/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 434,31 Brent 36,55
Как строили два водопровода в Павлодарской области

Как строили два водопровода в Павлодарской области

В Павлодарской области к водопроводу, который строят почти 10 лет, в этом году подключат абонентов.

08:27 18 Август 2019 9613

Как строили два водопровода в Павлодарской области

Автор:

Руслан Логинов

Прокладку Майского группового водопровода начали еще в 2010 году. Тогда в рамках программы «Ак Булак» в Павлодарской области работу начали сразу над двумя групповыми водопроводами – Майским и Беловодским (расположенным в Иртышском районе). На оба проекта было выделено 10,5 млрд тенге, закончить обещали к 2015 году. Дальше судьба обоих проектов складывалась почти одинаково: заморозка, суды, перенос сроков.

Работы по Майскому групповому водопроводу остановили в 2012 году. Проект несколько раз корректировали, а чиновники вели судебные разбирательства с подрядчиками.

Между тем в Майском районе центральный водопровод уже существовал. Однако в 1990-е годы, после распада Советского Союза, когда большинство объектов инфраструктуры пришли в упадок, подобная участь постигла и водопровод в Майском районе. Сети пришли в негодность, и их нужно было прокладывать по новой. В конечном счете работы возобновили только в прошлом году.

Теперь до конца 2019 года к Майскому групповому водопроводу обещают подключить более двух тысяч абонентов. Наибольшее количество дворов и объектов приходится на райцентр Коктобе – 524.

Еще одно потенциальное сходство двух водопроводов – высокий тариф на воду для сельчан. В Иртышском районе, где Беловодский групповой водопровод закончили на несколько лет раньше, сложилась такая ситуация, что из-за больших издержек стоимость воды оказалась в несколько раз выше, чем в городе.

Сейчас руководство Павлодарской области обеспокоено повторением похожего сценария и здесь. Во избежание этого рассматриваются различные варианты. Один из них – подключить к Майскому групповому водопроводу несколько новых сел, расположенных в других районах. Так, в этом году проекты по строительству водопроводов подготовили в трех деревнях сельской зоны Аксу, которые граничат с Майским районом: Курколь, Енбек и имени Мамайыта Омарова. В совокупности здесь проживают порядка четырех тысяч человек. Такое количество новых абонентов могло бы заметно снизить для всех общую стоимость воды.

«Если в каждом селе бурить скважины, устанавливать насосные станции и прочую инфраструктуру, это обойдется бюджету примерно в один миллиард тенге. Но если мы проведем к этим селам трубу от Майского группового водопровода, выйдет намного дешевле. В этом случае дебет воды гарантирован, есть специалисты, которые будут обслуживать сети, а тариф для потребителей будет ниже. Нужно изучить этот вариант, причем в кратчайшие сроки», – заявил аким Павлодарской области Булат Бакауов.

Руслан Логинов

Бизнесу на газификации столицы светят субсидии

Проект ПРООН в Казахстане предполагает 40%-ное возмещение затрат бизнесу, который будет участвовать в газификации г. Нур-Султана.

30 Июль 2020 08:02 1428

Бизнесу на газификации столицы светят субсидии

Фото: astana.gov.kz

Частные компании с опытом в газификации могут получить финансовую поддержку от ПРООН в виде 40%-ной субсидии инвестиционных затрат на проведение работ по газификации жилых домов. Об этом стало известно в среду, 29 июля, в ходе онлайн-обсуждения, организованного Программой развития ООН в Казахстане.

По данным координатора проектов по энергоэффективности Александра Белого, в рамках проекта ПРООН, Глобального экологического фонда и казахстанского правительства планируется реализация пилотной инициативы по газификации 100 жилых домов в двух пилотных участках в жилых массивах Коктал-1 и Железнодорожном. По его словам, акиматом проведена работа по прокладке межквартальных сетей, в настоящее время все готово для подключения домохозяйств к газу.

«Мы ищем компании, которые предложат свой проект, определят 100 домохозяйств и подадут нам заявку на возмещение 40%-ной субсидии. К примеру, если стоимость работ составит 100 млн тенге, компенсируем 40% от суммы согласно нашим правилам. По завершении «пилота» мы планируем предложить акимату апробированную модель финансовой и технической поддержки газификации районов частной жилой застройки по ускоренному переводу домохозяйств на природный газ», – отметил спикер.

Он также подчеркнул, что компании, положительно себя зарекомендовавшие, имеют возможность получить большой фронт работы. Как известно, газификация столицы запланирована в несколько этапов.

Эксперт ПРООН Биржан Евниев рассказал о двух направлениях, в рамках которых бизнесу оказывается поддержка. Первая мера, которая практикуется с 2017 года, – это субсидирование банковской ставки в размере 10%, срок субсидирования – три года с возможностью пролонгации до шести лет, также есть условия рефинансирования. Бизнес должен быть представленным на рынке не менее двух лет по реализации направлений по энергосбережению.

Вторая мера касается презентованного пилотного проекта по газификации столицы.

«Если говорить о газификации, здесь мы хотим применить наш второй инструмент, который заключается в 40%-ном снижении основного долга по кредиту, который будет получен на реализацию такого проекта. Согласно нашим условиям ставка банка не должна превышать 19%, сумма кредита на один проект не должна превышать 350 млн тенге для БВУ, если кредит МФО, то лимит не должен превышать 8 тыс. МРП в соответствии с законодательством. Собственное участие бизнеса мы не требуем, он может быть на 100% реализован за счет заемного финансирования, сроки субсидирования – списания 40% части основного долга – производятся разовым платежом по мере ввода объекта в эксплуатацию», – рассказал эксперт.

В качестве успешного примера он привел реализованный проект в Кызылординской области, в селе Шиели, где предприниматель заключил договор с акиматом по газификации школ, переводу дизельных и угольных котельных школ на газовое отопление. Для реализации проекта бизнесмен получил банковское финансирование в размере 130 млн тенге, реализовал проект и на сегодняшний день получает субсидии в размере 40% от затраченных средств.

Напомним, в планах акимата уже в следующем отопительном сезоне отапливать газом ТЭЦ-1, 2, жилые массивы Коктал-1, 2, Агрогородок, Промышленный, Железнодорожный, Юго-Восток. Вторым этапом газ проведут в жилые массивы Мичурино, Интернациональный, Куйгенжар (1-2 ПК), Тельман (3 ПК), Пригородный, Garden Village и Family Village (4 ПК). Третьей очередью будут газифицированы жилые массивы Ильинка (1-2 ПК), Шубар (3 ПК), Ондирис (4 ПК). Срок реализации – 2020-2023 г. По словам разработчиков проекта, газораспределительные сети будут проведены по уличной сети вплоть до забора, от забора непосредственно в дома подключать газ будут сами жители частного сектора. Акиматом для жителей на бесплатной основе предусмотрены счетчики.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Кто построит мост через Бухтарминское водохранилище в ВКО

Заявки на конкурс по строительству долгожданного для жителей Курчумского района мостового перехода подали две казахстанские компании.

23 Июль 2020 14:33 18333

Кто построит мост через Бухтарминское водохранилище в ВКО

Фото: kolesa.kz

Стоимость проекта строительства через Бухтарму, завершить которое предполагается за три года, более 26,2 млрд тенге. Запланированная сумма на первый год – 442 млн тенге, на второй год – свыше 7,6 млрд тенге, на третий год – более 18,1 млрд тенге. Заключение государственной экспертизы на объект получено еще в 2017 году.

Это будет самый длинный мост в ВКО, протяженностью 1300 метров, шириной 13 метров и подъездными путями. Реализация проекта, как обещают власти, обеспечит круглогодичное бесперебойное движение транспортных средств между Жарминским, Катон-Карагайским, Курчумским, Кокпектинским, Зайсанским и Зыряновским районами области, возможность безопасной и бесперебойной переправы через Бухтарминское водохранилище в любое время года взамен паромной переправы.

Прием заявок по лоту начался 2 июля и завершился 17 июля нынешнего года. Заказчик – государственное учреждение «Управление пассажирского траспорта и автомобильных дорог ВКО».

На сайте goszakup.gov.kz пока сведений о победителях нет. Известно только, что заявки, которые находятся на стадии рассмотрения, подали столичное ТОО «Казахдорстрой» и алматинское ТОО Bazis Construction. К слову, в ходе обсуждения положений документации руководство ТОО «Казахдорстрой» интересовалось, возможно ли в случае выигрыша провести корректировку сметной части и актуализировать прайсовую стоимость импортного оборудования согласно нынешнему курсу иностранной валюты. Заказчик отметил, что вопрос «по корректировке проектно-сметной документации будет рассмотрен в соответствии с порядком и на условиях, определенных действующим законодательством Республики Казахстан».

Немного о компаниях

Компания «Казахдорстрой» входит в холдинг BI Group. Вид деятельности – строительство автомобильных дорог и автомагистралей. ТОО создано в июле 2005 года. Дата последней регистрации – декабрь 2016 года. Руководитель компании – Рустамбек Касымов. Учредители – Нурбек Нурманов, Ален Ужиржанов и Аяз Баймулдинов.

В этом году компания выиграла тендеры на ремонт дорог Шымкента, Караганды, Нур-Султана, Актобе, Жамбылской, Костанайской областей. Всего на сумму порядка 60 млрд тенге.

ТОО Bazis Construction находится в Алматы. Вид деятельности – строительство жилых зданий. Первичную регистрацию компания прошла в 1998 году. Дата последней регистрации – 10 апреля 2018 года. Руководитель – Женис Нугыманов. Учредитель – ТОО «Базис Девелопмент», Павел Белович.

Возвращаясь к сказанному

Также на официальном ресурсе goszakup.gov.kz опубликован лот на услуги технического надзора по строительству мостовой переправы. На эти цели областной акимат направит порядка 219 млн тенге. Начало приема заявок – 3 июля. Срок окончания – 18 июля. Из протокола вскрытия конкурсной документации следует, что заявки подали семь поставщиков: ТОО «СейсмоСтройЗащита» (Алматы), ТОО «Компания Құрылыс көмек» (Алматы), ТОО «Музтау» (Алматинская область), ТОО SAM Project (Нур-Султан), ТОО «Восток Инжиниринг» (ВКО), ТОО «Нұрәлем-Құрылыс» (ВКО), ТОО «Құрылысмаркетинг» (ВКО). Информации о победителях пока нет.

В январе нынешнего года также был проведен конкурс на разработку технико-экономического обоснования по проекту «Строительство подъездной автомобильной дороги к мостовому переходу через реку Бухтарминское водохранилище в ВКО» стоимостью 32,8 млн тенге. Победителем стало ТОО «Алматыдорпроект».

Напомним…

До этого, в 2017 году, власти ВКО рассчитывали на финансирование моста со стороны Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР). Проект подразумевался как концессионный, но там после долгих раздумий отказались. Из-за «удорожания проекта и низкой эффективности».

Тогда стоимость проекта была 23,6 млрд тенге. Пока искали другие источники финансирования, проект успел подорожать до 35 млрд тенге.

После озвучивалась стоимость в 30,2 млрд тенге. В этот раз предложения о сотрудничестве направлены в Азиатский банк развития (АБР).

Между тем срок действия ПСД истекал в 2020 году.

В сентябре 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату ВКО рассмотреть вопрос выделения средств на строительство моста на Бухтарминском водохранилище. Глава государства отметил важность проекта для района с населением более 20 тысяч человек.

В начале 2020 года руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов в ходе пресс-конференции рассказал, что строительство важного объекта обойдется бюджету в 30,2 млрд тенге. По его словам, 90% этих средств выделят из республиканской, 10% – из областной казны. Также власти сообщали о том, что, не дожидаясь конкурсных процедур, областной акимат выделил из местного бюджета на начало строительных работ мостовой переправы через Бухтарминское водохранилище первоначальные 500 млн тенге. 

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!