По такому пути развивается легкая промышленность Российской Федерации. Фабрики, выпускающие ткань для школьной формы, дотируются государством.
"Думаю принятие решения о школьной форме - это ответ правительства на наши проблемы – развитие легкой промышленности. Другое дело, что сначала надо было промышленность на ноги поставить, ткацкие фабрики восстановить, а потом единую форму вводить", - говорит коммерческий директор ТОО "КазПрофБезопасность" Дамиржан Алпысбаев.
Цена на школьную форму напрямую зависит от стоимости ткани, так как ее составляющая в себестоимости продукции доходит до 60%. "Сегодня метр ткани, завезенный из Турции (фабрика SIMSEK TELSTIL) и России (Свердловский камвольный комбинат), обходится в сумму порядка 2,5 тыс. тенге. Если бы ввели дотации на ткань для школьной формы, то цена костюма стала бы значительно меньшей. Например, костюм для мальчика из старшей возрастной группы стоит сегодня 16 тыс. тенге, при дотации он бы обходился в 10-11 тыс. тенге", - продолжает коммерческий директор.
Непосредственно для ТОО "КазПрофБезопасность" пошив школьной формы - это первый опыт работы с детской одеждой. Предприятие много лет специализируется на спецодежде для металлургов, горняков. Впрочем, о расширении своей номенклатуры думали давно. Поэтому, когда в апреле в Павлодаре состоялась первая выставка школьной формы, в которой приняли участие двенадцать казахстанских производителей легкой промышленности, предприятию было что показать. Подготовили модели. Были заключены контракты с сельскими школами двух районов области, куда до 1 сентября предприятие должно поставить около 2 тыс. комплектов одежды.
"Мы уже почти выполнили половину заказа, к концу месяца планируем завершить работу. Стоимость формы для девочек колеблется от 8,5 тыс. тенге до 15 тыс. тенге. Зависит от размера и комплектации. Юбка с жилетом дешевле, нежели с пиджаком. Одежда делится на три группы: младшая, средняя и старшая. Костюм на мальчика старшей группы стоит 16,5 тыс. тенге. Мы используем полушерстяную турецкую и российскую ткани. Я прошлась по местным рынкам, там, в основном, присутствует школьная форма, завезенная из Узбекистана, Киргизии. Да, она несколько дешевле, но эти костюмы не висят, а стоят, потому что там полиэфирное волокно. Это небезопасно для здоровья ребенка", - говорит директор проекта школьной формы "Әлем-ай" при ТОО "КазПрофБезопасность" Алтын Алпыспаева.
Причем, чтобы завоевать даже сельский рынок, представители компании отправились в районные школы с образцами своей одежды. В результате получили заказ, отказавшись от предоплаты, понимая, что на селе свободных средств нет. "Первый год – самый трудный. Приходили родители и буквально пуговицы выбирали, карманы просили разместить в другом месте. Мы отвечаем: мы не ателье, мы фабрика, в ответ – тогда мы других найдем. Поэтому в этом году мы пошли на то, что сняли мерки с каждого ребенка. Это рынок, и мы сегодня вынуждены подстраиваться под клиента. Теперь учтем эти ошибки, разработаем единую коллекцию на 2017 год, которую и будем отшивать к новому учебному году на склад. И будем школам предлагать уже готовые изделия. Нынешний год, скорее познавательный, что хотят родители, дети. Сегодня мы уже имеем четкое представление, что необходимо ученику. Девочки практически отказываются от брюк, юбки предпочитают клетчатые, основной цвет – темно синий", - говорит коммерческий директор Дамиржан Алпысбаев.
Чтобы подойти к следующем учебному году подготовленными, на фабрике планируют отшивать по 5-6 тыс. комплектов в месяц в течение полугода. Работа на склад, в данном случае, необходима. В этом году, чтобы не подвести школьников, ткань пришлось завозить из Турции самолетом. Планируется открыть три торговых точки, сегодня у предприятия свои филиалы в Астане, Экибастузе, Павлодаре. К слову, чтобы перейти на новый уровень производства, предприятие закупило европейское оборудование на сумму 50 тыс. долларов. ТОО "КазПрофбесзопасность" - участник "Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса - 2020".
Какова будет стоимость школьной формы в следующем году, руководство предприятия однозначно ответить не может. "Цена будет зависеть только от курса доллара и рубля. Ситуация бы кардинально изменилась, если бы наладили производство тканей в Казахстане", - говорит коммерческий директор предприятия.
Некоторым сельским школам фирмы возвращают предоплату, взятую весной: не успели пошить. На предприятии рады помочь, но только после выполнения обязательства по договорам. Если что-то останется на складе.
Марина Попова, Павлодар