Летное поле возле села Самсы долгое время служило в качестве пересадочной базы для сельскохозяйственной авиации. Когда-то в стране насчитывались целые флотилии небольших самолетов, выполнявших множество задач, от опыления полей от сорняков и вредителей до пассажирских перевозок и доставки больных в составе санитарной авиации.
Советский "кукурузник", биплан Ан-2, прототип которого впервые поднялся в небо в 1947 году, стал самым массовым самолетом, выпускавшимся в СССР, в Польше, и до настоящего времени производится в Китае. По данным из открытых источников, всего было выпущено около 18 тысяч самолетов этой модели различных модификаций.
Количество выпущенных самолетов – не единственный рекорд Ан-2. Этот биплан внесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, серийно производящийся уже более 70 лет.
Но похоже, что история именно этих самолетов и этого аэродрома подходит к своему концу.
Как рассказали местные жители, эти воздушные суда уже давно прикованы к земле. Последний полет они совершали около 20 лет назад и много лет числятся в залоге у одного из банков. На всех самолетах повреждена обшивка крыльев, выполненная из перкали – хлопчатобумажной ткани, пропитанной специальным лаком. Некоторые экземпляры стоят без двигателей, а один самолет стараниями местных сборщиков цветных металлов остался без пропеллеров, которые были просто спилены с самолета.
Площадка аэродрома, рулежная дорожка и взлетная полоса когда-то имели ровное асфальтобетонное покрытие, но сейчас уже поросли травой. Хотя ее и пытаются косить, но природа постепенно берет свое.
Вокруг села и аэродрома еще сохранились поля, где местные фермерские хозяйства ведут свою деятельность, выращивая зерновые культуры.
Через само село Самсы еще недавно проходила трасса республиканского значения, являющаяся частью транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, но после строительства новой магистрали село оказалось в стороне. В советское время село было одним из центров мериносного овцеводства. Тонкорунная шерсть местных овец, как рассказывали местные старожилы, долгое время считалась одной из лучших по качеству в мире.
Сейчас большинство местных жителей работают в Алматы, ежедневно тратя на дорогу по несколько часов. Многие перебрались жить поближе к мегаполису или переехали в города. Те, кто смог наладить свое хозяйство, продолжают работать на полях или разводить овец.
В нескольких километрах от села расположены заброшенные здания бывшей военной части. До обретения независимости это был один из крупных гарнизонов Среднеазиатского военного округа, где базировались военнослужащие различных родов войск.
В рамках реорганизации вооруженных сил часть была переброшена в другую область, и теперь эти здания стали прибежищем для сталкеров и любителей сражений с применением пейнтбольного оружия. Время от времени в корпусах гарнизона они устраивают настоящие сражения.
Весной и в начале лета природа Казахстана радует настоящим буйством красок и голосов. На дороге, ведущей к аэродрому, помимо голубей, майн и воробьев, можно было встретить и грачей, и жаворонков, и удодов – необычных птиц с загнутыми клювами и яркими хохолками перьев.
Попадались и сизоворонки – частые обитатели заброшенных строений. Несколько пар устроили свои гнезда прямо в крыльях стоящих на аэродроме самолетов. А на земле, несмотря на жару, до сих пор можно наткнуться на красные пятна маков.
Читайте по теме:
Все больше девушек в РК выбирают авиационные специальности