Георгий Кравченко работает в сфере международных перевозок и поэтому не понаслышке знает все барьеры, с которыми приходится сталкиваться отечественным производителям-экспортерам: начиная с подготовки сопроводительных документов и пересечения границы, заканчивая доставкой товара на внешний рынок, передает inbusiness.kz.
– Георгий Алексеевич, расскажите, как сейчас обстоят дела с пересечением границ?
– Если говорить о Китае, то автоперевозки временно приостановлены. Экспортируем в Поднебесную через Россию или Грузию, где морским путем отправляем груз в порты Китая. Там при соблюдении определенных процедур проблем по приемке товара нет. Проблемы есть только на нашей с КНР границе.
– То есть делаете круг?
– Да, приходится на такие меры идти, и в некоторых случаях такая доставка дешевле. Дольше, конечно. Занимает до 60 дней, но намного стабильнее. В целом проблемы по доставке товаров из Казахстана в Китай преподнесли многим производителям небольшой урок, а именно заставили задуматься о диверсификации поставок, не смотреть только в сторону Китая. Поблизости есть большие рынки с нераскрытым потенциалом – Россия, Узбекистан. Прошедший год заставил больше изучать рынки Ближнего Востока, Европы, Америки и Африки. Соответственно, учитывая трудность вывода продукции в эти регионы, большую роль играет государственная поддержка.
– Какие инструменты господдержки помогают сейчас экспортерам?
– В данный момент существует около 20 видов финансовых и нефинансовых мер поддержки экспорта. Среди них хочу отметить такие важные инструменты, как страхование авансового платежа, продвижение отечественных производителей на платформе Alibaba, торгово-экономические миссии в различные страны. Особого внимания заслуживает экспортная акселерация – программа по продвижению отечественных компаний за рубежом. В прошлом году 35 компаний продвигали на рынке Китая. В этом году, помимо товаров, продвигаются и услуги. Это большой шаг, ведь услуга – это тоже часть несырьевого экспорта, ее легче экспортировать, чем товар, и иногда объемы экспорта услуг в финансовом выражении могут превышать экспорт товаров. И, на мой взгляд, самая полезная мера – это возмещение транспортных расходов производителей-экспортеров. В прошлом году на эти цели выделили 5,6 млрд тенге. В этом году уже приняты заявки от 132 компаний на 4,5 млрд тенге. Мера очень хорошая, но ее нужно доработать, чтобы сделать максимально эффективной. Для этого я провожу анализ проблем, с которыми сталкиваются производители при подаче и рассмотрении заявок на возмещение транспортных затрат. На ближайшем заседании общественного совета планирую внести данный вопрос на рассмотрение.
– Вы вошли в общественный совет, имея большой опыт в области международных перевозок. Какие предложения Вы хотите донести до госорганов, чтобы экспорт стал проще и быстрее?
– Как известно, недавно президент утвердил 10 национальных проектов. Один из таких – это "Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев". В этом проекте предусмотрена задача по увеличению несырьевого экспорта до 41 млрд долларов. В данный момент этот показатель составляет 14-15 млрд долларов. Что касается барьеров в процессах несырьевого экспорта, то можно сказать, что, к сожалению, их много. К примеру, бывают трудности с электронными базами. На данный момент единственный способ получить тот или иной экспортный документ – это подать документы в режиме онлайн. И если какая-то база временно неисправна, то экспортер не может вывезти продукцию, грузы простаивают. Здесь нужна альтернатива: не работает база – выписывайте в бумажном виде, не задерживая отправку продукции. Также развитию экспорта может поспособствовать организация выдачи документов на границе при выходе товара из Казахстана.
Кроме того, необходимо законодательно создать условия, при которых несырьевая продукция будет проходить границу в приоритетном порядке.
– Через "зеленый коридор"?
– Да, я считаю, что нужен "зеленый коридор" для несырьевой продукции на всех границах Казахстана. Это придаст экспорту значительный рост и стимулирование. Как вы знаете, в прошлом году на заезд в Китай образовалась большая очередь из фур, подавляющее большинство из которых заезжали в КНР порожними с целью загрузить и вывезти китайский товар в Казахстан. Лишь малая часть машин везла казахстанскую продукцию в Поднебесную. Тем не менее наши казахстанские чиновники ставили машины с отечественной продукцией в общую очередь с порожними. То есть у экспорта не было никакого приоритета. Приведу небольшой пример: в апреле 2020 года на пункте "Нур Жолы" 3 машины с казахстанской замороженной говядиной простояли в очереди 20 дней! Представляете, какие это расходы?! Нужно соблюдать температурный режим – 18 градусов, а в сутки это требует 50 литров дизтоплива. Вместимость бака для холодильной установки составляет 200 литров. То есть каждые 4 дня водитель искал способы, как в полевых условиях пополнить запасы топлива, чтобы обеспечить нужную температуру. Помимо этого, есть расходы и на проживание водителя. Соответственно, это колоссальная финансовая нагрузка на экспортера, что приводит к удорожанию товара и делает его неконкурентоспособным. И это только один пример, а их на самом деле масса. Естественно, после жалоб производителей экспортные товары стали пропускать без очереди. Однако спустя некоторое время появлялись чиновники, которые по каким-то причинам вновь ставили машины с экспортом в общую очередь. И так было несколько раз до конца года. Думаю, не стоит комментировать, как это повлияло на деловую репутацию казахстанских экспортеров перед китайскими покупателями. Подобные проблемы возникают не только на границе с КНР. Очень часто очереди возникают и в направлении Узбекистана, где также машинам с казахстанским товаром приходится стоять в общей очереди. Прямо сейчас, пока мы с вами беседуем, третий день на посту "Капланбек" в очереди стоит наша машина с кондитерскими изделиями, где перед ней около 50 порожних машин, идущих за узбекистанскими овощами и фруктами. Нередко такое бывает и на границах с Россией. И если бы был закон, дающий приоритет и неприкосновенность экспорту, то этого всего можно избежать. Экспорт стал бы быстрее, выгоднее и эффективнее. Ведь скорость поставки играет огромную роль. Да и затраты на логистику могут уменьшиться в связи с тем, что транспортные компании были бы больше заинтересованы везти экспортный товар, чтобы не простаивать в очередях.
– Что еще беспокоит Вас, как транспортника?
– Еще есть проблема с выдачей бланков разрешений на автоперевозки. Ими занимается комитет транспорта МИИР. На каждую поездку в третьи страны нужен такой бланк. Это своего рода виза для машины. Бывает, что создается дефицит на эти бланки и экспортеры не могут вывезти казахстанскую продукцию в ту или иную страну. То есть товар есть, покупатель есть, все документы на руках, а вот бланка нет. Для экспортных перевозок нужно создать отдельный резерв этих бланков.
– Постоянно контактируя с отечественными производителями, какие еще проблемы Вы могли бы отметить?
– Как член общественного совета МТИ, я обращаюсь к нашим производителям с целью изучения текущих проблем, связанных не только с транспортировкой. Одна из таких проблем – это дефицит сырья. К примеру, дефицит соевых бобов и семян сафлора. Хотя как такового дефицита нет. В Казахстане указанные культуры производятся в больших объемах, но в основном продаются за рубеж в виде сырья для дальнейшей переработки. А вот для местных производителей практически ничего не остается. Считаю, что нужно защитить интересы переработчиков – субсидировать фермеров, мотивируя продавать сырье на местном рынке либо ограничить экспорт сырья. Если стоит цель повысить несырьевой экспорт, то мы должны над этим работать.
Также существует проблема недооценки экспортного потенциала некоторых товаров. К примеру, в соседнем Китае очень большой спрос на куриные лапки и говяжьи субпродукты. У нас эти товары имеют хороший производственный потенциал и большое предложение, но работа по развитию экспорта в данном направлении госорганами не ведется.
Другая проблема – это сертификация продукции на внешнем рынке. Месяц назад появилась отличная новость: казахстанские производители вина могут свободно отправлять продукцию в Европейский союз, так как сертификат для экспорта теперь можно получить в Казахстане. У нас очень много товаров, которые можно реализовать в ЕС, но нет сертификации. Взять, к примеру, мед. У одного нашего производителя есть контракт на поставку во Францию, но нет сертификации. Для этого казахстанская сторона в лице наших государственных органов должна запустить определенные процедуры для дальнейших действий с европейскими ведомствами. Эту проблему мы также будем обсуждать, озвучивать руководству министерства торговли и интеграции, чтобы ускорить решение этих вопросов.
И, конечно же, остро стоит вопрос текущих ограничений экспорта в Китай. Думаю, наш МИД должен усилить переговоры по скорейшему решению данного вопроса.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!