RU KZ
Как удержать киберталанты в Казахстане

Как удержать киберталанты в Казахстане

15:18 17 Ноябрь 2020 1032

Как удержать киберталанты в Казахстане

Автор:

Игорь Воротной

Qazaq Cybersport Federation в начале декабря этого года обнародует стратегию развития киберспортивного сообщества страны на ближайшие пять лет, сообщил вице-президент Казахстанской федерации киберспорта республики Евгений Богатырев.

Главной целью данной стратегии станет выстраивание полноценной системы киберсоревнований различного ранга для любителей и профессионалов, а также привлечение к киберспорту внимания потенциальных спонсоров. Которые помогут начинающим атлетам и командам выйти на новый уровень развития: с появлением в стране собственной платформы Pinger Pro эти процессы удалось активизировать. К настоящему времени на казахстанском «киберстадионе» прошло более 120 турниров, в том году в них приняло участие более 40 тысяч человек, а партнерами этих турниров стали 16 известных брендов. И сейчас в Qazaq Cybersport Federation намерены развить этот успех.

«У нас уже есть большая студенческая лига, в разработке лига для школьной аудитории, есть турниры для любителей, где нет профессиональных и полупрофессиональных организаций и игроков, но есть турниры с достаточно большими призовыми фондами для топовых команд. В следующем году мы сможем проводить официальные розыгрыши чемпионата и Кубка Казахстана с присвоением званий мастеров спорта», – сказал Богатырев в ходе прямого эфира в Instagram.

Если сравнивать итоги 2020 года с ситуацией пятилетней давности, когда в Казахстане киберсостязания проводились бессистемно, то деятельность федерации, которая возникла чуть более двух лет назад, можно считать успешной. Но в самой QCF считают, что строительство национальной киберсистемы только началось, и намерены переломить существующую тенденцию, когда лучшие представители казахстанского киберспорта уезжают за рубеж и блистают в составах иностранных киберорганизаций.

«Чтобы человек не хотел уезжать из Казахстана, у него должны быть условия, чтобы он развивался, зарабатывал, становился успешным, известным, богатым тут, – считает Богатырев. – На данный момент решением этого вопроса является создание местных локальных турниров, лиг с четкой и понятной иерархией, куда условный любитель может прийти, заработать какие-то минимальные деньги, понять, что такое работа в команде, подняться на следующий уровень, вот тогда он будет удовлетворен нашим регионом», – отмечает он.

QCF с нынешнего года внедрило не только систему регулярных турниров, но и сформировало на базе той же Pinger Pro онлайн-академию, слушателем которой может стать каждый любитель киберспорта республики. И все же, отмечает вице-президент федерации, это – решения для базового любительского уровня, те же, кто хочет участвовать в более престижных турнирах, будет стремиться вырваться из страны по банальным техническим причинам: удаленность от серверов разработчиков делает казахстанских игроков менее конкурентоспособными в тех же европейских и мировых розыгрышах за счет пинга – слишком большой задержки сигнала.

Здесь казахстанская федерация выход видит в том, чтобы привести эти турниры в страну, по примеру Китая, у атлетов которого примерно те же технические проблемы, что и у казахстанцев, но оттуда никто в Европу уезжать не стремится. Потому что уровень внутренних соревнований в Поднебесной достаточно высок, и вполне удовлетворяет лучших из лучших киберспортсменов этой страны. Для этого необходима развитая инфраструктура, признают в Qazaq Cybersport Federation, и вот ее-то можно создавать с учетом зарубежного опыта и с участием (частичным) иностранных платформ. Не исключено, что об итогах переговоров с этими иностранными участниками станет известно в самое ближайшее время, и все же в QCF делают основную ставку на развитие собственных ресурсов

«Надо помнить, что, когда приводишь в свою страну другую компанию, которая здесь что-то делает для Казахстана, большая часть участвующего в таких проектах персонала – это сотрудники иностранной компании. Это не развивает многие возможные профессии, которые могут появиться, а в рамках Pinger Pro у нас сейчас трудятся около 30 человек, это судьи, администраторы, режиссеры – огромный пул ребят, которые могут делать хороший продукт, могут хорошо проводить турниры и соответственно, эти люди – наши, казахстанцы, и они получают опыт по развитию киберспорта в регионе», – подчеркивает Богатырев.

Именно поэтому основной линией деятельности федерации будет развитие местных кадров, и не только для обслуживания «киберстадиона» – вице-президент Qazaq Cybersport Federation, например, считает одной из главных проблем казахстанского киберспорта то, что в стране так и не появилась до сих пор критическая масса менеджеров, способных киберспортивный клуб превратить в продукт, и этот продукт нормально монетизировать, управлять им, выстраивая какую-то инвестстратегию. При наличии большого количества талантливых игроков, выигрывавших, в числе прочего, и чемпионаты мира, хорошие менеджеры остаются в Казахстане штучным товаром – и их тоже нужно «выращивать». В том числе и для того, чтобы в страну пришли самые крупные турниры. Например, со статусом Major – с призовым фондом свыше 500 тысяч долларов. Именно такой Major по Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) в Кракове с призовым фондом в миллион долларов в 2017 году выиграла СНГ-пятерка Gambit с тремя казахстанцами – Абаем «H0bbit» Хасеновым, Рустамом «mou» Телеповым и Дауреном «Adren» Кастыубаевым – в составе.

«Увидеть Major в Казахстане реально, но для этого нужен местный турнирный оператор, который этот Major сможет захостить, – говорит вице-президент казахстанской федерации. – Первый шаг мы уже сделали: все знают компанию Tencent Games, правообладателя игры Pubg Mobile. Сейчас турниры по этой дисциплине собирают в Казахстане уже до 1000 команд, мы в прошлом месяце получили статус «кампус», степень признания со стороны турнирного оператора. Этот статус получают те, у кого есть определенный уровень продакшна, определенный уровень команд, определенный уровень техоснащения. Разумеется, чтобы провести мэйджор, можно заплатить огромную кучу денег сторонней компании, чтобы она приехала и провела один турнир в Казахстане, но это значит отдать огромную кучу денег в третьи страны, даже не соседям, и через неделю забыть о турнире. Так что нужно растить свои кадры для того, чтобы в будущем у нас были постоянные турниры по разным дисциплинам. Рынок нужно развивать свой», – заключил он.

Сейчас в Казахстане на платформе Pinger Pro проводятся состязания по 20 дисциплинам, топовый интерес со стороны казахстанских участников, по данным QCF, вызывают четыре из них – Pubg Mobile, Free Fire, Fortnite и CS:GO.

Игорь Воротной


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!