», но говорю, что участия мне будет достаточно.

Вы слишком самокритичны, что удивительно, ведь как быть актрисой при таком уровне самокритичности? Это же постоянный стресс?

Но, видимо, если тяга к съемкам все же затмевает мои страхи и самокритику, то правильный баланс все же найден.

Галия Байжанова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Санжар Мади: Никому не нужных зарубежных актеров в Казахстане боготворят

Почему казахстанским актерам платят меньше, чем зарубежным.

21 Октябрь 2020 08:03 1397

Подобострастие перед приглашенными из-за рубежа актерами, пренебрежение в отношении к казахстанским, бесконечные попытки заработать на избитых темах и жанрах, и «испанский стыд» перед мировыми киногигантами, решившими снимать в Казахстане. В весьма эмоциональном интервью корреспонденту Inbusiness.kz актер Санжар Мади обозначил главные пробелы в отечественном кинематографе. Добавим, что Санжару, вот уже который год удерживающему статус секс-символа казахстанского кино, есть с чем сравнивать. В его фильмографии немало работ с зарубежными режиссерами. И вот там дела обстоят совсем иначе…

Санжар, киноиндустрия Казахстана в последние месяцы, пожалуй, чаще, чем какая-либо другая, посылает сигналы SOS. Это и финансовые потери владельцев кинотеатров, замороженные проекты режиссеров, уверена, не лучше дела все эти карантинные месяцы обстояли и у актерской братии. Как пережили ограничения, какая занятость у Вас сегодня?

Да, здесь нужно смотреть, скорее всего, по уровням, потому что в самом начале карантина было, как и у всех, наверное, жуткий дефицит работы, а точнее, полное ее отсутствие. Потом вторая волна, точнее, не волна, а вторая часть карантина – тогда уже потихонечку стали просыпаться, бизнес стал возвращаться в более или менее свое первоначальное русло, и вот сейчас третий этап – если честно, вообще нет свободного времени, как только открыли границы, я даже успел слетать в Венецию. Сейчас на подходе Москва и другие российские города. Я могу сказать, что у меня сейчас очень много работы. Слава Богу.

Расскажите, что это за проекты, в которых Вы сегодня заняты? Сколько их? В каких странах снимаетесь?

На данный момент у меня три проекта идут параллельно, четвертый на подходе. Готовится российский сериал, к сожалению, пока не могу сказать название, я должен полететь на днях в Москву, подписать документы. Скажу лишь, что это очень крупный и долгосрочный российский сериал. Все остальное пока тайна. Второй проект называется «Тамыр» – это казахстанский проект про войну с участием российских актеров – Алексей Бардуков там снимается, например, Дина Тасбулатова, я, еще, может быть, другие актеры, с кем мы еще не пересекались на площадке. Съемки планируются в Беларуси, сейчас также ждем, когда можно будет туда вылететь.

То есть дела у казахстанских актеров налаживаются. Или только у Вас?

У половины моих коллег возобновились съемки, и я очень рад за них. Не знаю, за всех, конечно, не могу сказать, но у большинства – точно. Единственное, сейчас большая проблема – это перелеты. Эти бесконечные сдачи ПЦР-тестов, не все рейсы открыты. И не все рейсы удобные: один раз в неделю, один раз в два дня – все это не очень хорошо.

Работа есть, и это радует. Теперь вот кинотеатры открываются, после долгих ожиданий, стрессов, которые пережили их владельцы, после долгих обсуждений на разных уровнях. Вы принимали участие в акции по поддержке кинотеатров, в подписании и продвижении петиции?

Да, я помогал, распространял эту петицию среди своих подписчиков. Я, конечно, до сих пор не могу понять причину, почему так долго не открывали кинотеатры. В самом эпицентре коронавируса – в Италии, когда она была закрытой для всех иностранцев и нас впустили только по специальному письму, мы смотрели фильм в кинотеатре. То есть если люди, которые отвечают за закрытие, они руководствуются какими-то мировыми стандартами, мировыми примерами, вот, пожалуйста, вам пример.

А в самой отрасли между тем пытаются решить давние вопросы. Одна из последних новостей: Государственный центр поддержки национального кино выступил инициатором создания Ассоциации кастинг-директоров, которая займется защитой интересов актеров. Как считаете, такая структура нужна?

Я не совсем понимаю, насколько Ассоциация кастинг-директоров относится к защите актеров, потому что изначально необходимо было создавать Гильдию актеров, которая должна была защищать сама себя. А вот с точки зрения кастинг-директоров… мне надо просто почитать регламент, понять, чем она займется конкретно. Конечно, звучит все это очень красиво, но как будет выглядеть на деле? Потому что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и, если брать во внимание актеров, их должны защищать те люди, которые заинтересованы защитить самих себя, как мне кажется. А с позиции кастинг-директоров – они только отбирают актеров, а как они будут их защищать – не знаю, пока сложно мне сказать.

Давайте я Вам обозначу несколько тезисов, а Вы согласитесь с ними либо опровергнете. Главное, о чем говорят казахстанские кастинг-директора, – то, что отечественных актеров нужно тарифицировать согласно уровню их медийности, опыта и образования и не давать в обиду режиссерам и продюсерам, которые нередко позволяют некорректное отношение к актерской профессии. Как считаете, это актуально для Вас?

Безусловно, конечно, это все очень правильные вещи. Добавлю. Есть еще такие подводные и не совсем разглашаемые вещи, как когда не все кастинг-директора, совсем небольшое их количество, но они берут какой-то процент с актеров за то, что они их как бы продвигают. Хотя на самом деле там все это под вопросом. Мне кажется, с этим тоже надо бороться. С точки зрения самих кастинг-директоров, я уверен, что новой ассоциации нужно будет провести чистку внутри, чтобы наделить эту структуру какими-то полномочиями, дабы не спровоцировать еще большую внутреннюю коррупцию. Я сам пытался с этим бороться, но опять-таки я один, а не все актеры имеют достаточную силу воли, чтобы сказать кастинг-директорам: нет, я вам платить не буду, я и так получаю копейки. Увы, актеры сегодня готовы проглотить эту горькую пилюлю. А в целом да, я согласен. Касательно некорректного отношения – это огромная проблема, когда к отечественным актерам даже наши отечественные режиссеры относятся не с таким уважением, как если бы они позвали зарубежных. Может быть, даже тех же российских, второстепенных актеров, которые там никому не нужны, а здесь к ним относятся как к богам, а нас просто ни во что не ставят, я бы с этим тоже начал бороться. Как всегда – разноплановость наших гонораров, когда говорят, вот, типа гость приехал, и хотя, повторюсь, там он уже давно никому не нужен, но ему всегда платят больше, чем казахстанцу.

А если более предметно по гонорарам, Санжар, на Вашем опыте, сколько составляет средний актерский гонорар в Казахстане и сколько он составляет в той же России, чтобы был понятен разрыв?

На данный момент я, к сожалению, в рамках моих контрактов с моими агентами не имею права разглашать какие-либо цифры. Но я могу сказать на примере 2013-2014 годов, когда я снимался в фильме «Охота за призраком», тогда у меня не было контрактов, могу разглашать. Там примерный гонорар был от $350 до $500 за съемочный день. Это в среднем прямо супермаксимум, притом что российские актеры получали $1500, а приглашенная звезда из Америки около $150-200 тысяч за весь фильм. Теперь понимаете разброс? Хотя мне плакали и клялись, что денег вообще нет и мы не можем тебе платить столько, сколько ты хочешь, при этом я играл главную роль.

Да, это неприятно. Согласитесь, такое отношение может основываться, в принципе, на положении дел в самом кинематографе Казахстана. Получается, не так сильно сегодня в почете казахстанское кино?

В первую очередь надо понимать, что рынок локальный и его нужно все-таки расширять. Не нужно подстраиваться под менталитет, ведь изначально кино снималось для того, чтобы расширять кругозор зрителя. Но, к сожалению, мы стали показывать то, что человек уже видел, к чему привык и за что он будет платить деньги. Нет никакой идеи показать что-то новое. Мне кажется, это самая большая проблема. Дальше. Кино – это в любом случае и бизнес, и творчество. То есть самое важное – найти золотую середину, если мы говорим о коммерческом кино. И в этом плане кинотеатры тоже должны идти навстречу, показывать прозрачность продажи билетов. Я слышал, что с этим тоже большие проблемы, мы еще не подключены к мировой системе, где любой желающий может зайти и посмотреть сколько билетов было продано. Поэтому очень тяжело работать в этом плане с международными проектам, нам говорят: пока у вас не появится эта прозрачность, мы уверены, что у вас идет огромная коррупция, мы не сможем отследить ничего. И третья проблема – это опять-таки проблема коммуникаций, проблема того, что очень много ребят из-за рубежа хотят приехать, Warner Bros и так далее, это было еще до пандемии, так они нам говорили: мы приезжаем, у вас нет никаких возможностей даже к Интернету подключиться, за городом нет ни одного нормального отеля и так далее. Это такие элементарные вещи, к которым мы привыкли, что их нет, а ребята из-за рубежа, инвесторы – для них это имеет большое значение. Поэтому надо поднимать общую культуру, туризм, и тогда кино будет не просто расти, оно будет развиваться огромными шагами.

Я знаю, что Вы также вносите свой вклад в развитие казахстанского кино. Вы запустили актерские курсы. В чем Ваша миссия, как автора этих курсов: предпринимательская, то есть заработать на этом, или все-таки Вы за то, чтобы передать опыт, воспитать новое актерское поколение и тем самым насытить индустрию хорошими кадрами?

Изначально, да и на данный момент, у меня был больше альтруизм, потому что я хотел, чтобы люди развивались, обучались и понимали, что такое профессия актера. И никогда не было, до сегодняшнего дня и сейчас нет такого супержелания заработать. Это не тот бизнес, где можно заработать баснословные деньги. Просто я дошел до такого состояния, до такой кондиции, когда я могу поделиться опытом, у меня есть желание, возможность, инструменты есть. И я могу сказать, что вчера мы делали первый спектакль, выпустили первый курс, пригласили кастинг-директоров, коллег наших. И сегодня уже приходит фитбэк, что кастинг-директора присмотрели пятерых актеров на свои проекты. Для меня это лучшая награда. Я хочу, чтобы мои студенты дальше развивались, и я хочу им помочь в этом максимально. Причем развивались в любом направлении. Почему-то многие считают, что, если ты записался на актерские курсы, курсы актерского мастерства, ты обязательно должен стать актером. Это не так. Есть несколько групп, где действительно ребята мечтают стать актерами, а есть те, кому это необходимо для собственного развития. То есть они работают в банках, работают на предприятиях каких-то, у них не получается красиво и правильно излагать свои мысли, при этом они смущаются, сковываются. Актерские курсы, ораторское мастерство очень сильно им в этом помогают.

Мадина Ерик


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Бибигуль Суюншалина: «В 15 лет я зарабатывала больше, чем сейчас»

«Смешные пандемийные гонорары» – почему казахстанские актеры предпочитают сниматься за границей.

20 Октябрь 2020 08:17 2837

О защите актерской профессии заговорили в Казахстане. Киноцентр инициировал создание Ассоциации кастинг-директоров, которая займется решением проблем киноартистов: низкие гонорары, условия съемок, практически полная невостребованность в карантинный и посткарантинный периоды. Актриса Бибигуль Суюншалина, которая в последние годы успешно снимается и в Казахстане, и в России, в интервью корреспонденту Inbusiness.kz рассказала о главных бедах казахстанского актера и объяснила, почему ей хочется сниматься больше у российских режиссеров.

Бибигуль, давайте поговорим о Вашей занятости на сегодняшний день, как пандемия сказалась на актерской профессии в Казахстане, есть ли у Вас сейчас проекты?

Если говорить о периоде с начала пандемии, то у меня сорвалось где-то пять проектов. Из них три в Москве. Это полнометражный фильм и главная роль, сериал – одна из главных ролей, сорвалась передача, в Казахстане – полнометражный исторический фильм. И если первые три проекта сорвались из-за пандемии, где-то отложили съемки на год, в другом сократили количество персонажей, то полнометражный фильм «Кажымукан» для меня закончился по причине моей болезни, то есть я сама заболела коронавирусом и не смогла участвовать в съемках. И это тоже последствие пандемии для меня в моей карьере. Так что по-разному сказалось.

Насколько это критичное, непривычное положение дел для Вас? Профессия актера, она ведь, в принципе, не предполагает стабильность… Сравним востребованность в докарантинное время и после?

У меня никогда не было такого большого перерыва в работе. То есть у меня всегда или хотя бы раз в четыре месяца был хороший проект – или в России, или в Казахстане. Если здесь ничего интересного не было, я уезжала в Россию. А уж тем более в этот сезон – чаще всего снимают кино летом и в первую половину осени. То есть всегда работа была, а сейчас, конечно, намного меньше проектов, к сожалению. Но конкретно в данный момент у меня есть проекты, есть занятость.

У Ваших коллег такая же ситуация?

Я думаю, да, хотя, возможно, не у всех. Вот те, кто работает в казахскоязычных сериалах, у этих актеров, наверное, работа есть.

Бибигуль, а если без проекции на коронавирус давайте поговорим в целом о состоянии киноотрасли в Казахстане – какую оценку работы нашей индустрии кино Вы можете дать?

На мой взгляд, самая большая проблема – это кинопрокат. У нас очень много нечестных кинотеатральных сетей, которые дают неправильные цифры кинопрокатчикам. Я слышала о таких ситуациях от коллег не раз, о том, что они отправляют заниженную отчетность, якобы зал был пустой, при этом ставят по шесть сеансов этого фильма в день. Ну так же не бывает – фильм, на который зритель не идет, кинотеатры не будут крутить по шесть-семь раз ежедневно. А они отправляют нули, что в зале никого не было, полупустые, хотя заполняемость высокая. Это очень серьезная проблема. Второе – вопрос борьбы с пиратством, которой сегодня активно поднимает Государственный центр поддержки национального кино, насколько я знаю. И я думаю, если хотя бы эти две глобальные проблемы решить, казахстанскому кинематографу станет намного легче. Потому что у нас и так небольшой рынок. Для того чтобы фильмы больше собирали в прокате, нужно, конечно, чтобы честно кинотеатры отчитывались, и, повторюсь, если будет меньше пиратства, мы сможем зарабатывать на онлайн-платформах. И вообще, я считаю, что Казахстану нужно выходить хотя бы на рынок Средней Азии, тот же Узбекистан, Кыргызстан. Было бы здорово, если бы какие-то проекты появились в ближайшее время с нашими ближайшими соседями. Я не говорю про Россию, там очень закрытый рынок, насколько я знаю, для кинопроката. Но у нас есть соседи – узбеки, киргизы, да даже таджики, если хотя бы на эти страны Казахстан будет показывать фильмы, уже гораздо лучше будут обстоять дела в нашем кинематографе. Еще один вопрос, который бы хотелось поднять в разговоре о развитии киноиндустрии, – беспредел, который сегодня происходит относительно переработок актеров. Бывают такие продакшены, в которых люди работают по 15-16 и более часов в день, и продолжают это делать, не требуя при этом какую-то дополнительную оплату за переработку. Потому что цепляются за свою работу и не хотят потерять место. Мне кажется, это совершенно неправильно. Как-то нужно регламентировать максимальное количество часов работы в киноотрасли. Когда человек работает большую часть своей жизни и при этом не получает денежное поощрение – это плохо. И было бы здорово, если бы государство взяло этот вопрос под контроль.

Но пока кинотеатрам, как говорится, не до отчетности. Согласны ли Вы со мнением, что сегодня вокруг кинотеатров сложилась вопиюще несправедливая ситуация, когда уже работают рестораны, кафе и театры, а кинотеатрам все равно выставляют запрет на открытие?

Я не понимаю вообще, как это возможно и чем отличается кинотеатр по социальной дистанции от какого-нибудь бара, забитого под завязку, или того же театра, я не знаю. Может, это какой-то заговор. Честно, ни я, ни мои коллеги, никто не может понять, почему кинотеатры до сих пор не открывают.

Бибигуль, совсем недавно стали говорить о создании Ассоциации кастинг-директоров. Как обещает киноцентр, ассоциация будет решать главные проблемы казахстанских актеров. А в их числе некорректное отношение к актерам со стороны авторов картин, когда режиссеры позволяют резать актерские гонорары, например… Что думаете?

Да, но только это делают не режиссеры, а чаще продюсеры. Во-первых, я считаю, что, конечно, база кастинг-директоров и актерская база должна быть единой. То есть я, например, как продюсер, столкнулась с такой проблемой – снимала фильм короткометражный, мне нужны были актеры, я не нашла такого ресурса, где я бы могла просмотреть анкеты людей в Интернете и самостоятельно их вызвать. Мне пришлось обращаться к своим знакомым, друзьям, и я считаю, что это неправильно. Много красивых сайтов, но нужной информации нет. Хотя у меня самый простейший, элементарный запрос: мне нужна была в Казахстане женщина 25-30 лет, самый ходовой возраст, азиатской внешности, и я не нашла. Будет здорово, если такая база появится. И вообще, я считаю, что казахстанским киноактерам, так же как и всем в кинопрофессии, нужно объединяться в профсоюзы по примеру России и не позволять демпинговать по ценам, то есть должно быть так – определенная медийность, равно определенный гонорар. И никто не должен спускать ниже. Поэтому я поддерживаю инициативу киноцентра сделать тарификацию актеров. У нас у всех должны быть одни интересы, когда есть социальная защищенность, и, безусловно, все это повлияет только положительно на рынок. Непрофессионалы таким образом отсеются, останутся люди, которые действительно из профессии.

А как в целом Вы оцениваете уровень актерского гонорара в Казахстане?

Он достаточно низкий. Особенно эти пандемийные гонорары – они вообще смешные. Я когда начала работать в 15 лет, я тогда больше зарабатывала, чем сейчас.

Можно ли думать, что Вы поддерживаете идею штрафов и денежных наказаний продюсеров и режиссеров, если им захочется обидеть актера?

Нет, здесь нужно разбираться. Здесь должны не продюсеры страдать, продюсер распределяет тот бюджет, который есть. И, если у него на съемки сериала выделен копеечный бюджет, он не может при всем своем желании создать хорошие условия актеру. Это должно с более высоких кругов начинаться. С проблемы инвестирования, нужно активно подключать больше в кинематограф частный бизнес, или речь может идти опять-таки о государственной поддержке. Но деньги в отрасли должны быть, чтобы можно было нормально платить актерам. Другой момент – когда деньги распределяются неправильно, бюджет выделен был один, а до исполнителя доходит только 30% от этого, конечно, нужно искоренять, по крайней мере для государственных проектов точно. Если это частное инвестирование, то это уже дела их самих, я думаю. Очень много историй, когда денег зарабатывают много, продюсеры фильм отбивают, но кому-то не платят. А у наших людей нет привычки судиться. Вот буквально недавно слышала такую историю, не хотелось бы называть имена, но такое случается постоянно, к сожалению.

А Вам известно, как сейчас обстоят дела с частным инвестированием в казахстанское кино?

Честно говоря, нет. Для меня это новая сфера, я только начинаю работать как продюсер, и с этим пока не сталкивалась, и не хотела бы сталкиваться, пока определенного опыта не наберусь, потому что это, бесспорно, достаточно опасно и рискованно. Одно дело, когда это государственный проект, если он отбивается, то хорошо, если нет – в любом случае нет личной ответственности. А если это конкретный человек вкладывает свои деньги – тебе нужно будет перед ним отчитаться. И я к этому пока не готова.

Бибигуль, резюмируя все, о чем мы с Вами поговорили, интересно вот что – скажите откровенно, видите ли Вы в казахстанском кино свое будущее?

Честно говоря, я надеюсь, что в ближайшее время я буду больше работать за границей, с Россией по крайней мере. Потому что с тем, сколько платят в данный момент здесь, я не вижу больших перспектив для себя. Это какая-то определенная жизнь, я бы даже сказала, определенное существование. Может быть, эта ситуация изменится, я надеюсь.

А насколько российское кино открыто и лояльно к казахстанским актерам? Насколько нашим артистам реально попасть в российское кино?

Когда в России работаю, я не чувствую какого-то притеснения или каких-либо проблем. Там судят человека по его профессионализму, и нет никакой разницы, откуда он. В Москве не так легко, в принципе, найти кого-то из Москвы. Это город, состоящий из тех, кто туда приезжает со всех регионов СНГ, и удивить кого-то тем, что ты из Казахстана, или Кыргызстана, или из какого-то маленького провинциального российского городка, никто не обращает на это внимания. Имеет значение только то, как ты работаешь, и все.

Мадина Ерик


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!