У женщин есть все необходимые качества прирожденных лидеров, вместе с тем, по статистике, в современном мире на руководящих должностях по-прежнему засилье мужчин. Женское присутствие во всех сферах деятельности и власти в Казахстане имеется. Другой вопрос, насколько оно велико. Итоги этой работы и мнение экспертов выслушал inbusiness.kz.
Нынешний слабый пол таковым себя не считает и, имея здоровые амбиции, хотел бы чувствовать себя на равных с коллегами-мужчинами, например, в совете директоров компаний. Именно эта тема "Ценность разнообразия: женщины в советах директоров Казахстана" и стала предметом обсуждения на основании исследований, проведенных Международной финансовой корпорацией (IFC) и Центром исследований прикладной экономики (AERC).
Женское присутствие влияет на активы
Для начала цифры: в более половины опрошенных казахстанских компаний, а это более 500, женщины входят в совет директоров, но составляют лишь 17% от всех членов советов директоров.
Согласно исследованиям, в большинстве случаев наблюдается прочная положительная корреляция между гендерным разнообразием советов директоров и финансовыми показателями, измеряемыми рентабельностью активов и собственного капитала. На эти показатели положительно влияет наличие женщин в составе совета директоров, если их более 30%. Большинство респондентов считают, что присутствие женщин в советах директоров компаний имело ряд положительных последствий. К ним относятся развитие человеческого капитала, улучшение репутации компании, гигиены и безопасности труда, процессов управления рисками, практики корпоративного управления и многое другое. Женщины на руководящих должностях также положительно влияют на финансовые показатели компаний, так что хочешь роста – приглашай слабый пол.
Кесарю – кесарево?
Как известно, мир держится на женской энергетике. Впрочем, не стоит сильно обольщаться, что мужчины им отдадут этот мир. Как отметила исполнительный директор ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY, куратор Женского энергетического клуба при ассоциации Ляззат Ахмурзина, как правило, в компаниях женщины могут занимать ключевые позиции, когда дело касается финансов, HR, но когда речь заходит о производстве, то это скорее табу – вход только для мужчин.
"Мы проводили опрос и выяснили, что женщины тратят больше времени, чтобы продемонстрировать руководству свои навыки и умения в той или иной сфере, чем это требуется их коллегам-мужчинам", – уточнила исполнительный директор.
Эти слова подтвердила и социолог исследования Ботагоз Туреханова, компании с наиболее гендерным разнообразием представлены в таких отраслях, как искусство, развлечение и отдых (36% всех мест в советах директоров); здравоохранение и социальное обслуживание населения (35% всех мест в советах директоров); образование (29% всех мест советов директоров). В финансовой и страховой деятельности наблюдается наибольшее общее количество женщин – членов совета директоров (116), что подтверждает факт наличия в этих компаниях более многочисленного состава совета директоров. Наименее представлены женщины в следующих отраслях: сельское, лесное и рыбное хозяйства (12% всех мест в советах директоров); горнодобывающая промышленность (11% всех мест в советах директоров); электроэнергия, газ, пар и воздушное кондиционирование (10% всех мест в советах директоров). Этому есть и простое объяснение: старшее поколение зачастую при выборе профессии не советуют молодым девушкам выбирать мужские профессии. Вот и получают дипломы не тех профессий, которые бы им хотелось. Так что амбициозным женщинам приходится больше учиться, чтобы достигнуть поставленных задач.
Преодолевая препятствия
На вопрос о трудностях продвижения женщин на руководящие должности мнения респондентов опроса (женщин с большим опытом работы и бывших членов совета директоров) разделились. 40% респонденток считают, что женщинам труднее, чем мужчинам, достигать высших руководящих должностей в исполнительных органах компаний. Одновременно с этим 44% респонденток не считают, что у женщин больше препятствий, чем у мужчин. Прозвучали также отдельные мнения, что "вопрос не в сложности, скорее всего, женщины сами не ставят перед собой такие цели"; "все зависит в большей мере от компетенций и знаний"; "зависит от компетенций, прозрачности и профессионализма". Что касается процесса вхождения женщин в состав советов директоров, то чаще всего респондентки считали, что сложностей нет (60%). По мнению экспертов, на сегодня присутствие женщин в советах директоров и на руководящих позициях – это пока результат целеустремленности, личных карьерных устремлений женщин.
Впрочем, ни для кого не секрет, что, прежде чем продвинуть коллегу по карьерной лестнице, работодатель или акционер обычно уточняет ее планы в отношении деторождения. По мнению большинства экспертов, исторически сложившаяся система семейных ценностей в казахстанском обществе, когда за женщиной закрепляется большая ответственность за семью и детей, в значительной мере влияет на карьерные устремления женщин, сдерживая их. И, когда в семье встает вопрос выбора приоритета между работой мужа и жены, последняя чаще отказывается от своих амбиций в пользу карьерных устремлений мужа. Хотя не известно, кто из них достигнет больших высот. Некоторые эксперты полагают, что для нового поколения женщин-управленцев характерным становится предпочтение карьерных устремлений в ущерб созданию семьи.
Стереотипы все еще сильны
Несмотря на то, что женщины давно показали, на что они способны, исследования свидетельствуют, что в казахстанском обществе достаточно сильны дискриминационные стереотипы в отношении их роли на профессиональном поле. Так, 44% опрошенных казахстанцев считали, что мужчины лучше управляют бизнесом, чем женщины. Это мнение распространено среди большинства мужчин и у 40% опрошенных женщин. Респонденты, относившие себя к элите общества, более старшему поколению и проживающие в регионах за пределами крупных городов, придерживались такого же мнения. Несмотря на то, что прослеживается положительная динамика в изменениях взглядов общества, она остается незначительной. Эксперты глубинного интервью считают, что ситуация улучшится, когда произойдет смена поколений в руководстве, поскольку молодые с большей долей вероятности будут придерживаться гендерного равенства.
Итог
Но все течет и меняется. Если еще недавнего организации при наборе кадров на серьезные позиции делали ставку на мужчин, сегодня ситуация меняется. Сегодня компании ищут амбициозных сотрудниц, которые хотят развиваться и подниматься по карьерной лестнице. Политики утверждают, что у женщин равные права и возможностями наряду с мужчинами. Правда, цифры, а они вещь упрямая, говорят о другом. 63,3% женщин составляют рабочую силу Казахстана, а вот разница в заработной плате составляет 32,2%. Почти 60% компаний не заинтересованы в поддержке гендерного разнообразия. Так что женщинам еще долго придется доказывать, что они не хуже.
Марина Попова