Закрепить и развить защитные механизмы, заложенные в сентябрьском указании генерального прокурора РК Берика Асылова всем правоохранителям и специальным органам, предложил уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустем Журсунов. По его мнению, необходимо создать рабочую группу для выработки соответствующих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, и он даже готов со своей стороны внести конкретные предложения, передает inbusiness.kz.
Тенденция к ежегодному росту
Бизнес-омбудсмен РК отметил, что в анализе вовлеченности бизнеса в орбиту уголовного преследования упор делался по 34 составам, которые изложены в главе № 8 УК РК. С 2015 по 2020 год в шесть раз сократилась регистрация уголовных дел в сфере экономики. Вместе с тем, по словам Рустема Журсунова, в Уголовном кодексе РК есть еще 84 статьи, которые не в меньшей степени задевают предпринимателей.
"У нас есть 118 статей УК РК по бизнесу. К ним можно отнести злоупотребление полномочиями в коммерческих организациях, недоброкачественное строительство, присвоение чужого имущества. По этим статьям идет тенденция ежегодного роста уголовных дел, количества осужденных. В 2020 году по ним зафиксировано 51,3 тыс. преступлений, 3,9 тыс осужденных. В 2021 году стало уже 58,5 тыс. преступлений и 5,1 тыс. осужденных. Рост составил 14% и 30% соответственно. Эти цифры не могут не вызывать беспокойства. Они говорят об усилении давления на бизнес со стороны органов уголовного преследования", –высказался Рустем Журсунов на встрече прокуроров с бизнес-сообществом.
При этом наиболее распространены дела по мошенничеству, присвоению имущества. Они составляют 84% от всех уголовных дел, которые были зарегистрированы в 2021 году. По мнению Рустема Журсунова, сложно разграничить "где реальные мошенники, а где просто высокие предпринимательские риски". Но он уверен, что никто не может назвать точное число предпринимателей, которые вовлечены в уголовный процесс. При этом, по данным Генеральной прокуратуры РК за 2016 год, 40% от компаний, которые попали под уголовное преследование, просто не выжили.
Несовершенство статистики касается и административных дел, уверен бизнес-омбудсмен. За последние 7 лет отмечается двукратный рост административных дел в отношении юрлиц и ИП. 253 тыс. таких дел было в 2015 году, в 2020 году – 628 тыс. дел. По статистике, каждый второй предприниматель совершил административное правонарушение, но, как выяснилось, половина таких дел связана с нарушениями ПДД.
"Нам необходимо четко определить, сколько предпринимателей привлекают к ответственности, – заявил Рустем Журсунов. – Зачем нам это нужно? К примеру, за непредоставление налоговой отчетности тоже предусмотрен адмштраф. Это наказание носит массовый характер. В 2020 году было 110 тыс. дел такой категории. Считаю, что необходимо автоматизировать рассылку уведомлений по налоговой отчетности, чтобы предупредить такие правонарушения, развивать правовую культуру граждан".
Сейчас Генеральная прокуратура совместно с комитетом правовой статистики ведет активную работу по выделению предпринимателей в отдельную категорию учета как по уголовным, так и по административным делам.
"Замели" без разбора
Второй проблемой, по мнению Рустема Журсунова, является повальное вовлечение бизнеса в уголовный процесс. В 2021 году соотношение инициированных уголовных дел и осужденных лиц составило 11 к одному. Как минимум 10 из 11 человек, вовлеченных в уголовный процесс, необоснованно находились под прессингом, убежден спикер. Поэтому указание генерального прокурора для правоохранителей и специальных органов о том, что уголовные дела в отношении бизнеса можно возбуждать лишь при выполнении определенных условий, Рустем Журсунов только приветствует, но считает необходимым создать рабочую группу для обсуждений соответствующих поправок.
У бизнес-омбудсмена вызывает тревогу применение положений по организованной преступности и коммерческим организациям. Он привел пример: любая компания не может обойтись без руководителя и бухгалтера, штата других сотрудников, поэтому при неверном и тенденциозном толковании признаки компании можно легко толковать как элементы преступной организации. Это, по его мнению, становится удобным механизмом давления: предпринимателя сразу можно перевести на более тяжкое обвинение, заключить под стражу, давить психологически, полностью исключить применение залога.
"По данным судебных органов, 97% санкций – это содержание под стражей. Домашний арест – 2%. Из них только в 0,3% от всех санкций применяют электронные средства слежения. Зачем повально содержать людей под стражей? Между коммерческой компанией и преступной группой не должно быть знака равенства", – добавил бизнес-омбудсмен.
Наказание финансами
Он считает, что реальный тюремный срок для виновного в преступлении бизнесмена можно заменять высокими штрафами. По словам Рустема Журсунова, предприниматели в регионах недоумевают, почему в Казахстане коррупционеров штрафуют и отпускают, а предпринимателей сажают. Он предлагает развивать финансовые меры ответственности для бизнеса, но такая схема не должна распространяться на рецидивистов. Это особенно важно по тем санкциям, где отсутствует альтернатива лишению свободы.
Еще одной серьезной проблемой он считает кабальные условия договора со стороны квазигосударственных компаний с частным бизнесом. Заказчик может отказаться от договора в одностороннем порядке, ссылаясь на его дальнейшую нецелесообразность, хотя поставщики вложили средства, взяли кредит и понесли расходы. А вот если поставщик откажется от договора, то ему грозят штраф, возмещение убытков, репутационные потери и будущие проблемы в закупках. И это стало серьезными административными барьерами, которые несут коррупционные риски. По информации Рустема Журсунова, 7 тыс. квазигоскомпаний в Казахстане формируют больше 50% ВВП страны, и частный сектор вынужден подстраиваться под их требования.
"Сейчас в регионах идет активная работа по анализу проблем бизнеса с органами прокуратуры, и предлагаю включить эти вопросы в дорожную карту", – говорит Рустем Журсунов.
По его мнению, также в стране необходимо расширять компетенцию арбитража в решении хозяйственных споров, поскольку сейчас их рассматривают суды общей юрисдикциии частный сектор находится заранее в проигрышном состоянии по отношению к квазигоссектору. Одно из препятствий в расширении арбитража – необходимость получения субъектами квазигоссектора согласия на заключение договоров от отраслевых госорганов.
"В сфере госзакупок действует около 1,5 млн договоров. Это нужно столько согласований получить? Не проще ли один раз согласовать и утвердить перечень проверенных арбитражей? Давайте договоримся, кому мы можем доверять. Предлагаю закрепить за советами директоров нацхолдингов утвержденные списки аккредитованных арбитражей. А министерству юстиции необходимо усилить требования к арбитражам и саму систему их отчетности", – резюмировал Рустем Журсунов.
Заместитель генерального прокурора РК Жандос Умиралиев отметил, что для защиты бизнеса в Казахстане уже приняли много мер – изменили сам закон, провели гуманизацию 32 составов, смягчили уголовное наказание по 28 статьям, запретили по 29 составам применение ареста к бизнесу, а также предусмотрели прекращение уголовного преследования при полном возмещении ущерба по 10 составам УК РК. Сегодня работает трехзвенная модель уголовного процесса. проверки бизнеса в 9 раз, а требования в проверочных листах наполовину.
"Сегодня Генеральная прокуратура работает в трех направлениях. Наши задачи: усилить заслон незаконному уголовному воздействию, снизить давление со стороны госорганов и монополий от незаконного вмешательства. автоматизировать систему оценки незаконного вмешательства в бизнес. Правоохранительным органам нужно направить усилия на борьбу с реальным сектором теневой экономики", – отметил Жандос Умиралиев.
Борьба с олигополиями и недобросовестным бизнесом
Генеральный прокурор Берик Асылов при этом заметил, что "взаимодействие бизнеса и государства – дорога с двухсторонним движением". По его словам, оказывая поддержку бизнесу, государство рассчитывает на его отдачу в плане четкого выполнения законов.
"Но мы продолжаем фиксировать факты незаконного обналичивания средств, ухода от налогов, утечки капитала, нарушений в долевом строительстве, – привел он примеры. – Грубо нарушаются трудовые права граждан. Отдельного внимания требует концентрация самых прибыльных секторов в руках олигополий. По поручению президента создана межведомственная комиссия под моим руководством, проводится большая работа по демонополизации экономики, возврату незаконно выведенных активов. Наша цель – устранить неравные условия для нормальной конкуренции".
При этом, по словам Берика Асылова, важно исключить создание других монополий и ограничения конкуренции.