С чем связана подобная практика, пытались выяснить корреспонденты редакции программы "Наше дело".
Предприниматель Гуляим Антаева решила принять участие в аукционе на земельный участок в Талапкерском сельском округе Целиноградского района Акмолинской области. Предложила самую высокую цену и вместе с партнером приобрела два лота на землю. Однако радость от приобретения участка быстро сменилась разочарованием от его местонахождения. По факту земельный участок не отвечал требованиям для постройки небольшого магазина. Получилось, что Гуляим приобрела кота в мешке.
– По закону я должна прийти, купить землю с госактом, а нет, я сперва выкупаю этот участок, я не знаю, где его беру, выездов нету. Нам не говорят, – жалуется Гуляим Антаева. – Когда уже колышки забиваем, оказывается, что участок на отшибе. Естественно, что я отказываюсь, хочу деньги забрать. И вот здесь начинаются проблемы – приходится много бегать и буквально выбивать из чиновников свои деньги.
Казалось бы, дело житейское: не понравился земельный участок – есть возможность его вернуть, а заодно и потраченные деньги. Однако здесь-то и возникли проблемы. Гарантийный взнос и сумму, предложенную за сам участок, возвращать уполномоченный орган не спешит, хотя партнеру Гуляим повезло больше – ему согласовали возврат полной суммы.
– Я хочу достучаться до руководителя отдела Нуртазина Аскара. Это он же выставляет на аукционы. Этот участок не продавался с 2017 года, но таким образом он никогда не продастся. Деньги в бюджет поступать не будут, но местное руководство это мало беспокоит, хотя уже пришло время, когда они должны быть открыты к народу, – продолжает Гуляим.
Открытость к народу пока вызывает сомнения, потому как народ, устав бегать за чиновниками, обращается в СМИ, чтобы во всеуслышание заявить о своей проблеме. Нежелание сотрудничать и слышать народ Гуляим видит в отношениях, которые в какой-то момент перешли в плоскость личных.
– Мне кажется, что там уже личная месть, я так думаю, неприязнь ко мне, – подозревает Гуляим. – У госслужащего такого не должно быть, но на деле все именно так и происходит. Я поднимаю шум, но это оправданно. Как можно за один лот вернуть деньги, а за второй вот так волокитить?!
Странно получается, но уже действительно не удивляет ситуация, когда если человек должен государственному органу, то его быстро найдут или найдут способ, как вернуть долг, да непременно с пеней и штрафом. Но если государственный орган должен гражданину, то процесс возврата средств человеку может длиться бесконечно. При этом про ответственность уполномоченного должностного лица уже никто не говорит. Тут человеку лишь бы свое вернуть.
То, что местные власти серьезно относятся к своим обязанностям, вызывает большие сомнения. Подтверждается это соглашением о расторжении договора купли-продажи земельного участка. В одном месте участники соглашения указаны как продавец и покупатель соответственно, а в другом месте они уже числятся как арендатор и арендодатель. Дата заключения соглашения – 26 июня, а местный отдел земельных отношений все еще использует старое название столицы страны, да и в нем умудряется допустить ошибку. Кто-то скажет, что мелочь, но это официальный документ государственного органа, а не расписка частного лица, написанная на коленке от руки.
Вот и получается, что задумка Гуляим Антаевой приобрести на аукционе земельный участок и построить на нем магазин провалилась, а в бюджет не поступило около 2,5 миллиона тенге. На вопрос, кто виноват, ответ напрашивается сам собой, но угрызений совести никто не испытывает, исправлять ситуацию местные чиновники не спешат, хотя бизнес уже давно все придумал за них.
Официальный запрос на имя акима сельского округа Талапкер мы отправили. Будем ждать скорого и содержательного ответа.
Константин Харламов