Как правильно списать долги по кредитам?

Казахстанские банки начали списывать долги. 

Как правильно списать долги по кредитам?

Ситуация вокруг списания долгов казахстанцам сложилась сложная. Банки прощают кредиты даже тем, кто такому "подарку" от государства вовсе не рад.

Журналист Александра Алехова написала на своей странице в Facebook: 

"…Каспибанк по представленному Министерством труда списку многодетных семей списал нам три потребительских кредита. Мне и супругу. Хотя мы не просили этого делать. И сам Каспи тут не при чем. Им пришла разнарядка на всех нищебродов и многодетных, кто попал под указ Токаева. И вот мы с Сенцовым, исправно платившие всегда свои кредиты и никого не просившие нам чего-то списывать, в одночасье стали неблагонадежными заемщиками. (…) Я реву до сих пор, потому что я не просила государство дарить мне этот сюр, я хочу иметь дальнейший доступ к кредитованию. А мне его перекрыли, хотя у меня и у супруга блестящие кредитные истории без единой просрочки. (…) Как вернуть эту помощь?"

Кроме Александры Алеховой, вернуть государству деньги за списанный кредит хочет и журналист Айдын Олжаев. "Я брал – я верну! Неловкое чувство брать халявные деньги", – написал журналист и отец четверых детей.

Заместителю председателя НПП "Атамекен" Олжасу Ордабаеву списали 115 тысяч тенге – остаток задолженности по кредиту за мобильный телефон. "Кто получил такое же сообщение и не считает, что должен был получить такую помощь, давайте вернем государству эти деньги. Выясню у Минтруда, как это сделать", – призвал Ордабаев.

Inbusiness.kz разбирался, почему так получилось.

Прощание с долгами по-казахстански

26 июня Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по снижению долговой нагрузки людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации и стали неплатежеспособны. 

"Растет долговая нагрузка, снижаются доходы, люди не знают, как рассчитаться с долгами по кредитам. И эта проблема касается 500 тысяч наших граждан", – сказал Президент Казахстана во время церемонии вручения премий СМИ. Токаев подчеркнул, что не может оставаться безучастным, видя, что люди не в состоянии выбраться из долговой ямы.

То есть предполагалось, что долги простят людям, которые просто не могут платить, и нет никакой надежды на возврат их долга. Но на деле вышло не так. Долги списали и тем, кто имеет блестящую кредитную историю, как, к примеру, журналистка Алехова.

"У меня не было ни одной просрочки. У меня просто блестящая кредитная история, – сказала Александра в телефонном разговоре с журналистом Inbusiness.kz. – Оставалось сделать всего два платежа: один – на 33 тысячи, а второй – на 32 тысячи, но мне их простили и еще 110 тысяч тенге скинули на карту. Я ничего не поняла".

Между тем в Kaspi Bank сообщили, что действовали строго по плану:

"Подробный план мероприятий по снижению долговой нагрузки населения был опубликован в СМИ в конце июня. Все дальнейшие действия производились в соответствии с этим планом.

В части погашения общей задолженности оператор (Фонд проблемных кредитов) заключил с каждым банком и МФО соглашение, чтобы деньги от оператора шли напрямую на погашение долга заемщиков. Утвержденный список заемщиков предоставило Министерство труда. До 26 июля оператор перечислил деньги кредиторам".

Как попал под кредитную амнистию

По данным Министерства труда и социальной защиты, порядка 2 миллионов человек в Казахстане относятся к социально уязвимым слоям населения. В их числе:

  • многодетные семьи;
  • семьи, получающие выплаты по случаю потери кормильца;
  • семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет;
  • получатели государственной адресной социальной помощи;
  • дети-сироты;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 29 лет, потерявшие родителей до совершеннолетия.

"Списание долгов по беззалоговым потребительским займам касается шести категорий граждан, – прокомментировал Inbusiness.kz  представитель Министерства труда Александр Кононец. – И Александра Алехова как многодетная мать под этот список  подпадает. Ведь в указе Президента не говорится, что это касается исключительно тех, у кого низкий доход и плачевное материальное положение".

Как объяснили в Минтруда, когда формировали список, во-первых, не учитывали материальное состояние, а во-вторых, не могли знать, если ли у человека кредит, ведь эта информация относится к понятию "банковская тайна". 

"Окончательно сформировать списки должны были в Государственном кредитном бюро совместно с банками второго уровня и  микрофинансовыми организациями", – добавил Кононец. 

Два выхода из ситуации

Между тем эксперты видят два возможных выхода из скандальной ситуации.

"Это просто недоработка чиновников. Поправить ситуацию –  дело пяти секунд, – говорит экономист и политик Петр Своик. – Есть несколько выходов, к примеру, поставить дело так, что кредиты прощаются не автоматически, а по заявлению от заемщика – кто написал заявление, тому и простили. Или второй вариант: прощается автоматически, но при этом кредитная история никак не омрачается. Банк уже не может сказать, что тебе простили кредит, поэтому больше не дадим". 

Какие шаги предпримет Нацбанк Казахстана для выхода из скандальной ситуации, на момент написания материала неизвестно. Редакция направила в ведомство запрос и ждет ответа.

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться