Как строился бизнес ОПГ автоугонщиков в Алматы?

4513

В 2006 году в южной столице был зарегистрирован очень резкий скачок угонов.

Как строился бизнес ОПГ автоугонщиков в Алматы? Фото: gismeteo.ru

О том, какая ситуация с угонами автомобилей складывалась в Алматы 17 лет назад – в 2006 году, inbusiness.kz рассказал бывший начальник отдела по розыску похищенного автотранспорта управления криминальной полиции ДВД города Алматы, экс-главный оперуполномоченный Южного регионального управления по борьбе с организованной преступностью (ЮРУБОП) комитета криминальной полиции МВД РК, сейчас пенсионер МВД, полковник полиции в отставке Станислав Портнягин.

Их сажают, но они продолжают 

Крупнейший казахстанский мегаполис Алматы словно магнит притягивал и продолжает притягивать к себе автоугонщиков: они едут практически изо всех стран бывшего СССР. Главной причиной этого интереса является не только изобилие здесь дорогих авто, но и то, что в Алматы огромное количество транспортных средств.

Так, по свидетельству начальника департамента полиции города Алматы генерал-майора Арыстангани Расилхановича Заппарова, в настоящее время у нас в городе зарегистрирована 616 тысяч 781 единица транспортных средств. Кроме того, в Алматы ежедневно въезжает и выезжает из него около 398 тысяч машин! Однако в последнее время благодаря усилиям сотрудников алматинской полиции количество угонов существенно сократилось. 

По данным ДП города Алматы, за 9 месяцев текущего года в южной столице зарегистрировано 89 угонов автотранспортных средств. Что на 16% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Раскрываемость составила 94,1%, практически все угоны раскрыты.

Найдены 129 автомобилей, числящихся в угоне, в том числе и похищенные в прошлые годы. Причем 25 из них престижного класса. За совершение краж и угонов автотранспорта с начала текущего года задержан 121 подозреваемый. Некоторые из них совершали преступления в составе 13 преступных групп. Угоны и кражи автомобилей осуществлялись в условиях не очевидности: в темное время суток и в отстутствие свидетелей. На рынке имеется спрос на запчасти старых машин, таких марок, как "Мазда", "Мерседес", "БМВ" и "Дэу-Нексия". Анализ показывает, что подобные преступления в большинстве случаев совершаются молодыми людьми в возрасте от 17 до 25 лет. Они прибывают в Алматы на заработки как из других регионов Казахстана, так и из соседних государств. Такой портрет среднестатистического угонщика был составлен аналитиками управления криминальной полиции.

Самые "угоноопасные" районы Алматы в 2006-м

По словам полковника полиции в отставке Станислава Портнягина, в 2006 году в южной столице был зарегистрирован очень резкий скачок угонов машин – на 60% больше, чем в 2005 году.   

– Сколько машин "ушли" в 2006-м?

– Около 370 машин.

– Может, это объяснялось простым увеличением общего числа автомобилей в Алматы?

– Извините, но ведь алматинский автопарк не вырос за год на 60%! Да и похитители тоже угоняли не все машины подряд, а, главное – не из всех районов.

– Где же они, главным образом, "работали"?

– В Алмалинском, Бостандыкском и в Ауэзовском районах города.  

– Чем же они так понравились угонщикам?

– Тем, что районы эти так называемые спальные: в то время там почти не было охраняемых стоянок или парковок. Машины просто ставили возле бордюров на второстепенных улицах.

– Но ведь кое-где охранники все же были?

– Да, но их главной задачей являлись вовсе не охрана чужой собственности, а сбор денег за стоянку. Секьюрити просил у автомобилиста 150 тенге за ночь и 200 тенге за сутки.

Вручив требуемую сумму, автолюбитель считал, что теперь он может спать спокойно, ведь, его "ласточка" под надежным присмотром. Но, как оказалось на практике, собрав деньги с автовладельцев, охранник уходил домой!

– Значит, машины пропадали с таких вот псевдоохраняемых стоянок?

– Да, но не только. Автомобили похищали также из дворов.       

– Угонщики, они были приезжие или местные?

– Всякие и разные. Раньше действительно в Алматы преобладали в основном местные "спецы". Но потом начали возникать так называемые микст-группы: из алматинцев и приезжих преступников.

– "Не местные" откуда приезжали?

– Из городов и поселков Алматинской области, из восточных и южных регионов Казахстана. Встречалось немало иностранцев – граждан Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и России.

Причем в таких "микст-группах" практиковалось разделение по специализации. Например, жители Алматы присматривали авто подороже и поновее, а потом арендовали гаражи. Их подельники из других регионов республики или же иностранцы разбирали в этих гаражах похищенные машины на запчасти. Затем местные договаривались на барахолке с торговцами и сдавали им запчасти по низким ценам. 

Приезжие "работали" по "старью"

– Являлись ли приезжие высококлассными профессионалами?

– Нет, они годились лишь на то, чтобы угонять какое-нибудь старье.   

– Какие машины в те годы были самыми угоняемыми?

– Большой популярностью пользовались автомобили марок "Мазда", "Ауди-100" – "селедки", "Ауди-100 С-4", "Ауди-80", "Тойота" и "Мерседес". Все от 1988 и до 1995 года выпуска. Похищали они и российские "Жигули".

Необходимо отметить, что преступники предпочитали те машины, которые не были оборудованы охранной автосигнализацией.

– А дорогостоящие машины они угоняли?

– Конечно! Главным образом, джипы, такие, как "Мерседес-Гелендваген", "Лексус-470", "Тойота-Ленд-Крузер", и даже новенькими "Мицубиси-Паджеро" не брезговали.

– Но там ведь, наверняка, стояла надежная "сигналка"?

– Конечно, поэтому за такими авто могли "охотиться" лишь представители элиты среди автоугонщиков. Для чего они покупали различные электронные приспособления, которые способны отключить любую автосигнализацию.

– А если таких приборов под рукой нет, а машину престижного класса очень хочется?

– Тогда они шли на откровенный разбой. Так, например, в одну транснациональную организованную преступную группировку автоугонщиков входили граждане Кыргызстана и Казахстана.   

Наши сограждане искали подходящую для похищения машину, нападали на ее владельца, выбрасывали его из авто и гнали на пограничный пост "Кордай".

А их подельники – граждане Кыргызстана перегоняли украденную машину через границу. Кстати, как-то раз они отняли авто даже у одного известного алматинского криминального авторитета. Угрожая оружием, его вывезли из южной столицы и, высадив по дороге на Бишкек, привязали к дереву. Там он и остался, а налетчики-угонщики на его джипе "Лексус-470" скрылись.

Позже, когда их задержали, они признались, что разбойные нападения совершали по указанию известного киргизского криминального авторитета по прозвищу Еркеш.

– Похищенные машины отгоняли в Кыргызстан? 

– Конечным пунктом являлся Афганистан, там угнанные джипы передавали афганским наркобаронам в обмен на героин.  

Иногда похитителям престижных авто удавалось получить и приятные бонусы. Так, в Алматы двое налетчиков напали на водителя одной из компаний в тот момент, когда он тормознул служебный "Лексус-330" возле дома № 290 на улице Жарокова. Его избили, машину угнали, а в ее салоне разбойники нашли пакет со 160 тысячами долларов США. Естественно, деньги являлись собственностью той же самой компании, которой принадлежал и похищенный автомобиль.  

И другой случай. Генеральный директор одного из алматинских ТОО припарковал свой "Мицубиси-Паджеро" рядом с кинотеатром "Арман" и ушел. При этом он позабыл об оставленном в салоне джипа портфеле с 65 тысячами долларов США. Когда же вернулся, то ни денег, ни портфеля уже не нашел. Но джип преступники брать не стали, видимо, решили ограничиться портфелем с долларами…

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что по сравнению с 2006 годом количество угонов и краж машин в Алматы сократилось в четыре раза. Это стало возможным благодаря сразу нескольким факторам: увеличению числа камер видеонаблюдения, возросшей осторожности автовладельцев, сокращению количества автоугонщиков экстра-класса.   

Ранее сообщалось, что крупную ОПГ автоугонщиков возглавлял бывший сотрудник МВД.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться