/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 27 966,50 Hang Seng 26 910,80
РТС 1 464,99 FTSE 100 7 106,38
KASE 2 336,26 Золото 1 654,80
Как сельские чиновники подвели предпринимателя на 10 млн тенге

Как сельские чиновники подвели предпринимателя на 10 млн тенге

После этого бизнесмена внесли в список недобросовестных поставщиков, он не может выплатить просроченный кредит банку, ему грозит банкротство.

06 Февраль 2020 09:49 2325

Как сельские чиновники подвели предпринимателя на 10 млн тенге

Автор:

Руслан Логинов

Фото: atameken.kz

История в стиле 1990-х годов произошла в Иртышске, одном из районных центров Павлодарской области. Местный предприниматель Василий Бакулин в сентябре 2019 года выиграл тендер по поставкам угля в районные школы. 14 сентября 2019 года между предпринимателем и отделом образования Иртышского района был подписан договор, согласно которому частник принял на себя обязательства по доставке груза, а госорган обязался принять услуги и произвести оплату.

Первое время все шло спокойно, индивидуальный предприниматель, как и положено, привозил уголь в школы. Отдел образования уголь принимал, акты подписывал, но молча уже готовил «жалобу» на подрядчика. Через несколько недель, 4 октября 2019 года, Бакулин получает уведомление о намерении отдела образования отозвать договор без указания оснований для его аннулирования. В том же месяце предприниматель был внесен в список недобросовестных поставщиков.

После этого предприниматель обратился в суд с иском о взыскании с государственного органа всей задолженности. В ходе разбирательств выяснилось, что уже на следующий день, 15 сентября, после подписания договора и его направления в органы казначейства Иртышский отдел образования данный договор отозвал. Позже предпринимателю был направлен новый договор, который он не подписал. На основании этого Бакулин был включен в реестр недобросовестных поставщиков.

По словам самого Василия Бакулина, он не подписал договор, потому что не знал, что получил новое соглашение. О том, что первый договор не зарегистрировали, а также составили второй договор, который нужно заново подписать, государственный орган его не уведомил. Тем не менее, суд в удовлетворении иска предпринимателю отказал, сославшись на отсутствие регистрации в казначействе. Получилось, что факта исполнения обязательств между госорганом и частным лицом не возникало, а значит, бизнесмен безвозмездно и от чистого сердца помогал районным школам. Все, чего Василию Бакулину удалось добиться в судах на данный момент, – это отменить приказ о признании его недобросовестным участником государственных закупок.

Иртышский отдел образования, в свою очередь, считает свои действия правильными и всю вину возлагает на бизнесмена. Не подписал ведь, значит, вправе выкачать из него все деньги. В похожем стиле действуют черные риелторы, которые всеми правдами и неправдами заставляют подписывать пенсионеров договоры купли-продажи недвижимости, а после на основании подписи отбирают чужое имущество. Только в данном случае из-за отсутствия подписи.

«Отдел образования Иртышского района сообщает, что, к сожалению, все недоразумения по данному факту возникли по вине поставщика, так как он несвоевременно подписал договор на электронном портале... Таким образом, нарушена процедура проведения государственных закупок. Судом вынесено решение о неправомерности оплаты услуг в сложившейся ситуации. Вносим в порядке разъяснения», – написали представители госоргана в Instagram (орфография и пунктуация сохранены).

Согласно актам сверки-приемки, общая сумма оказанных услуг со стороны бизнесмена составила более 10 млн тенге. Из-за невозврата средств у индивидуального предпринимателя возникли проблемы по выплате кредита банку. Заем он брал как раз для покупки грузовика, на котором и доставляли уголь в школы. В данный момент предприниматель должен вернуть банку около 3,5 млн тенге. Из-за чего предприятие может обанкротиться.

«Отдел не заключил договор, но акты приемки же подписывал. Государство в лице отдела образования Иртышского района, грубо говоря, «кинуло» предпринимателя. Акты подписал, принял все. В первую очередь государственный орган должен соблюсти всю процедуру», – заявил начальник управления по защите общественных интересов прокуратуры Павлодарской области Асхат Кокумбаев.

Сейчас Василий Бакулин при поддержке областной Палаты предпринимателей «Атамекен» готовится направлять письмо в прокуратуру и агентство по делам государственной службы. Бизнесмен все еще надеется вернуть деньги.

К слову, в прошлогоднем рейтинге министерства национальной экономики «легкости ведения бизнеса» Иртышский район занял последнее место среди 197 городов и районов республики.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Нацкомпании будут закупаться по-новому

Готовятся изменения в правила закупок квазисектора.

19 Февраль 2020 09:08 1920

Нацкомпании будут закупаться по-новому

Правила осуществления закупок квазисектора будут вестись по-новому. На egov.kz размещены планируемые изменения в приказ минфина касательно приобретения товаров и услуг нацхолдингов. Обсуждение нормативно-правового акта продлится до 28 февраля.

Поправки касаются широкого спектра вопросов – от исключения некоторых позиций из плана закупок до признания демпинга и правил проведения закупок методом аукциона. Остановимся подробнее на некоторых моментах. Так, в частности законопроектом предусмотрено исключить из закупок представительские расходы, командировочные расходы и приобретение услуг, связанных с командировочными расходами (авиа-, железнодорожные билеты). Обоснованием является тот факт, что представительские расходы планируются одной суммой без разбивки на примерные суммы и период их использования. Правила закупок предполагают приобретение закупок способом из одного источника, то есть без ограничения суммы. Зачастую визит как иностранных, так и не иностранных делегаций невозможно предусмотреть заранее. Так, устное поручение о проведении представительских мероприятий и примерная смета на их расходы поступают за несколько часов до самого мероприятия.

В этой связи разработчик предлагает осуществлять расходы путем оформления приказа руководителя, составления сметы и перечисления денежных средств материально ответственному лицу либо другому лицу, ответственному за проведение мероприятия, с предоставлением после проведения мероприятия в бухгалтерию документов, подтверждающих оплату и оказание услуг, в соответствии с лимитами отдельных видов адмрасходов нацхолдингов (за исключением Фонда национального благосостояния).

Также рассматривается вопрос исключения из закупок выплат вознаграждений членам органа управления и наблюдательного совета, а также приобретения товаров, услуг, необходимых для обеспечения органа управления и (или) наблюдательного совета. В обосновании говорится, что, учитывая статус членов совета директоров/наблюдательного совета (зачастую нерезиденты), возникает необходимость заключения договоров с определенными потенциальными поставщиками, стоимость услуг которых может значительно превысить стоимость услуг других потенциальных поставщиков. Например, расходы на аренду автомобилей представительского класса с литерными знаками в госномере, позволяющими обеспечение беспрепятственного проезда автотранспорта на территорию и к центральным входам зданий АП РК, правительства, парламента, Дома министерств и других госучреждений, к первой линии пассажирского терминала аэропорта города Нур-Султана и т. д. Такие услуги предоставляет лишь одна организация в Казахстане – РГП «Автохозяйство УДП РК», стоимость которых рассчитывается по утвержденному тарифу почасово и значительно превышает стоимость транспортных услуг других потенциальных поставщиков – частных организаций.

Услуги проживания членов СД/НС в городе проведения заседания в отелях определенного уровня. Независимые директора являются и членами нескольких комитетов (по аудиту, по стратегиям, по назначениям), проводимых перед заседаниями СД/НС в разное время, которые по независящим причинам могут быть перенесены в день планируемого проведения заседания. Т. е., поскольку такие отели работают только по 100%-ной предоплате, при переносах заседаний СД, НС возникает риск расходов при непроведенных заседаниях. По этим причинам механизм оплаты услуг здесь предлагают такой же, как и при представительских расходах.

Локализацию и (или) ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, аварий на электроэнергетических объектах, коммуникационных системах жизнеобеспечения; объектах железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского транспорта, связи; очистных сооружениях; нефтетрубопроводах; газопроводах и иных опасных производственных объектах; а также при возникновении поломок; выходе из строя коммуникаций, механизмов, агрегатов, запасных частей и материалов в пути следования, требующих незамедлительного восстановления, а также товаров, работ и услуг при возникновении поломок; выходе из строя оборудования, механизмов, задействованных в технологическом процессе, требующих восстановления, также предлагают осуществлять способом из одного источника.

В обосновании указывается, что, поскольку опасные природные явления, катастрофы, стихийные и иные природные бедствия, технологические и техногенные явления/ситуации, а также аварии на электроэнергетических объектах (пример: крупная авария на подстанции «Левобережная», г. Нур-Султан, в ночь с 9 на 10 ноября 2019 года, в результате чего была обесточена большая часть левобережья г. Нур-Султана), предусмотренные подпунктом, являются непредсказуемым явлением, во избежание рисков срыва гособоронзаказа, остановки производственного процесса ввиду длительного согласования корректировки бюджета, плана закупок необходимо предусмотреть для заказчиков такое право – осуществлять закупки товаров, работ и услуг для ликвидации последствий вышеуказанных явлений, не включая их в план закупок.

Когда цена признается демпинговой

В законопроекте расписаны случаи, когда цена признается демпинговой. Так, ценовое предложение на оказание инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (технический и авторский надзоры, управление проектом) признается демпинговым, если оно ниже цены, рассчитанной в соответствии с утвержденными госнормативами, более чем на 15%.

Также ценовое предложение (аккредитованной экспертной организации) на работы по комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства объектов признается демпинговым, если оно ниже стоимости, устанавливаемой в соответствии с правилами определения стоимости работ по проведению комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов, а также комплексной градостроительной экспертизы проектов градостроительного планирования территорий различного уровня.

В еще одном случае предложение на консультационные (консалтинговые) услуги признается демпинговым, если оно более чем на 70% ниже среднеарифметической цены всех представленных ценовых предложений, не превышающих сумму, предусмотренную для закупки, и (или) ниже выделенной суммы более чем на 50%.

Напомним, с начала этого года план закупок квазисектора согласуется с министерством финансов.

Майра Медеубаев

«У нашего бизнеса есть кризис идей»

В Палате предпринимателей ВКО рассказали, почему многие предприниматели пока сами не готовы заместить импорт.

10 Февраль 2020 08:21 2836

«У нашего бизнеса есть кризис идей»

Фото: Ольга Ушакова

Катастрофическая нехватка «простых вещей», неумение начинающих предпринимателей увидеть перспективный бизнес по импортозамещению, слабая подготовка документов со стороны малого и среднего бизнеса для участия в тендерах крупных предприятий заказчиков. Эти проблемы поддержки отечественных товаропроизводителей названы Палатой предпринимателей ВКО в числе ключевых.

На днях здесь провели диалоговую площадку крупного интегрированного производителя цветных металлов – ТОО «Казцинк» – с представителями местного бизнеса. Как отметил директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий, работа по импортозамещению находится в числе приоритетов его организации. В стартовавшую в прошлом году программу «Экономика простых вещей» по Восточному Казахстану входит 135 проектов, что вывело область на второе место по республике. Но, как заметил Игорь Шацкий, большую часть в них занимают проекты, связанные с крупным рогатым скотом.

Проекты с крупными предприятиями

«Простых вещей, которые мы хотели бы увидеть, там катастрофически не хватает. Хотя в прошлом году мы с «Казцинком» проводили большую презентацию, и они показали те позиции, по которым сегодня закупают импорт. Нам хотелось бы ориентировать наш бизнес, потому что в этой программе достаточно неплохие условия, а самое главное – мы на особый контроль берем вопросы сбыта, – добавил Игорь Шацкий. – Сейчас еженедельно на заседании правительства идет жесткий спрос с регионов по доле местного содержания. Это стало одним из критериев оценки работы».

По его данным, только ТОО «Казцинк» одних рукавиц ежегодно закупает на 240 млн тенге, и в основном это импорт, поскольку нет отечественных производителей. Хотя открытие цеха по пошиву рукавиц – дело несложное, считает г-н Шацкий. Его стоимость – 10,5 млн тенге, а срок окупаемости – два года и два месяца. Всего одно предприятие в Казахстане производит каски, и больше 90% всех касок закупается из-за рубежа.

«Саморезы, шурупы, гвозди – на самом деле станки для их производства несложные, стоимость небольшая, а все это опять-таки закупается в большом объеме. Также гофрированная труба, эмали. Это ниша для наших бизнесменов», – уверен Игорь Шацкий. – Вероятно, у нашего бизнеса есть кризис идей, или он ни во что не верит, поэтому боится какие-то серьезные проекты начинать».

Сейчас Палата предпринимателей ВКО начала сама разрабатывать бизнес-планы, бизнес-модели, команда ее специалистов изучает производства, где они были реализованы. Но самое главное – она готова предложить сотрудничество МСП с крупными предприятиями.

«Мы сегодня являемся оператором программы «Экономика простых вещей», программы по импортозамещению, в рамках которой мы выбрали товарные позиции в целом по республике, где высокая доля импорта, и опять же через повышенный спрос мы собираемся оказывать содействие сбыту. В прошлом году было несколько случаев привлечения к ответственности должностных лиц, которые допустили закуп импорта», – добавил г-н Шацкий.

По данным ТОО «Казцинк», в 2019 году закупки у казахстанских поставщиков составили свыше 340 млрд тенге, рост произошел на 23% в сравнении с 2018 годом. У импортных производителей – около 93 млрд тенге.

Специалист по развитию казахстанского содержания ТОО «Казцинк» Станислав Курносенко рассказал, что предприятие является участником проекта «Сделано вместе в Казахстане». Если казахстанский товар по качеству не хуже импортного, то в ТОО «Казцинк» предпочитают первый.

«Услуги и товары в рамках проекта стали востребованы не только ТОО «Казцинк», но и целым рядом компаний горно-металлургического сектора. Предприятия 14 областей республики стали участниками развития казахстанской составляющей «Сделано вместе в Казахстане». Ежегодно заключается 14 тыс. контрактов с казахстанскими предприятиями, – добавил он. – Закупают металлопрокат, резиновые изделия, огнеупорные материалы, топливо, реагенты, инертные материалы, буровой инструмент, запчасти. У зарубежных поставщиков приобретаются горно-шахтная техника, кокс, горно-обогатительное оборудование, огнеупоры. Эта продукция не производится на территории РК».

За последние пять лет партнерами «Казцинка», по данным г-на Курносенко, стали около 5 тыс. казахстанских компаний, задействовано 275 тыс. казахстанских кадров.

Входной билет на госзакупки

Он напомнил, что в прошлом году были приняты беспрецедентные меры в части изменения законодательства о госзакупках. В пилотном режиме установили приоритет для легкой мебельной промышленности в государственных закупках.

«Теперь госорганы, организации, например, не имеют права покупать импортную школьную форму, – продолжил Игорь Шацкий. – В ВКО по школьной форме был отличный проект в прошлом году, когда мы впервые разместили заказ на 500 млн тенге только среди наших пошивочных компаний. Но что мы здесь увидели на самом деле? У нас были факты, когда организации по пошиву школьной формы, выполняя заказ, на самом деле не всю школьную форму шили сами, а часть покупали в Турции. Мы сегодня готовы переориентировать госзакупки на отечественного производителя, но не всегда готов сам отечественный производитель».

По данным Игоря Шацкого, сейчас ПП ВКО прорабатывает вопрос, чтобы швейные предприятия области смогли получать среднесрочный заказ на два-три года. Это даст им возможность наращивать объемы производства, повышать качество своей продукции через модернизацию оборудования и персонала.

«Кроме того, в этом году нашими акцентами в госзакупках будут пищевая, мебельная, легкая промышленность. В этих направлениях мы планируем увеличить закупки почти до 100% за счет государственного заказа. Кроме того, к этим приоритетам отнесут продукцию химической промышленности, машиностроения, что особенно актуально для нашей области», – добавил Игорь Шацкий.

По его словам, если раньше отечественный поставщик был вынужден проситься на субподряд в рамках госзакупок, то теперь ситуация такова, что госзакупки могут проводиться только у тех организаций, которые имеют индустриальный сертификат СТ KZ. Эти сертификаты могут получить исключительно отечественные производители, тем самым приняты колоссальные меры по защите отечественного рынка от импорта.

«В настоящее время многие закупки тянутся, так как не все еще наши производители получили сертификаты. Легкая промышленность не сегодня-завтра получит индустриальный сертификат. Мы сейчас проводим мероприятия по ускоренному обеспечению наших производителей этими сертификатами, как входными билетами на госзакупки», – заметил г-н Шацкий.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: