/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 434,31 Brent 36,55
Как сделать «миллиард» на автобусах?

Как сделать «миллиард» на автобусах?

Власти Алматы закупили 200 единиц техники по цене вдвое выше, чем продают китайские производители.

10:39 26 Август 2019 22134

Как сделать «миллиард» на автобусах?

Автор:

Константин Харламов

Фото: almaty.gov.kz

Примечательный лот о покупке большой партии китайских автобусов властями Алматы обнаружила редакция программы «Наше дело» совместно с общественным фондом Кирилла Павлова «Бюро расследования коррупции». Речь пойдет о ТОО «Алматыэлектротранс». Согласно информации с официального сайта компании, это предприятие, созданное на базе Алматинского трамвайно-троллейбусного управления решением акимата Алматы от 20 марта 1998 года, а учредителем предприятия является городской акимат в лице акима города.

Так вот, «Алматыэлектротранс» решает закупить новые автобусы в количестве 200 единиц. Изначальная цена одного автобуса была 55 миллионов 357 тысяч 142 тенге. Общая сумма лота – более 11 миллиардов тенге. Согласитесь, не лот, а мечта. Но в какой-то момент что-то пошло не так, и от закупа было решено отказаться. Зато чуть позже лот был вновь объявлен, но цена одного автобуса уже возросла сразу на три миллиона тенге и составила уже более 58 миллионов тенге. Соответственно, увеличилась и общая сумма конкурса.

А увеличилась общая сумма лота сразу на 535 миллионов. С чем это связано? Новые опции для автобусов? Повышенный комфорт или усиленная безопасность для пассажиров? Согласитесь, вопросов больше, чем ответов.

Впрочем, в технической спецификации лота описаны все требования, и, по большому счету, ничего сверхъестественного там не прописано:

«Городские автобусы большой вместимости, предназначенные для перевозки пассажиров

Модель, тип: двухосный, трехдверный, полностью низкопольный городской автобус, работающий на (компримированном) сжатом природном газе.

Габаритные размеры: длина – не менее 12 000 мм, ширина – не менее – 2500, высота – не менее 3300 мм.

Количество дверей: не менее 3 (трех) двустворчатых пассажирских дверей (для входа и выхода пассажиров с правой стороны автобуса).

Вместимость: общее количество мест – не менее 80-90 (в т. ч. посадочных)».

Еще больше вопросов у нас возникло после того, как мы узнали реальную стоимость автобуса. По некоторым данным, китайский автобус с такими требованиями стоит 81 тысячу долларов. Если курс взять по 387 тенге за доллар, то получается 31 миллион 347 тысяч тенге. Но никак не на 20 миллионов дороже. И, тем не менее, в конкурсе принимают участие две компании – ТОО «Оптима» и ТОО «Астана Сан Бао». Как оказалось, «Оптима» предложила наименьшую сумму, а именно 55 миллионов 500 тысяч тенге за один автобус, коих, напомним, требуется аж 200 штук. Как так получилось, что один автобус обошелся на 24 миллиона дороже, чем должен был, – вопрос очень интересный, который мы, конечно же, задали ТОО «Алматыэлектротранс» и его учредителю – акимату города Алматы.

Несложно посчитать, что в общем удорожание лота произошло на 4 миллиарда 800 миллионов тенге. Баснословные деньги, на которые можно было бы купить 153 автобуса, ну или чуть меньше. Кто рассчитывал начальную стоимость? Зачем с 55 миллионов она выросла до 58, а в итоге автобусы приобрели по 55,5 миллиона тенге? Кто-то захотел показать умение экономить? Увы, но получилось уж как-то совсем неудачно, хотя кое-кто, наверняка, заработал себе неплохой бонус.

Жителей и гостей Алматы остается лишь поздравить с приобретением новеньких автобусов. С их помощью передвигаться по мегаполису станет гораздо удобнее. Увы, но, скорее всего, обошлись они бюджету почти в два раза дороже. Но ведь это не главное, правда? Важно, чтобы экологическая ситуация в городе только улучшалась, а уж за ценой местные чиновники явно не постоят.

Константин Харламов

Автобусы СемАЗ поедут в Монголию

Победитель конкурса «Алтын Сапа» 2018 года – Семипалатинский автосборочный завод ведет переговоры по поставке казахстанской продукции на экспорт.

12 Декабрь 2019 08:00 2545

Автобусы СемАЗ поедут в Монголию

Фото: Жанар Асылханова

Об этом inbusiness.kz сообщил генеральный директор ТОО «СемАЗ» Асемкан Дускужанов.

«Примерно 500 автобусов думаем отправить в Монголию. Всем требованиям стороны, потенциального покупателя, наша продукция соответствует. Экспорт на два года будет», – сообщил он.

Напомним, что в прошлом году Восточно-Казахстанское предприятие получило премию президента РК «Алтын Сапа», заняв первое место в номинации «Лучшее предприятие производственного назначения». Высокая награда стала подтверждением качества производимой отечественной компанией продукции.

«Победа в конкурсе такого уровня, конечно, положительно отразилась на нашей работе. Стала стимулом для дальнейшего развития, сказалась на объеме производства. И эта заслуга всего коллектива завода», – подчеркнул Асемкан Дускужанов.

Новые линии

В нынешнем году отечественным предприятием выпущено порядка 1500 малотоннажных грузовиков грузоподъемностью от 1,5 до пяти тонн, также 550 тракторов, 400 автобусов, 400 большегрузных машин подъемностью от 15 до 25 тонн.

В дальнейшем автосборочный завод планирует довести объемы производства большегрузной техники и автобусов до 1200 единиц, малых грузовиков и тракторов – до 3000. Также увеличить количество рабочих мест с 500 до 1000.

Кроме того, на заводе готовятся запустить новые линии по сборке спецтехники. Для этого построят еще два цеха. Общая площадь дополнительных корпусов будет порядка 10 тысяч кв. метров.

Сейчас проект находится на стадии разработки.

Продукцию, говорит Асемкан Дускужанов, в основном закупают коммунальные хозяйства, сельхозформирования областей. На сегодня заинтересованность проявляют компании Атырау, Актау, Петропавловска, Туркестана и других регионов Казахстана, также России, Монголии, отмечает гендиректор.

По словам Асемкана Дускужанова, несмотря на жесткую конкуренцию, объем производства в этом году по сравнению с предыдущим годом возрос примерно на 50%.

«У нас в этом году увеличилось производство газелей. По тракторам объем производства в этом году немного ниже, это в связи с тем, что извне завозят. В основном из Белоруссии привозят готовые. Рынок большой, конкуренция. Необходима защита местного рынка от импорта. Сейчас на государственном уровне принимаются меры в этом направлении. Областной акимат очень сильно поддерживает отечественных товаропроизводителей. К примеру, общественный транспорт обновляется автобусами казахстанской сборки», – говорит он.

Если в самом начале на автосборочном заводе СемАЗ планировали собирать только автобусы корейских марок, то на сегодня уже налажен выпуск восьми моделей тракторов и нескольких видов грузовых машин. Реализацию проекта по сборке тракторов «БЕЛАРУС» предприятие начало в 2009 году. А проект по производству грузовиков – в 2011 году.

За 12 лет существования предприятия собрано более восьми тысяч тракторов, тысячи автобусов и грузовых машин.

Жанар Асылханова, ВКО

Павлодарские чиновники уладили конфликт между двумя пассажирскими перевозчиками

Под раздачу может попасть и местный автовокзал.

07 Ноябрь 2019 13:54 3010

Павлодарские чиновники уладили конфликт между двумя пассажирскими перевозчиками

Павлодарские госслужащие выяснили, что билеты на «нелегальный» автобус свободно можно было приобрести как в кассе автовокзале, так и онлайн.

«ТОО «Автовокзалсервис» самовольно начало продавать билеты на нелегальный рейс перевозчика ТОО «Павлодар Interbus». В отношении ТОО «Автовокзалсервис» возбуждено административное производство по части 2 статьи КоАП РК (нарушение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов). Материалы направлены суд», – заявили в инспекции транспортного контроля по Павлодарской области.

Павлодарскому автовокзалу в данном случае грозит штраф в размере от 5 до 25 месячных расчетных показателей. Сейчас местные чиновники начали мониторить продажу билетов «нелегального» перевозчика. Говорят, ситуация стабильная, и билеты ТОО «Павлодар Interbus» больше не продаются. Кроме того, эту компанию привлекли по статье 463 Административного кодекса РК (занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий без соответствующей регистрации, разрешения или направления, уведомления). Что касается ИП «Балтабаев Н. М.», то ему грозит штраф в размере 10 МРП по статье 597 КоАП РК (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств). Всего с начала 2019 года в Павлодарской области во время рейдов полицейские задержали 13 человек за нелегальные перевозки.

Напомним суть проблемы между перевозчиками. ИП «Балтабаев Н. М.» выиграл тендер на право перевозки пассажиров в сентябре 2018 года сроком на пять лет. В том числе и по маршруту Павлодар – Караганда – автобус именно по данному направлению был заблокирован. ТОО «Павлодар Interbus», в свою очередь, незаконно дублировало маршруты перевозчика.

Конфликт же произошел вечером 27 октября, когда в Павлодаре на автовокзале из-за выяснения отношений между перевозчиками из города не могли уехать порядка 30 человек. Вместе с этим оказалось заблокировано движение трамваев и частично автомобильного транспорта. Позднее выяснилось, что самовластие устроил законный перевозчик – ИП «Балтабаев Н. М.», который и перегородил транспорт «нелегального» – ТОО «Павлодар Interbus». Примерно через час полицейские выпустили автобус на рейс, потому что людям было необходимо уехать из Павлодара. Тогда же местные чиновники пообещали в ближайшее время решить конфликт двух перевозчиков.

Руслан Логинов