Институт экономики и политики провел круглый стол на тему "Перспективы интеграции стран Центральной Азии в новую эпоху". Он был посвящен итогам IV Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, прошедшей 21 июля 2022 года в Чолпон-Ате. В ходе встречи три из пяти государств подписали ряд документов, включая Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке. Сегодня ведущие казахстанские эксперты и специалисты из стран ЦА во время круглого стола обсудили, как странам Центральной Азии реагировать на текущие мировые и региональные вызовы, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Открывая мероприятие, директор ИМЭП Ержан Салтыбаев отметил, что в настоящее время вокруг Центральной Азии происходят серьезные процессы геополитической трансформации. Это и конфликт в Украине, международные санкции, непрекращающаяся пандемия, активизация радикальных группировок в Афганистане, напряженные отношения между США и Китаем, приближающаяся глобальная рецессия. Все это создает вызовы, которые требуют скоординированной реакции от всех государств регионов.
"Кроме того, немало и внутренних вызовов. Это вопросы границ между некоторыми государствами ЦА, риски внутриполитической дестабилизации, в том числе январские события в Казахстане и июльские в Каракалпакстане, а также кризис мировой безопасности, ухудшение ситуации в Афганистане, приближающаяся рецессия в мировой экономике и проблема водных ресурсов, продолжающееся сокращение объема ледников в ЦА. Как следствие – обмеление рек грозит вызвать серьезный гуманитарный кризис", – сказал Ержан Салтыбаев.
По его словам, основными драйверами в регионе сегодня являются Казахстан и Узбекистан. Страны обладают достаточным экономическим потенциалом, собственными стратегиями видения и развития региона в целом.
Центральная Азия в новых геополитических реалиях
Первая сессия экспертов была посвящена обсуждению вопроса позиционирования Центральной Азии в новых геополитических реалиях.
Политолог, профессор Казахстанско-немецкого университета Рустем Бурнашев считает, в Центральной Азии доминирует наивно-романтическое понимание региона. По его словам, наиболее эффективные попытки сотрудничества в Центральной Азии выстраиваются в момент реагирования на кризис.
"Ключевая проблема состоит в том, что у нас проявляется некая неготовность к конструированию региона. По сути, это и есть ключевой вопрос ответа на вызовы. И если мы посмотрим историю, то увидим, что наиболее эффективные попытки сотрудничества в ЦА выстраиваются в момент реагирования на кризис, когда государства, заинтересованные в этом реагировании, начинают объединяться. Например, в начале 1993 года – как реакция на однозначно несправедливый новый союзный договор. Мне кажется, сейчас у нас появляется возможность реагирования на тот вызов, который у нас возникает. Первый и ключевой вопрос, который тут должен стоять: зачем мы объединяемся? Тогда у нас будет выстраиваться какой-то формат", – объяснил Рустем Бурнашев.
Он также отметил, что сохранение "многовекторности" стран ЦА в условиях изменяющихся геополитических тенденций может быть одним из ключевых факторов, который должен лежать в основе регионального сотрудничества.
"Мы видим, как нас активно подталкивают в нынешнем конфликте вокруг Украины, что мы должны занять какую-то позицию. И противостоять ему, с моей точки зрения, мы можем в определенной региональной конфигурации. Именно она позволит нам получить и необходимый людской потенциал, и качество человеческого капитала, и рынок, который станет значимым для наших внешних партнеров", – считает эксперт.
Что касается вопросов внутренней безопасности региона, то Рустам Бурнашев считает, что понимание безопасности должно стать системой управления рисками и вызовами.
"Тут важно поменять собственный подход к безопасности. Если традиционно мы реагируем на какой-то вызов, который позволяет нам менять правила игры, отказываться от нормативных соглашений, то сейчас понимание безопасности должно быть как система управления рисками", – уточнил он.
Перспективы экономической интеграции в регионе
Руководитель общественного фонда "Мир Евразии" политолог Эдуард Полетаев считает, что значение, выживаемость, жизнеспособность и перспективы стран Центральной Азии довольно долго были недооценены. На фоне геополитической турбулентности эти перспективы значительно улучшаются. Но есть ли основания полагать, что ситуация будет кардинально меняться и Центральная Азия станет мощным геополитическим партнером в ближайшее время?
"Я бы сказал, что здесь сложная ситуация. Во-первых, большое количество мероприятий и политических заявлений, связанных с ЦА и ее перспективами, отнюдь не всегда говорит о том, что наш регион стал серьезным игроком на мировой геополитической арене. По сути дела, сейчас идет вторая попытка региональной интеграции. Она демонстрирует некое геополитическое одиночество наших стран в условиях национального эгоизма и повышенной конфликтогенности в евразийском пространстве. Необходимо как-то скооперироваться, поскольку у нас есть определенная основа, в первую очередь географическая, во вторую – вызванная вопросами безопасности", – пояснил политолог.
По его мнению, "Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке" – это все-таки декларация о намерениях.
Напомнил Эдуард Полетаев и о ситуации вокруг Афганистана, который долгое время был главной точкой пересечения интересов центральноазиатских государств и нерегиональных игроков, в первую очередь США, и выразил неуверенность в том, что Америка будет заинтересована в масштабном присутствии Центральной Азии.
"Учитывая высокий уровень конфликтогенности на границе Восточной Европы и бывшего СССР, я думаю, что и для Европейского союза этот регион станет не самым большим с точки зрения влияния", – сказал он.
Политолог отметил, что на фоне межгосударственной конкуренции Казахстан может стремиться к статусу лидирующего государства Центральной Азии.
"Резюмируя, скажу, что менее 1% объемов глобальной торговли приходится на ЦА. Экономические взаимоотношения Казахстана и Узбекистана, учитывая значительный товарооборот, в центральноазиатском экономическом сотрудничестве будут играть наиболее серьезную роль (…). В целом мне кажется, что демографическая перспектива и рост рынка ЦА дадут определенный потенциал для инвестиционной привлекательности", – добавил Эдуард Полетаев.
Центральная Азия: кусок угля с плохими связями или алмаз?
Мнением о перспективах экономической интеграции в регионе ЦА поделился и финансовый аналитик, директор общественного фонда Financial Freedom Расул Рысмамбетов.
"Для меня Центральная Азия была "куском угля с плохими связями", который крошится в руках. Этот уголь может превратиться в алмаз, если мы сможем наладить внутреннюю структуру – логистику, финансы, решим вопросы воды. Плодотворным может оказаться сотрудничество региона с другими странами в формате С5+1, где "1" – это Россия, США, КНР, Европа, Арабский Восток, Турция", – сказал финансист.
Затронул Расул Рысмамбетов и крайне важный вопрос для стран ЦА и в частности для Казахстана: насыщение внутреннего рынка продуктами питания.
"Для нас происходящие сегодня события на мировом рынке – это прекрасная возможность абсолютно изолироваться. Как можно меньше продавать за пределы региона, как можно больше потреблять самим. Например, зерно мы сами все съедим, даже для Афганистана не останется. Мясо мы можем делать все свое. Я сторонник любых законных инструментов, картельных соглашений, недопуска чужого. Полностью закрытая система", – предложил он.
Также эксперт считает, что, несмотря на все трагические последствия, ковид, разрушение старых советских логистических цепочек дает шанс выстраивать и использовать новые.
"Внутри региона мы всегда думали рамками транзита: купили – продали третьим лицам. А на самом деле нам нужно думать в рамках "крепости". Создание внутреннего регионального рынка – это первый шаг. В качестве второго и третьего я предлагаю учреждение регионального банка развития по типу БРК и наднациональной валюты. И я против слова "интеграция", она нервирует президента. Всегда возникает вопрос, кто лучше? Нет. Только сотрудничество", – резюмировал он.
Мария Галушко