Подробности по делу рассказала корреспонденту inbusiness.kz Гульнар Куанбаева.
По ее словам, мужа несколько человек "обрабатывали" с 2018 года: назначали встречи, разговаривали по телефону, показывали себя как успешные предприниматели, убеждали в искренности своих действий. Обещали купить маральник, расположенный в селе Путинцево Малеевского округа района Алтай ВКО, за 80 млн тенге.
Интересная схема
"Абубакаров и Киселенко говорили, что хотят получить кредит в банке на свое ТОО, что идет рассмотрение заявки. Что вот-вот они получат деньги и рассчитаются. Что целью получения кредита являются не только покупка маральника, но и приобретение колбасного цеха в городе Алтай, также покупка 1000 голов племенных яков и крестьянского хозяйства в селе Средигорное. Они настолько вошли в доверие таким образом, что мой супруг, который к тому времени был в послеинсультном состоянии, доверившись им, подписал договор купли-продажи. Но деньги мы так и не получили. Позже выяснилось, что ТОО DRIADA (покупатель) они создали за месяц до сделки. Естественно, никаких кредитных заявок товарищество с ноября 2018 года по сентябрь 2019 года подавать не могло, так как ТОО к тому времени вообще не существовало", – рассказывает 62-летняя женщина.
Договор купли-продажи имущественного комплекса был подписан в октябре 2019 года между Кайратом Куанбаевым и ТОО DRIADA. Позже мараловодческое хозяйство было переоформлено на одно из местных крестьянских хозяйств, руководство которого также фигурирует в деле. Всего потерпевшие называют имена 8 человек и заверяют, что денег не получали. Другая сторона – что деньги были выплачены.
По данным из открытых источников удалось узнать, чтоТОО DRIADA создано в сентябре 2019 года. За месяц до того, как был подписан договор купли-продажи. Вид деятельности – разведение крупного рогатого скота молочного направления. Юридический адрес: ВКО, район Алтай. Числится как малое предприятие. Руководителем является Татьяна Александровна Полей. На сегодня бездействующим предприятием не числится.
Дойдет ли дело до суда?
Первое заявление потерпевшие написали в октябре 2020 года в отдел полиции района Алтай о привлечении к уголовной ответственности лиц, которые незаконно приобрели имущественный комплекс по разведению маралов, а также похитили четыре трактора и три недостроенных дома. Дело было заведено по статье 188 УК РК (кража, то есть тайное хищение чужого имущества). В июле 2021 года уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. Чуть ранее, в мае 2021 года, Кайрат Куанбаев вновь подал заявление, но уже в департамент полиции ВКО. О привлечении к уголовной ответственности лиц, которые обманным путем похитили имущественный комплекс по разведению маралов. По данному факту было начато другое досудебное расследование, уже по факту мошенничества (ст. 190, п. 2 УК РК). Но 21 июня 2022 года дело было прекращено, также с мотивировкой за отсутствием состава преступления.
В начале июля 2022 года прокуратура Восточно-Казахстанской области удовлетворила жалобу пенсионеров, постановление о прекращении дела по мошенничеству было отменено. Изучив материалы дела, в надзорном ведомстве пришли к выводу, что органом следствия не обеспечена полнота расследования и не исследованы все обстоятельства дела, то есть не учтены все доводы потерпевших.
"Таким образом, доводы Куанбаева К. С. и его адвоката Бежекенова А. Б. нашли свое подтверждение, в связи с чем прокуратурой области постановление о прекращении отменено, материалы уголовного дела направлены в СУ ДП ВКО для производства дополнительного расследования", – следует из постановления, подписанного заместителем прокурора области Едилом Джубановым.
7 июля дело принято в производство и следственным управлением департамента полиции ВКО начато досудебное расследование. В итоге оба дела были соединены в одно производство. В деле фигурируют имена и фамилии семерых человек.
"Но почему-то процессуальное решение до сих пор не принято, нас это беспокоит. Мы стали жертвами организованной преступной группы, которая обманным путем похитила наше имущество. Обманувшие нас люди – ранее судимые за аналогичные дела, за мошенничество и вымогательство. Все, что с нами произошло, еще больше подкосило наше здоровье. Мой муж за два года перенес четыре операции на сердце. Надеемся, что, наконец, дождемся справедливого расследования дела. И дело, наконец, дойдет до суда", – добавила Гульнар Куанбаева.
Хороший бизнес
Восточный Казахстан – единственный регион страны с промышленным мараловодством. Порядка семи тысяч голов маралов выращивается в двух десятках крестьянских хозяйств, семь хозяйств относятся к племенным. Живая масса взрослых самцов составляет от 200 до 400 килограмм, самок – от 150 до 250 кг. Элитные рогачи при весе в 350-380 кг дают панты весом более 15 кг. Разведение маралов, если бизнес, как говорится, поставлен, то прибыльный бизнес. И почти безотходное производство. Применение находится всему. Например, кровь идет на изготовление лекарств (пантогематогена), основной продукцией мараловодства, конечно, являются панты, которые весят от 3 до 20 и более килограмм.
На satu.kz, 85-граммовая банка сухой крови марала стоит 26 960 тенге, панты алтайского марала в капсулах общим весом 25 грамм – 15 670 тенге, 60 капсул пантогематогена – 12 200 тенге, 100 мл пантокрина – 9395 тенге, 500 мл жидкого пантогематогена – 9600 тенге и так далее.
Мясо марала также обладает лечебными свойствами и вполне пригодно к употреблению, из шкур делают одежду и обувь.
Жанар Асылханова