Простой вагонов под выгрузкой на территории Китая – это одна из главных проблем казахстанских переработчиков, направляющих свои товары в КНР. передает inbusiness.kz.
Особенно этот вопрос актуален для масложировиков, для которых Китай сегодня является одним из основных экспортных направлений. Ситуацию подтверждают и в АО "НК "КТЖ". Выступая на международной масложировой конференции FOC 2024, которая прошла 7 июня в Алматы, главный менеджер департамента по организации погрузки и выгрузки дирекции интегрированного планирования Кайрат Жумабаев подчеркнул, что на сегодня в Поднебесной находится 95 казахстанских цистерн. Какие-то простаивают от 3 до 10 суток, а некоторые – более 20 дней. Эта проблема для грузоотправителей существует давно, но есть изменения в сторону улучшения ситуации. Если год назад среднее время простоя составляло 13 суток, то сейчас оно снизилось в два раза – до 7.
Как подчеркнул Кайрат Жумабаев, благодаря совместным усилиям с переработчиками и китайской стороной дела по проблемным направлениям двустороннего сотрудничества все же удается частично выправить. Например, увеличилась среднесуточная выгрузка. Если в прошлом году она составляла 4-6 вагонов, то в этом уже 7-10.
"В настоящее время лидером по импорту растительного масла является Китай. Были определенные проблемы, но удалось достичь золотой середины и вынести оптимальные решения. Этому свидетельствует динамика погрузки растительного масла. Если в ноябре-декабре 2023 года резко снизился прием растительного масла китайской стороной, в связи с чем в январе 2024-го АО "НК "КТЖ" приняло вынужденные ограничительные меры, и в этом месяце погрузка не осуществлялась", – рассказал о принятых решениях представитель железнодорожного оператора.
Также в феврале совместно с национальной Ассоциацией переработчиков масличных культур и китайскими коллегами принято решение по реализации пилотного проекта по групповым отправкам масла по 22 или 44 цистерны для нового терминала в Алашанькоу, который позволяет одновременно выгружать по 22 вагона. Цистерны выгружают на станционных путях, однако уже с текущего месяца планируется выгрузку произвести через новый терминал.
"Если за 5 месяцев 2023 года предоставлено в среднемесячном плане перевозок 540 вагонов, было отгружено всего 197. Это 36% от заявленного плана. Некоторые компании подавали заявки без наличия реальных контрактов и отсутствия объемов поставок. В этом году при заявленном среднемесячном плане 290 вагонов, сейчас отгружается в среднем 258 вагонов. Это 90% выполнения плана", – рассказал о достигнутых успехах Кайрат Жумабаев.
Также представитель "КТЖ" отметил, что, несмотря на то, что основной доход железнодорожный оператор получает от транзита грузов через территорию РК, оператор идет навстречу отечественным производителям, предоставляя вагоны в первую очередь именно им.
В целом динамика грузоперевозок между Китаем и Казахстаном демонстрирует стабильный рост. Если в 2018 году было перевезено около 14 млн тонн грузов, то к 2023 году рост составил более чем в два раза – свыше 28 млн тонн. На 2024 год согласованный объем составляет 29,9 млн тонн.
Читайте по теме:
Количество отправленных грузовых поездов из Китая в Европу превысило знаковую отметку