Алматинка в пятом поколении Александра Соколова, объединив свою страсть к дизайну и интерес к истории Казахстана, воплотила ее в ювелирном искусстве, создав свой бренд "Путь кочевника". Об особенностях ювелирного бизнеса и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, она рассказала корреспонденту inbusiness.kz.
Украшения со смыслом
Все началось с семейной истории. Александра рассказывает, что любовь к работе с металлами, проходящая в ее семье через поколения, не обошла стороной и ее. Дедушка был академиком, занимавшимся тяжелой металлургией и открывавшим заводы в Казахстане. Мама Александры по сей день работает с драгоценными металлами, а сама Александра много лет занимается золотым трейдерством.
На создание ювелирного бренда владелицу бизнеса вдохновила Италия, где она училась на дизайнера-модельера. Александру поразили отношение и любовь итальянцев к тому, что они делают, а также способность передавать эту любовь через поколения.
“Изначально, поступив в Marangoni, я хотела работать в фешн-индустрии. Но из-за быстрого ритма каждый новый дизайн становится не актуален через три месяца, цикл достаточно скоротечен. Я задумалась над тем, чтобы создавать дизайн, который будет актуален дольше, и это абсолютно история про ювелирные изделия. Так я перешла на факультет ювелирного дизайна и начала заниматься ювелирным промыслом и параллельно искусством, а не просто трейдерством. Италия научила меня любить культуру искусства. Люди там любят то, что делают, и делают то, что любят. К каждому сантиметру земли, кирпичику, любой детали они относятся с любовью, потому что это их культура, история, род. Я начала задумываться: а что происходит у меня дома? Что есть моя культура? Ведь казахская культура – это такая невероятная и богатая смесь культур: монгольской, китайской, персидской. Столько всего, но где оно все?” – задалась вопросом собеседница.
Это побудило задуматься о богатстве культурного наследия Казахстана и о том, как можно продвигать его, воплотив его в красивой ювелирной истории.
Так зародился молодой бренд, совмещающий в себе ювелирное и кочевое искусство. Каждое новое украшение Александра разрабатывает сама, вкладывая в него особый смысл и философию. Все изделия рождаются на собственном производстве в Алматы, с использованием отечественных материалов.
“С одной стороны, смешение культур дает много неясностей, с другой – большое разнообразие. Среднеазиатская атмосфера очень добрая, теплая и уютно-домашняя, и сейчас самое время, когда мир готов прикоснуться к ней. Мы за то, чтобы золото было со смыслом, потому что люди носят его близко к телу, сердцу, собственной душе. Потому оно должно нести энергетическую ценность. И именно поэтому весь дизайн создаваемых украшений пропитан нашей историей и культурой”, – говорит предпринимательница.
Дорогое удовольствие
Стандартная формула расчета будущей стоимости ювелирного изделия зависит от стоимости материала (сумма материальной стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней и обработки металла, камня. – Прим. ред.). Уникальности дизайна в стоимость не закладывается, есть, конечно, вариант добавочной стоимости из-за имени бренда, вложений в продвижение и маркетинг и т. д.
По словам Александры, спрос на украшения растет. Это, в первую очередь, говорит о том, что многие покупатели предпочитают найти для себя эксклюзивное украшение с особым смыслом.
“Спрос нас радует. Он однозначно растущий, несмотря на то, что мы мало вкладываем в прямой маркетинг. Скорее это связано с тенденцией рынка и предпочтений потребителя. Все больше людей хотят найти что-то аутентичное, уникальное и обладать ценностью, имеющей свою историю. Несмотря на то, что у нас есть достаточно демократичная коллекция Basic, наибольший спрос имеет линейка Tengri, так как это идеальное сочетание дизайнерского решения, но приемлемого по цене”, – говорит предпринимательница.
Стоимость украшений рассчитана на средний класс. Весь ассортимент поделен на коллекции, и есть как мелковесные изделия (средний чек 150-300 тыс. тенге), так и более дорогие изделия с использованием редких драгоценных камней и более тяжеловесные (3-10 млн тенге). При этом стоимость на золотые изделия в РК начинается от 40 тыс. тенге. Основная часть затрат в этом бизнесе уходит на производство.
“Сам по себе процесс производства — это дорогое удовольствие: от покупки элементарной чистоты до полировки изделий, это семизначные суммы. Даже при малой наценке себестоимость продукции всегда будет очень высокой. Золото — это драгоценный металл, и хорошие природные камни — это всегда высокий ценник. Можно представить, какой необходим объем продукции для того, чтобы обеспечить необходимый объем изделий для поддержания ассортимента 1 шоу-рума”, – добавляет она.
Подводные камни
По словам Александры, ювелирный бизнес сложен тем, что требует постоянных инвестиций и обучения. Владельцам ювелирного бизнеса в Казахстане приходится сталкиваться с ограничениями в законодательстве.
“Золото – это твердая валюта. У него есть биржа, фиксированная цена. Но ты не можешь вывести, купить или заказать золото просто так. Нельзя заказать партию золота, как партию телефонов. Это первый подводный камень в этом бизнесе. Второй подводный камень – золото нужно залигатурить. То, что вы видите на витринах, – это не чистое золото, 585-я проба – это 58,5% чистого золота. Остальное – это лигатура, то есть примеси. Чтобы его залигатурить, нужно проделать большой технологический процесс, который потом еще должна подтвердить пробирная палата, в нашем случае РК. И если что-то не так, например, стерлась проба или не тот процентаж золота, придется все переправлять. Плюс нужно находить камни, подгонять их под огранку. Тут нужно очень четко понимать законодательную базу и наладить процесс до деталей, так как эта деятельность строго под надзором наших органов”, – поясняет собеседница.
Один из подводных камней, который удалось хорошо изучить, – это дизайн украшения. Ведь одно дело придумать и нарисовать украшение, совсем другое – воплотить придуманное в реальность. Когда автор приносит ювелиру эскиз, мастер должен понимать, что он хотел этим сказать. Так как производство бренда молодое и небольшое, без протоколов технических характеристик, все украшения приходится сначала носить на себе, проверяя их на прочность и комфорт, и переделывать по два раза, если придется. Но самое сложное из всего этого процесса – продать готовое украшение.
“Ювелирное производство — это сложно. Никто не знает, как делать техническую часть дизайна. Хороший технолог на вес золота, так же как и хороший ювелир, дизайнер. Мы не ювелирная страна, как Индия или Китай. Здесь, куда бы я ни приходила, получаю один и тот же ответ – это сделать невозможно”, – делится Александра.
При этом остаются сложности с поиском кадров, экспортом или использованием определенных металлов в работе, что мешает бизнесу развиваться.
“Я прихожу к юристам и говорю, что я хочу экспортировать золото, но законодательство не позволяет, ОКЭД нет. Либо я говорю, что хочу работать с нанокерамикой, в ответ слышу, что они не знают, что это такое. С титаном работать нельзя, с платиной тоже. Каждый раз приходится с этим сталкиваться. С одной стороны, это тяжело, с другой – легко, потому что ты первый. Ты приходишь к скорняку, и вы учитесь вместе. В итоге появляется первое отечественное ноу-хау. Поэтому ювелирный бизнес медленный. В него нужно долго вкладываться и играть в долгую. Но плюсы золота в том, что, если какие-то изделие не продается, его можно переплавить. Да, конечно, там есть и свои потери, чаще всего нельзя спасти камень, так как это очень хрупкая вещь”, – говорит Александра.
Стоит отметить, что для полноценного понимания процесса работы с камнем Александра получила дополнительное образование и сертификат геммолога в МГУ.
Не расход, а замороженный актив
Что касается окупаемости, то, по словам предпринимательницы, все, что связано с производством золота, – это не расходы, а замороженный актив, который всегда можно использовать. К тому же золото всегда окупится, ведь каждый день оно стоит дороже, чем было вчера. Поэтому Александра советует предпринимателям инвестировать в золото.
“Это все (показывает на витрины с украшениями. – Прим. ред.) замороженные активы. Даже если в бизнесе нет продаж, все, что куплено вчера, завтра можно продать дороже. Инвестируйте в золото, у него нет волатильности. И если кто-то работает с золотом, то нужно понимать колоссальную зону ответственности. Я бы советовала всем предпринимателям, которые хотят заниматься ювелиркой, это в первую очередь должно быть делом вашей души. Вы должны хотеть положить на это свою жизнь, как в воспитании ребенка. И это бизнес на доверии, потому что, если ты потерял грамм золота, ты потерял пятизначную сумму. Еще пару грамм – это уже шестизначная сумма. При любой халатности работа дальше не пойдет. Поэтому нужно собирать вокруг себя команду, которая любит то, что делает. В золотом бизнесе это очень важно. Это энергетически сильно заряженные вещи”, – делится мыслями собеседница.
Делясь планами на перспективу, Александра сообщила, что мечтает открыть экологически чистое ювелирное производство с использованием золота. Она стремится к тому, чтобы ее бренд ассоциировался с уникальностью, ручным трудом и культурным наследием Центральной Азии. Предпринимательница рассматривает возможности выхода на мировые рынки, в том числе США, Россию и Китай. На данный момент бренд La Voie Nomade продается по всему Казахстану.
Читайте по теме:
В Казахстане растут цены на ювелирные украшения
Кто основной поставщик ювелирных изделий в Казахстан?
Контрабандистка пыталась ввезти в Казахстан ювелирные украшения на 57 млн тенге